Буйло Виктория Евгеньевна
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: (всё оборудование по количеству детей) шапочки одноразовые; полиэтиленовые пакеты; воздушные шары различных форм; стаканы прозрачные; трубочки коктейльные; контейнеры с апельсином, шоколадом и чесноком; веера; салфетки бумажные; плавающие предметы; бассейн с водой.
Ход НОД.
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята! У нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся, чтобы весь день у всех было хорошее настроение.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам хочу предложить стать настоящими учеными. Хотите? (Да) А вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты? (в лаборатории) А как называют людей, которые работают в лаборатории? (ученые, исследователи) А что мы будет сегодня объектом исследования, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он везде, но не мешает
Место впрок не занимает
Он прозрачный как стекло,
Цвета нет у него.
Вес отсутствует совсем
И не пахнет он ничем.
Так скажите-ка, друзья,
Без чего нам жить нельзя. (Воздух)
Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Чтобы наша группа превратилась в лабораторию, а мы стали молодыми исследователями, нам нужно закрыть глаза, хлопнуть 5 раз.
Слайд 2. Дети считают до 5. Звучит волшебная музыка, дети открывают глаза, обнаруживают сундук, в котором лежат головные уборы для лаборатории. Надевают их.
II. Основная часть.
Воспитатель: Наша лаборатория начинает работу. В лаборатории обязательно нужно соблюдать определенные правила (плакат прикреплен к доске) :
• смотреть;
• слушать;
• не кричать;
• не трогать без разрешения;
• соблюдать осторожность;
• делать выводы.
Воспитатель: Готовы? Теперь пройдем в лабораторию к первому столу (дети подходят к столу и встают вокруг него). Чтобы у нас опыты получились, нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Договорились?
Итак, давайте начнем.
Опыт №1.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим.)
Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый)
Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой) Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы откроем пакет и попробуем поймать воздух, закрутите его. Что в пакете? (воздух) А где вы его взяли? (Вокруг нас)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте аккуратно сжать пакет. Почему не получается? (там воздух)
В пакете воздух. Он принимает форму предмета, в котором находится и становится упругим. Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг)
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
Вывод: воздух прозрачный, невидимый, находится вокруг нас.
Опыт № 2.
Воспитатель: Ребята, пройдёмте к следующему столу. Предлагаю вам взять по одному воздушному шару и надуть его.
Дети надувают воздушные шары различной формы.
Воспитатель: Что происходит? Воздух приобретает форму того шарика, который вы только что надули.
Вывод: воздух не имеет формы, но принимает форму предмета в котором он находится.
Опыт № 3.
Воспитатель: Ребята, пройдем за следующий стол. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)
Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Итак, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.
Опыт № 4.
Воспитатель: Дети, вам интересно проводить опыты? (Конечно) Давайте проведем еще один и узнаем, есть ли вкус и запах у воздуха!
Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого он вкуса? (Безвкусный)
Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха)
Чистый воздух не имеет вкуса и запаха.
Воспитатель: Сейчас закройте глаза. Я к вам буду подходить, и вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.
Воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать апельсин, шоколад, чеснок.
Как вы думаете, почему мы при вдохе чувствуем запах? Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: чистый воздух не имеет вкуса и запаха, пахнут предметы. Воздух отлично передает запах предметов, с которыми он соприкасается.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть. Давайте станем в круг. Сегодня мы с вами говорим про воздух.
Физкультминутка «Воздух»
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Где тебя искать? (пожимают плечами)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Мы с тобою дружим (здороваются с соседним ребенком)
Без тебя никак. (машут головой)
Ты нам очень нужен (обнимают себя)
Ты волшебник, маг (взмах рукой, как волшебной палочкой)
С ветром полетаем (бегут по кругу)
С ветром закружим (кружатся)
И обратно в группу вместе прилетим. (взяли за руки в хоровод)
Опыт № 5.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться? (Конечно может)
Давайте проверим, возьмем веер и помашем. Что вы чувствуете? (ветер)
Еще раз помашем веером. Скажите, пожалуйста, ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер)
Воспитатель: Подскажите, пожалуйста, как называется движение воздуха? (Ветер)
Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? (Ветер бывает теплый и холодный, слабый и сильный – это ураган, смерч, бури)
Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью веревочки, вертушки)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли ветер навредить человеку? (Конечно может, да)
А ещё ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как? (Разносит семена, животным помогает охотиться)
Вывод: воздух может двигаться и его можно почувствовать.
Опыт № 6.
Воспитатель: Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)
Возьмите в руки свистульки. Вы слышите воздух?
Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки.
Воспитатель: ребята, посмотрите, а свистульки непростые – они не только позволяют услышать воздух, но и увидеть (у свистульки разворачивается «язычок»). Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы.
Опыт № 7.
Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.
Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.
Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.
Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.
Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
III.Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности) :
что воздух прозрачный, бесцветный;
что воздух постоянно нас окружает;
что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
что воздух легче воды;
что мы с вами дышим воздухом;
что воздух есть внутри людей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (Воздух необходим всему живому)
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего? Что показалось сложным? Дома будете рассказывать, в каких опытах и экспериментах вы участвовали?
Воспитатель: На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
Вам понравилось быть молодыми исследователями? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Да, хотим)
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные. Вы заслужили медали за любознательность (воспитатель награждает каждого ребенка медалью). Давайте друг другу улыбнемся, попрощаемся с нашими гостями.