Любовь Мартыненко
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе Тема: «Навстречу звездам!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе
Тема : "Навстречу звездам! "
Цель: Сформировать представление о Солнце, как о самой близкой звезде, вокруг которой вращается Земля, о Луне, как спутнике Земли.
Задачи:
1) сформировать знания детей о том, что такое «естественный спутник»;
2) сформировать представления о том, какие естественные спутники у Солнца;
3) сформировать представление о Луне, как естественном спутнике Земли;
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе Тема: „Навстречу звездам!“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
4) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение;
5) развивать память, речь, воображение, коммуникативные навыки.
Материалы к занятию: игрушка Незнайка, карточки с изображением ракет, составленных из геометрических фигур, карта «Планеты Солнечной системы», презентация «Космос», конверты с буквами для составления слов, макет Солнечной системы.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: Актуализировать знания детей о путешествиях, о том какие виды транспорта используют для путешествий, мотивировать их на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
- А на чем можно путешествовать?
- Вы хотите отправиться в путешествие?
- Для того, чтобы понять в какое путешествие и на чем мы отправимся, отгадайте цепочку загадок:
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный…
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя… .
Астроном – он звездочет,
Знает все наперечёт!
Только лучше звезд видна
В небе полная …
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая…
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски «астронавт»,
А по-русски … .
Проклиная все на свете -
На орбите как на зло
Появилось…
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый… .
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит солнце жизнь планетам,
Нам – тепло, хвосты - … .
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора - Это черная … .
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный…
Звездолет – стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … .
А галактики летят,
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная - Эта вся (вселенная)
Воспитатель: Догадались, куда мы с вами отправимся?
- Правильно, в космическое путешествие.
- На чем мы можем полететь в путешествие? (На ракете)
- Молодцы, предлагаю занять места в ракете.
2. Актуализация знаний.
- Итак, все заняли места в своих ракетах. Надеть скафандры! Застегнуть шлемы! Сесть в космическое кресло! Пристегнуться! Но прежде чем мы взлетим, давайте вспомним, как называется планета, на которой мы живем? Какой она формы? (Земля, круглой формы)
- Что можно увидеть на небе днем? А ночью? (Солнце, облака, тучи, луну, звезды)
Но вот в древности люди считали по-другому. Например, древние греки думали, что Земля – плоская и похожа на блюдо. А на этом блюде расположены горы, леса, реки, моря. Сверху это блюдо прикрывает небесный свод, словно колпак. Днем небеса голубые, плывет по небу солнце, а ночью свод становится темным и загораются звезды. А звезды это всего лишь маленькие гвоздики с золотыми шляпками, которые прибили молоточком к небесному своду.
Другие народы считали, что Земля лежит на трех слонах-великанах. Были народы, которые думали, что Землю держат огромные киты или черепаха.
Вот такие интересные версии.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о спутниках Солнца и Земли;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
- Ребята, вместе с нами в космическое путешествие решил отправиться Незнайка. К сожалению, он заболел и не смог сегодня к нам придти, но он прислал письмо. Дело в том, что на одной из своих лекций в Цветочном городе, Знайка рассказал о Луне, о Солнце и его естественных спутниках, но Незнайка, в силу своей невнимательности, совершенно ничего не запомнил. Очень расстроился Незнайка и просит вас помочь ему разобраться.
- Хотите помочь Незнайке?
- Сможете?
Воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке о естественных спутниках Солнца и Земли. Возникает затруднение, т. к. дети не знают о естественных спутниках Солнца и Земли.
- Смогли вы помочь Незнайке? (Нет, не смогли)
- Почему не смогли? (Потому, что не знаем, что такое «естественный спутник» и какие естественные спутники у Земли и Солнца)
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра - опыт «Солнечная система»
Дидактические задачи:
1) Сформировать представление о Земле, как естественном спутнике Солнца и о Луне, как естественном спутнике Земли.
2) сформировать опыт самостоятельного открытия нового знания под руководством воспитателя;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь, логическое мышление, творческие способности.
- Что нужно сделать, если вы что- то не знаете? (Прочитать в книге, посмотреть в интернете и т. д. – выслушиваются все предложения детей).
