Елена Дмитриева
Конспект НОД по безопасному поведению в средней группе «Как опасные предметы от Кати убежали»
▼ Скачать +Заказ
Вид Интегрированное
Тип Основы безопасности жизнедеятельности
Группа Средняя
Форма проведения Подгрупповая
ФГОС Интеграция образовательных областей «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Тема «Как опасные предметы от Кати убежали»
Цель Формирование у детей навыков безопасного поведения в быту
Задачи
Публикация «Конспект НОД по безопасному поведению в средней группе „Как опасные предметы от Кати убежали“» размещена в разделах
Образовательные:
o Расширять представления детей об объектах окружающего мира, знакомить с опасными предметами быта;
o Активизировать в речи названия предметов, их частей, материалов, побуждать к использованию в речи прилагательных, глаголов;
o Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их;
Развивающие:
o Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту;
o Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, умение творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций;
o Развивать мелкую моторику рук, вкусовые анализаторы;
Воспитательные:
o Воспитывать умение заботиться о собственной безопасности;
o Воспитывать заботливое отношение к людям пожилого возраста, умение проявлять заботу о близких людях.
Словарь Опасные предметы, игла, нож, ножницы, спички
Материалы и оборудование Кукла Катя, театральная ширма, шкатулка с опасными предметами (игольница с иглой, ножницы, нож и коробок спичек); шнурки и крупные бусины; заготовка для изготовления коллективной открытки из ватмана или картона с наброском рисунка, раздаточный материал для аппликации; фрукты в нарезке, накрытые салфетками, вилки по количеству детей для дидактической игры «Угадай на вкус»; платочки красного и голубого цвета для подвижной игры «Огонь и вода», макет появления пожара в жилом доме, пожарная машина, телефон; готовый яблочный пирог на блюде.
Ход НОД:
Воспитатель привлекает внимание детей к необычной шкатулке, которую «обнаруживает» в процессе наведения порядка в группе:
Воспитатель: - Дети, кто из вас принёс такую красивую шкатулку в сад? Откуда же она появилась? (приоткрывает шкатулку, заглядывает в неё и испуганно закрывает) Ой! Здесь какие-то острые и опасные предметы! Откуда они взялись? Ничего не понимаю!
(в это время раздаётся постепенно усиливающийся детский плач и на ширме появляется кукла – девочка Катя)
- Ой, какая хорошая маленькая девочка! Здравствуй, девочка, как тебя зовут и почему ты плачешь?
Катя: - Меня зовут Катя, а плачу я потому, что меня обидели! (плачет)
Воспитатель: - Кто же тебя обидел и за что?
Катя: - Меня обидели предметы, хотя я думала, что они мне помогут, а они меня бросили и я не знаю почему! (плачет)
Воспитатель: Успокойся и расскажи всё по порядку, а мы постараемся тебе помочь.
Катя: (обиженно, постепенно успокаиваясь) У моей любимой бабушки сегодня день рождения и я хотела сделать ей подарки своими руками.
Воспитатель: - Молодец, Катя, правда, ребята?
Катя: - Сначала я хотела сшить бабушке платочек, но от меня убежала иголка. Потом я решила, что подарю открытку с цветами из бумаги, но ножницы тоже спрятались от меня. Тогда я придумала испечь в подарок яблочный пирог, но не смогла нарезать яблоки для пирога, потому, что нигде не нашла нож. А спички, когда я хотела их взять, даже затрещали и куда-то побежали, а за ними иголка, нож и ножницы! И теперь я ничего не могу подарить бабушке… (плачет)
Воспитатель: - А-а-а! Вот откуда взялись опасные острые предметы в нашей группе – они убежали от Кати!
Катя: (обрадованно) Как хорошо, что они нашлись! Давайте их мне!
Воспитатель: - Мы должны отдать тебе беглецов, но сначала давайте подумаем – почему опасные предметы от тебя убежали? (приглашает подумать об этом детей)
Ну, конечно, опасные предметы знают, что маленьким детям нельзя их трогать без взрослых. Вот они и убежали от тебя, чтобы ты не попала в беду!
Катя: - Я уже большая и могу одна с ними справиться, без взрослых!
Воспитатель: - Ты большая, но давайте сначала все вместе разберёмся - чем опасны предметы из шкатулки. Садитесь, ребята, на стульчики и послушайте загадку:
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
Нитку за собой тащу (игла)
- Правильно, это игла, с помощью которой Катя хотела сшить платочек (достаёт из шкатулки подушечку с большой иглой, показывает детям носик и ушко иглы, дети называют качества предмета). Катя, разве ты не знаешь, что детям нельзя брать иголку без взрослых? (говорит, обращаясь к кукле на ширме)
Катя: - Почему?
Воспитатель: - Давай спросим об этом у ребят! Ребята, расскажите Кате – почему нельзя брать иглу без взрослых (дети рассказывают об опасности, которую представляет собой игла).
Воспитатель: - Очень опасно уронить иглу на пол, как вы думаете почему? (ответы детей). Чтобы игла не терялась, люди придумали специальную подушечку для иголок «игольницу» (показывает детям и Кате как хранить иглы и булавки с помощью игольницы и помещает игольницу в шкатулку).
Катя: - Я не буду брать иглу без взрослых! (растеряно) Но как же сшить платочек без иглы?
