Ирина Устимова
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Времена года»
Конспект НОД по познавательному развитию «Времена года»
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их.
Ход занятия
В: Ребята я предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.
В: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
В: А теперь присаживайтесь.
Я вам расскажу и покажу одну историю, а вы мне поможете в этом.
Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и его четыре дочери - Зима, Весна, Лето и Осень (слайд 1). Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. Первой идет Зима.
- А как вы думаете, кто пойдет за ней? /Ответы детей/
- Кто пойдет за Весной? /Ответы детей/
-А кто идет за летом? (ответы детей)
- А кто же замыкает год? /Ответы детей/
Сейчас я загадаю вам загадку, о каком времени года в ней говорится, и если вы ответите правильно, на экране появится картинка.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима) – слайд 2
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна) – слайд 3
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я.
(Лето)- слайд 4
Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
(Осень) – слайд 5
Молодцы, ребята!
Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть.
В народе говорят: «У каждого времени года 3 сына». Что это за сыновья?
Дети:
- Месяцы!
Что несет с собой Зима? (ответы детей)
Назовите сыновей Зимы ( ответы детей: декабрь, январь, февраль).слайд 6
Воспитатель: зима – пушистые снежинки, звонкие сосульки, трескучие морозы, веселые забавы и волшебство зимними вечерами и в новогоднюю ночь.
Физкультминутка «Зима»
«Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,
И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы».
Что принесла нам Весна? (ответы детей)
Назовите сыновей Весны: ( ответы детей: март, апрель, май) – слайд 7
Воспитатель: весна – теплое солнышко и пробуждение природы после зимнего сна. Начинает греть солнышко, раскрываются почки, появляются первые цветы. Все растения тянутся к теплому весеннему солнышку. Назовите какие первоцветы вы знаете.
Назовите мне пожалуйста сыновей лета. ( Ответы детей: это июнь, июль и август).слайд 8
– Ребята нам пришло необычное послание.
Отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето»
– Кто послал нам это сообщение?
Дед Мороз
– О чем он хочет узнать? (Ответы).
В: Узнал ли дед мороз о лете (ответы детей)
Дидактическая игра «Что нам лето принесет?»
В этом нам поможет волшебная корзина. Сейчас вы подойдете к этой корзине и возьмете картинку, которые помогут вам рассказать о лете. (Рассказ детей о лете).
В: Скажите а какое сейчас время года (дети осень)
- Что происходит осенью? (ответы детей)
- Назовите сыновей осени!
Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь) - слайд 9
Воспитатель: осень шагает по земле косыми дождями и несет с собой полную корзину урожая. Давайте вспомним, как осенний дождик бегает по крышам.
Физминутка
(Дети встают друг за другом)
Массаж спины «Дождик».
Дождик бегает по крышам, /Похлопывают ладонями друг друга по спине/
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше - /Постукивают пальчиками по спине/
Бом! Бом! Бом!
- Дома, дома посидите, - /Поколачивают кулачками по спине/
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите, - /Растирают ребрами ладоней по спине/
Бом! Бом! Бом!
А уйду – тогда гуляйте. /Поглаживают ладонями по спине/
Бом. Бом. Бом.
В: Какие явления природы происходят осенью? (ответы детей)
Сейчас я загадаю вам несколько загадок:
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
Ответ (Туман)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Ответ (Облака)
С грозной тучей неразлучен,
Он ее помощник лучший,
Он ее слезинок вождь,
Тучу тронешь - плачет. (дождь)
Откуда же берется дождь?
Давайте вместе проведем эксперимент.
Эксперимент: Делаем облако и дождь.
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на блюдце несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
В: Ребята повторите мне какое сейчас время года, а осень какая? Посмотрите у меня есть волшебное осеннее дерево, а что на нем не хватает (листьев).
Давайте присядем за столы и выберем себе листочек, почему же это дерево волшебное, да потому, что на нем листочки разной формы, мы нанесем на него клей, загадаем желание и приклеим свой листок на волшебное, осеннее дерево и оно исполнит ваше желание.
Итог: Вам понравилось наше занятие, как оно называлось? Познакомились с дочерьми временами года. Давайте вспомним, как их зовут (ответы детей). А как зовут сыновей осени (ответы детей).