Железнова Наталия
Конспект НООД по финансовой грамотности дошкольников «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» с героями сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта
Цель:
• формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений,
• развитие экономического мышления у дошкольников,
• воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики
Задачи:
• расширить представление детей о труде взрослых,
• воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности,
Публикация «Конспект НООД по финансовой грамотности дошкольников „Деньги, Монета, Банкнота, Пластиковая карта“ с героями сказок» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
• уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара, формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи, учить различать деньги,
• познакомить со свойствами денег в ходе экспериментирования, закрепить знания детей о возникновении денег,
• закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор, развивать творческие способности,
• продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, на бумаге;
• воспитывать интерес к занятию, прививать доброжелательное отношение к героям сказки;
• воспитывать желание заниматься, получать новые знания;
• закрепить счет до 10, соотносить существительные с прилагательными при счете.
Оборудование:
• Буратино и 5 монет;
• мяч
• материалы для опытов;
• пластиковая карта;
• соль, ткань, игрушечные продукты, мех, чай, специи;
• копилка, кошелек;
• бумага и цветные карандаши.
• копилка, монета достоинством 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, купюра 50, 100 рублей,
• карта сокровищ,
• схема кругооборота денег (монетный двор, банк, работа, магазин, сундук с кладом, листы для графического диктанта, задание с ключами и замками,
• 5 копеек из картона,
• задание «Что можно купить за деньги?».
Обогащение словаря:
• Зарплата – деньги, получаемые за работу;
• Кладоискатели – люди, которые ищут клад;
• Купюра – бумажные деньги;
• Монета – железные деньги;
• Товар – это продукт, произведение труда, которое выставляется на продажу.
Ход НООД:
1. Организационный момент.
Ребёнок читает стихотворение К. И. Чуковского
Как у наших у ворот чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не листочки на нем, не цветочки на нем,
А чулки и башмаки словно яблоки!
Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки, новые калошки.
Папа по саду пойдет, папа с дерева сорвет
Маше – гамаши, Зинке – ботинки, Нинке – чулки.
А для Мурочки такие крохотные, голубые
Вязаные башмачки! И с помпончиками!
Вот такое дерево, чудесное дерево!
В: Существует ли такое замечательное дерево, на котором вырастают различные необходимые нам вещи?
Д: нет
В: Где берут такие вещи?
Д: в магазинах
В: А кто знает, откуда они попадают в магазины?
Д: с фабрик, заводов
В: Как, и с помощью чего мы можем приобрести эти товары и услуги?
Д: с помощью денег
В: Да, ребята, и сегодня мы с вами будем говорить о деньгах.
1. Беседа о деньгах.
– Ребята, а кто знает, откуда у ваших родителей берутся деньги? Правильно, они получают зарплату на работе.
Игра «Да или нет».
Деньги можно нарисовать
Деньги можно получить в подарок
Деньги можно украсть
Деньги можно найти
Деньги можно отобрать.
Деньги можно выиграть
- Ребята, посмотрите, что лежит на столе? (соль, чай, специи, ткань, мех, продукты).
Как вы думаете это деньги?
Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду.
Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле…
Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на топоры, глиняные горшки меняли на кур, зерно на масло. Но это было неудобно. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга.
И люди пришли к выводу, что нужны деньги.
У одних деньгами сначала были животные: овцы, коровы, козы. Другие стали расплачиваться шкурками белок, зайцев, лисиц. Те, кто жили около моря, расплачивались солью, ракушками.
Воспитатель: Как вы думаете, это удобно было? Почему неудобно?
Дети: Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места.
Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть и выполнить мои задания
2. Основная часть
Появляется Буратино, лиса Алиса, кот Базилио. В кармане у Буратино – монеты, у лисы – банкноты, у кота – пластиковая карта.
В: Ребята, отгадав загадки, вы узнаете, что в карманах у персонажей. Маленька, кругленька,
Из кармана в карман скачет.
Весь мир обскачет.
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна. (Монета)
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
В: бумажные деньги называются банкноты. А если одна, то будет банкнота. (спросить у детей)
В банкомат её вставляют, пароль набирают.
И сразу деньги получают. (пластиковая карта)
Персонажи завязывают спор, что удобней в обращении (монеты, банкноты, пластиковая карта)
В: Ребята, давайте им поможем.
Рассматривают монеты, банкноты. И делают вывод.
Вывод. Монета : круглая, металлическая, звенит. Если их много, то они тяжелые.
Банкнота : прямоугольные, бумажные, шуршат, могут порваться, легкие.
В: Где мы носим банкноты, монеты?
Д: В кошельке.
В: Деньги у нас в наличии и называются они «наличные деньги»
А вот на банковской карте деньги безналичные. (рассматриваем карточку)
Вывод :небольшая, не ломается, прямоугольная, легкая, много цифр.
В: Так что же удобней? (монеты тяжелые; банкноты много носить, могут порваться, обязательно носить в кошельке, не удобно рассчитываться, может не быть сдачи)
Персонажи говорят спасибо, что им нужно уходить, торопятся в магазин.
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз- нагнулся
Два –нагнулся
Три – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Ребята, сегодня утром я так торопилась в детский сад, чтобы поскорее увидеть вас. У меня было такое хорошее настроение. Но то, что произошло в нашей группе, меня очень огорчило: деньги, которые мы копили на новые игрушки, пропали. Их, наверное, украли. А кто это сделал, я не знаю. Как вы думаете, кто бы это мог быть? Ответы детей.
Вдруг открывается дверь и залетает на метле Баба Яга.