- Чтобы все это узнать мы и отправляемся с вами в космическое путешествие. А теперь внимание! Ключ на старт! Начинаем обратный отсчет времени: 5-4-3-2-1- пуск! Поехали! Наш полет начался! Мы оторвались от Земли! Летим в космос!
- В начале полета все путешественники должны прослушать информацию о космосе.
- Готовы? Настраиваем антенны на прием.
Воспитатель рассказывает, что Вселенная вокруг нас – это космос. Солнце – это большая и близкая звезда, которая, как и Земля, имеет форму шара. Солнце очень горячее. Оно в 109 раз больше Земли. Оно является основным источником тепла и света. Вместе с Землей вокруг солнца движутся еще 8 планет на разной удаленности, но единственная планета, на которой развита жизнь – Земля. Солнце и планеты, которые его окружают, называются Солнечной системой.
- Давайте проведем опыт: представьте, что палочка – это Солнечная система, а желтый шарик - это Солнце. 9 шариков на ниточках – это планеты Солнечной системы. Если мы вращаем палочку, все планеты летят, вращаются вокруг Солнца. Если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? (Вечное движение).
- Правильно, если Солнце не будет двигаться, что произойдет? (Вся система остановится, и не будет действовать).
- Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита. Все планеты Солнечной системы являются естественными спутниками Солнца. Спутник – это небесное тело, которое вращается вокруг другого небесного тела.
Показ презентации «Космос»
4.2 Игра «Найди звезду»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.
Незнайка предлагает детям выглянуть в иллюминатор и найти звезду – проводится гимнастика для глаз.
Давайте представим, что стены нашей группы стали прозрачными, и вы можете видеть перед собой звездной небо. Выберете на небе самую красивую звезду и зафиксируйте на ней свой взгляд. Рассматриваем ее хорошо, теперь представьте, что звезда упала на кончик вашего носа. А теперь представьте, что звезда, которую вы только что рассматривали, мгновенно переместилась в левый верхний угол группы, затем в правый нижний угол, теперь на кончик носа, теперь правый верхний угол, на кончик носа, левый нижний угол, а теперь вернулась в небо. Молодцы. Отдохнули? Тогда продолжим.
- Наша планета Земля вращается не только вокруг солнца, но и вокруг своей оси. Во время вращения идет смена дня и ночи, времен года. У Земли есть свой собственный естественный спутник, который вращается вокруг нее. Отгадайте загадку, и вы узнаете, как он называется:
Знают взрослые и дети,
Что не солнце ночью светит.
Круглолица и бледна,
Среди звезд всегда она.
- Правильно, Луна
У Земли есть спутник свой,
Называется Луной.
Ближе к нам она всех прочих,
Освещает наши ночи.
- Луна, ребята, меньше Земли в четыре раза. Она имеет форму шара. Луна вращается вокруг чего? (Земли) Правильно. А вместе с Землей вокруг чего? (Вокруг Солнца). Молодцы!
- А теперь давайте немного отдохнем
4.3. Игра «Космонавты»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
Раз - два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три – четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берутся руками за щеки, качают головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
- Молодцы, теперь можно вернуться на свои места, в свои космические кресла.
Воспитатель хвалит детей за то, что они сумели помочь Незнайке и делает вывод: все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по собственной орбите и являются спутниками Солнца. У земли тоже есть собственный спутник – это Луна.
5. Включение нового знания в систему знаний
5.1. Игра «Собери слово»
Дидактические задачи: формировать умение собирать слова из букв, развивать внимание, речь, тренировать мыслительные операции.
Незнайка благодарит ребят за помощь и приглашает в капитанский отсек. В космосе невесомость и все движения плавные и медленные.
Незнайка говорит, что антенна перехватила из космоса множество сообщений.
- Что в них – я не знаю. Вы поможете мне их расшифровать?
- Для выполнения этого задания нам нужно разделиться на две команды. У каждой команды на столе лежит конверт, в котором лежат буквы. Как вы думаете, что нужно сделать?
- Правильно, сложить зашифрованное слово.
У детей по командам разложены буквы на столах.
1-ая команда составляет слова: «МАРС», «ЗЕМЛЯ»
2-ая команда составляет слово: «ЛУНА», «УРАН»
6. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу.
- Где мы сегодня побывали?
- Кому помогли?
- Почему вам это удалось?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что Незнайка теперь точно знает, что такое «спутник», какие спутники у Солнца и какой спутник у Земли.