Ирина Юрина
Конспект НОД по развитию речи «Перелетные птицы»
Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по развитию речи
Составитель воспитатель : Юрина Ирина Александровна
Образовательная программа: Адаптированная общеобразовательная программа ДО
Тема: "Перелетные птицы"
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Особенности детей: дети с различными нарушениями развития.
Форма организации: подгруппа.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интеграция образовательных областей и видов деятельности: речевое развитие, игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Средства: Наглядные: сюжетные картинки с изображением перелетных птиц, картинка с изображением зимующих птиц, птичка на палочке для зрительной гимнастики, 2 картинки для упражнения "Рассели птиц по гнездам", перышки для дыхательной гимнастики, раздаточный материал для аппликации, картинка образец.
мультимедийные (смартфон) : голоса птиц.
Цель: Расширение и закрепление представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Задачи образовательной программы:
Обучающие: Уточнить и расширить представление детей о перелетных птицах.
Дать сведения о видах гнёзд и их размещении.
Активизировать употребление в речи названий частей тела птицы (голова, брюшко, хвост, оперение); Продолжать учить отгадывать загадки.
Развивающие : Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, упражнять в умении самостоятельно, грамматически правильно и полно отвечать на вопросы.
Воспитательные: Приобщать детей к правилам бережного отношения, к обитателям животного мира. Формировать положительный настрой на участие в совместной деятельности.
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Развитие зрительного восприятия, формирование у детей навыков зрительного и тактильного обследования за счет предметной модели (гнездо глухаря).
Ход взаимодействия
Подготовительный этап.
Беседа с детьми. Воспитатель (далее В) : Ребята, Посмотрите, как ярко сегодня светит солнышко за окном, послушайте, а чьи это голоса слышны? (запись "Голоса птиц "). Открою вам секрет, к нам на занятие прилетели птицы, и сегодня мы с ними познакомимся.
В:- Ребята давайте вспомним, о каких птицах мы с вами говорили недавно? (правильно о зимующих).
- Вспомните, какие зимующие птицы живут у нас? (дятел, синица, воробей, голубь и т. д)
Почему их называют зимующие? (т. к они не куда не улетают и зимуют здесь)
- Я открою вам один секрет, что кроме зимующих птиц есть птицы, которые прилетают к нам с наступлением весны.
- Как вы думаете, как их называют? (перелётными)
Сегодня мы с вами поговорим о перелётных птицах, но перед этим я вам почитаю стихотворение.
Основной этап.
В: Послушайте небольшое стихотворение, которое написал Самуил Маршак.
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
В:- Как вы думаете, о каком времени года здесь говорится? (о весне)
- По каким признакам вы это определили? (капель, лужи, подснежники)
- Раз у нас с вами наступила весна, значит, к нам в гости летят перелетные птицы, а чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки:
1. Загадка. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица - …грач
- Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли.
- Как вы его понимаете? (грачи первыми прилетают к нам весной)
Считается, что с их появлением наступает весна.
Посмотрите на изображение грача (описание). Грач большая птица, скажите какого он цвета? Обратите внимание, какой большой у него клюв.
- Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками, тем самым уничтожает вредителей).
Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
Дети, а вы хотели бы увидеть гнездо грача?
В: Посмотрите в гнезде у грача лежат маленькие яички, потом из яиц вылупятся маленькие грачата, скажите как называются детеныши птиц?
Гнезда птиц разорять и трогать нельзя, ведь птицы в гнездах выводят птенцов.
2. Загадка. В: Ребята посмотрите, кто к нам еще прилетел в гости?
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней? Кто же это?. (соловей)
Хорошо поет, подражает голосам других птиц.
Какое она имеет оперение по цвету? (коричневое, у нее маленький клюв, хвостик и лапки. Грачи и соловьи вьют гнезда весной их соломки и веточек, откладывают в гнездах яйца, из которых потом вылупляются птенцы.
Зрительная гимнастика. «Птичка».
Прилетела птичка, Собой невелички. Прослеживание глазами за птичкой по кругу
Как она летела, Все люди глядели. Движения глазами вправо – влево
Как она садилась, Люди все дивились. Движения глазами вверх – вниз
3. Загадка. В: Слушайте следующую загадку.
А эту птицу всякий знает : На шесте её дворец, А зовут её- …. скворец.
Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц.
Скворец сам гнезд не вьет и не лепит, он селится в домике, который ему строит человек. Как называется домик скворца? (скворечник)
В: Дети у меня есть маленькие перышки, посмотрите, потрогайте их, что вы можете сказать про перышки, какие они? (легкие, мягкие, пушистые, воздушные).
Дыхательное упражнение - Сдуть перышки с ладошки (повторить 2 раза)
4. Загадка. В: - Предлагаю угадать следующую птицу :
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно пуховую перину (ласточка)
- Ласточка - последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце. - Она одна из птиц, которая пьёт и питается на лету?
5. Загадка. В: слушайте последнюю загадку
- Кто на ёлке, на суку, счёт ведё т: «Ку-ку. Ку-ку?». .(кукушка)
(описание) Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей. Какую она имеет окраску? Пёструю, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить её птенцов.
В: - Молодцы, отгадали все загадки.
физкультминутка:
Руки подняли и помахали - Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем - Это к нам птицы летят.
Как они сядут - покажем: Крылья сложили назад.
В:- Ребята, вот птицы прилетели, но некоторые из них никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем, вам надо правильно расселить птиц по своим домикам. Для этого вам необходимо соединить линиями птицу с её домиком.
- Вот теперь у птиц есть дома - гнёзда, скворечники, а зачем они птицам? (в гнёздах, птицы выводят птенцов)
Давайте мы с вами тоже сделаем скворечники для наших птичек? (аппликация)
Заключительный этап.
В: - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня беседовали на занятии? - О каких перелётных птицах? - Какая первая, последняя птица прилетаем к нам весной? Зачем нам нужны птицы? (птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые растения губят - жуков, гусениц.)
- Что интересного вы узнали о граче?
- Где строит себе гнездо ласточка? Как питается ласточка?
- Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отгадывали загадки, и т. п. Молодцы! Узнали много нового о перелетных птиц