Баба Яга: А вот и не отгадали. Ха-ха-ха! Это я украла ваши денежки. Они мне очень пригодятся. Скоро у Кощея Бессмертного день рождения, накуплю ему разных подарков, пусть радуется. (собирается улететь из группы)
Ведущий: Баба Яга, так это ты украла наши деньги! Верни нам их, пожалуйста.
Баба Яга: Ну, вот еще, вы себе еще нарисуете, а может быть, найдете или украдете у кого-нибудь.
Ведущий: Дети, разве можно нарисовать деньги, а тем более их украсть?
Дети: Нет. Воровать деньги нельзя.
Ведущий: Баба Яга, отдай нам наши деньги, а мы с ребятами тебе расскажем, что нужно сделать, чтобы у тебя появились твои собственные деньги.
Баба яга: Ага, какие хитренькие. Деньги я вам так просто не отдам. Сначала расскажите мне, где их взять, а потом я подумаю, отдавать вам деньги или нет.
Ведущий: Ребята, давайте расскажем Бабе Яге, откуда у людей берутся деньги.
Дети: Деньги можно заработать на работе. Деньги можно получит от продажи дома. Деньги можно выиграть в лотерею. Деньги можно получить в качестве подарка на день рождения.
Игра «Хочу и надо»
Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,
купить одежду – 1 монета,
на продукты – 1 монета.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Игра «Самое необходимое»
Что самое необходимое? (Еда.) Помогите выбрать самые необходимые продукты (на столе лежат картинки с изображением разнообразных продуктов питания) и сложите их в корзину.
В: Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?
Д: Зарплата, пенсия, стипендия.
В: Скажите, где можно получить деньги за свою работу?
Д: В банке, банкомате.
В: Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.
В: Для чего нужны деньги в семье?
Д: Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
Вывод:
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в
игру «Хочу и надо».
Мама получила зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
В: Муха, Муха - Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Как называется это произведение, и кто его написал?
Д: Муха-Цокотуха. Корней Чуковский!
В: А сейчас мы все превратимся в мух и полетим на ковер.
Физкультминутка «Муха»
Муха лапки подними, Муха лапки опусти.
Муха, Муха покружись, а потом земли коснись.
И животик свой потри. Раз, два, три- раз, два, три.
В: Давайте посмотрим с вами, какую же денежку нашла муха.
Д: 5 копеек.
В: Смотрите дети, у меня есть копилка. В ней много разных денег. Давайте рассмотрим, какие же деньги бывают. Деньги бумажные, они называются «купюра» и железные деньги, это «монеты». Всем вам приходилось иметь дело с деньгами. Что такое деньги? Деньги – это такой предмет, за который можно все купить. Например, пальто можно приобрести за несколько купюр, а хлеб можно купить за несколько монет. Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно. Вот наша Муха купила самовар. И сейчас мы с вами выполним задание «Что можно купить за деньги?»
Д: Выполняют задание.
В: Мы выяснили, что за деньги можно купить товар. А сейчас мы проверим, хорошо ли вы умеете считать деньги.
Физкультминутка:
«Считай и делай»
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать.
Графический диктант «Самовар»
(отступить 6слева 4вниз)
4вниз 2влево 1вниз 1вправо 1вниз 1вправо 1вниз 3влево 7вниз 3вправо
1вниз 1влево 1вниз 4вправо 1вверх 1влево 1вверх 3вправо 7вверх 3влево
1вверх 1вправо 1вверх 1вправо 1 вверх 2влево 3вверх 2вправо 1вверх 4влево
Д: выполняют задание.
–вставить героя сказки!Али Баба
Ребята, а теперь я предлагаю вам немного поэкспериментировать.
• Опыт №1.
Опустим бумажную купюру, карту и монетку в стаканы с водой.
Расскажите друг другу, что с ними происходит. Не торопитесь их доставать. А теперь доставайте и поделитесь мнениями, что случилось с бумагой и монетой.
• Опыт №2.
Опустим бумажную купюру, карту и монетку на грунт.
Какие следы оставил грунт?
Попробуйте её убрать тряпочкой и обсудите, в каком случае это делается легче.
• Опыт №3.
Для проведения следующего опыта превратитесь в сильный ветер и подуйте на бумагу, карту и монетку.
• Опыт №4.
А теперь в левую ладошку положите монетку, в правую – бумажку и сожмите их.
Что изменилось, а что осталось прежним? Попробуйте разгладить то, что смято.
• Опыт №5.
Положите бумажную купюру, карту и монетку в кошелёк.
Но вот незадача: кошелёк оказался дырявый. И что же потерялось?
• Опыт №6.
Поднесу к огню три атрибута. Понаблюдаем, что же произойдёт?
В: А вообще, откуда берутся деньги у родителей? Давайте сейчас рассмотрим схему кругооборота денег. Деньги печатаются на монетном дворе, потом они поступают в банк, из банка на работу, где работают ваши родители, там им платят зарплату, а потом ее тратят в магазине, а из магазина деньги снова поступают в банк.
Д: рассматривают схему.
Продуктивная деятельность.
В: Ребята, давайте изготовим свою банковскую карточку для игры в магазин. Сперва выберем материал, из чего будем изготавливать (материал разной текстуры). Обращаю внимания, что карточки бывают разного цвета, есть много цифр.
Дети выполняют задание
После выполнения задания дети представляют работы.
-Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы.
Просмотр мультфильма.
6. Заключительная часть.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?
(Наличные деньги).
- А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
Вывод:
И так, ребята, что вы сегодня узнали нового о деньгах? (ответы детей). Для чего они нужны? (ответы детей). За что люди получают деньги? (ответы детей). Как называют деньги. Заработанные своим трудом? (ответы детей). Молодцы! Вы все хорошо работали!
Вывод: Нужно хорошо заниматься, так как от хорошей учебы зависит будущая зарплата.