Гришко Елена Ивановна
Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство дошкольников с игрушкой – Матрёшкой, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси.
Включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке;
- Продолжать формировать умение детей работать с трафаретом, закреплять навыки симметричного вырезания листьев;
-Закреплять навыки работы с ножницами, клеем;
-Закреплять навыки аккуратного изображения лица.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Аппликация
- Подготовительная группа
- Темочки
-Развивать познавательный интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке – матрешке;
-Развивать художественное восприятие, умение чувствовать красоту и выразительность узоров;
- Развивать композиционные умения у детей;
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
- Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
- Воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству;
- Воспитывать самостоятельность.
Материал: Матрешка деревянная, силуэт матрешки из белого картона на каждого ребенка, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, простой карандаш, трафареты цветов, сундук, иллюстрации Семёновской, Загорской, Полхов - Майданской матрёшек.
Словарная работа: пеструшка, Загорская, Семеновская, Полхово-Майданская, Вятская, матрешечники, матрешечницы.
Методические приемы: сюрпризный момент, физминутка, рассматривание матрешек, показ, объяснение, выполнение работ детьми, поощрения, чтение стихотворения ребенком, беседа.
Индивидуальная работа: напомнить ход выполнения работы Насте, помочь Кириллу Б. разместить узор на шаблоне.
Предварительная работа: знакомство с народно-прикладными видами искусства, рисование, лепка, аппликация по мотивам народно-прикладного творчества; заучивание стихотворений; дидактические игры «Сложи узор», «
Ожидаемые результаты:
- создает индивидуальные работы;
- создает изображения различных предметов, используя бумагу, способы вырезания.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Познавательное развитие – знакомство с русским прикладным искусством — деревянной игрушкой - матрешкой; Образовательная область «Речевое развитие – приобщение к художественной литературе»; Образовательная область «Физическое развитие».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ
И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке?
Вы узнаете, если загадку отгадаете, только дослушайте её до конца.
Загадка: Здесь лежит для вас игрушка -
Не лошадка, не Петрушка.
Здесь красавица-девица.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша русская … .
(Ответы детей - матрешка)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы правильно отгадали: это русская матрешка. Посмотрите, какая она яркая и нарядная!
Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка?
Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (Ответы и предположения детей.)
Воспитатель: Матрешка - это деревянная кукла, правда она похожа на Ваньку-встаньку? Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами.
Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.
И назвали ее старинным русским именем – Матреной.
А как будет звучать ласковое имя Матрены?
Дети: Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.
Воспитатель: Любят Матрешек русские люди.
А народные мастера с удовольствием их изготавливают.
Да только в разных селах матрё шечки разные получаются:
- Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.
- Семёновская Матрёшка. Мастерят таких матрёшек в городе Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов на фартучке.
- А эта Матрешка из Полхов-Майдана.
Украшен её наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Воспитатель: Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек, а наша матрёшка одна, скучно ей наверное?
-Ой, посмотрите, а в сундучке ещё что-то лежит. (Белые шаблоны матрёшек)
Ах, а куда же делись цветы?
Дети:
- украл злой волшебник;
- отпали…
Воспитатель: Что же делать, как вернуть красоту матрёшкам?
Дети: можно нарисовать; сделать аппликацию.
Воспитатель: Хотите помочь матрёшкам снова стать нарядными, красивыми?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами поможем матрёшкам стать нарядными и весёлыми. Ну, что ж, друзья, за работу. А перед работой разомнё мся:
Физкультминутка:
Мастера, скорей за дело (Подражательные движения по тексту)
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Чтоб матрёшек украшать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки сжали - разжали,
Кулачки сжали – разжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую. Подготовьте материал для работы.
Молодцы. Присаживайтесь за рабочие места. Теперь вы не простые дети, а мастера матрешечники, матрешечницы. Прежде чем приступить к работе, посмотрите на меня (объяснение процесса выполнения работы). Работа по ладошке.
Выполнение работ детьми.
Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом со старшими подружками, посмотрим, какие они замечательные получились, все красивые.
Воспитатель: Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали о матрёшках?
Что понравилось? А в чём испытывали трудности?
Как вы думаете, справились мы сегодня с задачей – помогли матрёшкам вернуть свой наряд?
Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо потрудились. Пусть матрёшки всегда улыбаются и радуют малышей!
А сейчас Рита расскажет стихотворение.
Рита: Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет -
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском
Весь находится секрет!