Воспитатель: Давайте подумаем! (даёт возможность детям вспомнить и назвать изделия из ленты и лоскутков, которые можно сделать без применения иглы – куклы пеленашки, розы - и высказать свои идеи). Я предлагаю сделать в подарок бусы, просто нанизать на шнурок крупные бусины разного цвета и формы без помощи иглы (дети подходят к столу и по очереди нанизывают бусины на шнурок, в результате получаются бусы).
Катя: (радостно хлопает в ладоши) Как красиво получилось!
Воспитатель: - Отгадайте следующую загадку:
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать,
Не играйте с нами, дети,
Можем больно наказать! (ножницы)
Воспитатель: - Правильно, это ножницы (достаёт ножницы из шкатулки). Чем опасны ножницы? Как правильно держать их? Передавать друг другу? (дети отвечают на вопросы воспитателя)
Катя: - Без ножниц мне не сделать открытку, только они могут резать бумагу!
Воспитатель: - Может быть, сделать открытку из других материалов? Дети, помогите Кате придумать из чего бы сделать цветы на открытке? (дети предлагают свои варианты – пластилин, природный материал, пуговицы). Давайте подойдём к столу, там есть уже готовые детали для открытки, осталось только набрать клей и приложить к основе (дети подходят к столам и делают коллективную аппликацию).
Катя: - Спасибо, у вас здорово получилось, бабушка будет очень рада!
Воспитатель: - Давайте спрячем ножницы в шкатулку, а вы отгадайте о каком ещё опасном предмете пойдёт сейчас речь:
Он в хозяйстве очень нужен,
Он работою загружен,
Режет разные продукты:
Мясо, овощи и фрукты,
Острый – тем он и хорош,
Называют его (нож)
Катя: - Я знаю – это нож! Он так был мне нужен, а он убежал!
Воспитатель: (достаёт нож из шкатулки) – Давайте посмотрим на нож. Назовите части ножа, какие из них очень опасны? Почему? (ответы детей). Давайте попробуем при приготовлении начинки обойтись без ножа – что можно придумать? (дети предлагают варианты начинок для пирога). Видите, оказывается, и здесь можно найти выход. Но бабушка Кати любит именно яблочный пирог, где же нам взять нарезанные яблоки? Давайте позвоним на кухню д / с! (воспитатель «звонит» и с кухни приносят поднос с нарезанными фруктами). Но здесь разные фрукты - давайте попробуем их на вкус и найдём яблоки среди других фруктов. (воспитатель проводит д / и «Угадай на вкус» где дети с закрытыми глазами определяют по вкусу и называют фрукты, находят яблоки)
Воспитатель: - Прекрасно! Яблоки для пирога готовы, осталось пирог испечь! Но у нас с вами осталась не отгаданной ещё одна загадка:
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр!
Не шути с сестричками
Тоненькими … (спичками)
Воспитатель: (достаёт из шкатулки спичечный коробок, открывает, даёт детям рассмотреть спичку, дети описывают спички) - Давайте расскажем Кате почему нельзя трогать спички! (дети рассказывают, что от спички может загореться всё кругом). Сейчас я покажу вам, как это происходит (моделирование ситуации возникновения пожара с помощью макета жилого помещения).
Катя: - Ой, как страшно! Что же делать!
Воспитатель: - Дети, вы знаете, что надо делать если начался пожар? (убегать из дома, звать взрослых, вызывать пожарных) У нас есть телефон, давайте наберём номер 112 (по возможности поручает это одному из детей, звучит сигнал сирены, появляется игрушечная пожарная машина). Как пожарные тушат огонь? (заливают огнём или пеной из пожарного рукава) Давайте поможем пожарным тушить огонь с помощью игры, которая называется «Огонь и вода».
Проводится игра малой подвижности «Огонь и вода», в ходе которой дети делятся на две команды.
Одна команда «Огонь» (с красными платочками в руках, дети которой выступают вперёд и машут платочками произнося слова: «Разгорается огонь! Пламя выше, пламя круче, достаёт до самой тучи!»
Им отвечает команда «Вода» с голубыми платочками, дети произносят слова: «Но появиться вода и огню тогда беда!», выступают вперед и машут голубыми платочками в сторону Огня.
После этого дети команды «Огонь» приседают и закрывают головы руками.
Воспитатель: - Мы помогли победить огонь! Давайте договоримся, что никогда не будем брать спички без взрослых! (прячет спичечный коробок в шкатулку и грозит пальцем в сторону куклы Кати).
Катя: - Ни за что больше не возьму спички!
Воспитатель: - Правильно! А пирог можно сделать из уже готовых коржей, которые продаются в магазине (показывает детям готовый пирог на блюде).
Катя: - Как хорошо, что я могу поздравить бабушку и подарить ей столько подарков!
Воспитатель: - Бабушка будет счастлива оттого, что у неё такая заботливая внучка. А когда Катя вырастет, бабушка обязательно научит её рукоделию и умению обращаться со всеми опасными предметами! (воспитатель и дети отдают Кате подарки) А шкатулку мы передадим бабушке с кем-нибудь из взрослых.
Катя: - Спасибо вам за помощь, ребята! До свидания! (дети прощаются с куклой)
Воспитатель: - О каких опасных предметах мы с вами говорили? Чем вам понравилось заниматься? (воспитатель проводит рефлексию и переводит НОД в свободную деятельность).