Алевтина Ковтун
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «От зернышка к караваю»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «От зернышка к караваю» в старшей группе.
Подготовила: Ковтун Алевтина Владимировна, воспитатель МАДОУ «Синеглазка», ЯНАО, Г. Ноябрьск.
Цель: уточнить знания детей о хлебе,
учить детей составлять небольшой рассказ, на основе полученных ранее знаний;
Задачи:
- учить употреблять в речи прилагательные, родственные слова;
- развивать умение разгадывать кроссворд, загадки;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „От зернышка к караваю“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба в старину и в наше время;
- развивать мелкую моторику пальцев и общую координацию движений;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда
(хлеборобам, хлебопекам).
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье»
Материал: рушник, самовар, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, кроссворд, колосок, маски.
Предварительная работа: беседа на тему «Хлеб всему голова», разучивание пословиц и поговорок, чтение художественной литературы, разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятия:
Орг. момент: встреча гостей с караваем.
Воспитатель: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь отведать просим!
Дети: Милости просим, гости дорогие!
(гости рассаживаются по местам)
Воспитатель: «Ребята, я приглашаю вас на посиделки. Скажите, что делали в старину люди на посиделках?»
(рассказывали сказки, занимались рукоделием)
- Наши посиделки сегодня я хочу начать с загадки:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!
(хлеб)
- Какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
(мягкий, душистый, пышный, черный, белый, подгорелый).
- В народе говорят: «Хлеб - всему голова». И сегодня на посиделках мы с вами будем беседовать о хлебе.
Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Дети называют заранее выученные пословицы и поговорки:
«И обед ни обед, коли хлеба нет», «Покуда есть хлеб да вода, все не беда»,
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Без печки холодно, без хлеба голодно»,
«Не будет хлеба, не будет и обеда», «Худ обед, коли хлеба нет»,
- Давайте вспомним скороговорку про хлеб:
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку».
- А гости знают пословицы и поговорки о хлебе?
(диалог с гостями)
- Ребята, я предлагаю вам рассказать нашим гостям о том, как хлеб растили в старину.
(дети рассказывают, опираясь на вспомогательные картинки)
- А теперь все вместе вспомним, люди каких профессий в наше время трудятся, чтобы из зернышка получился каравай и не только каравай, но и другие хлебобулочные изделия.
(дети разгадывают кроссворд «Профессии»)
Профессии:
1. Кто вспахал землю? (тракторист)
2. Кто собрал колоски с зернами? (комбайнер)
3. Кто смолотил муку? (Мукомол, мельник)
4. Кто испек хлеб? (пекарь)
5. Кто привез хлеб в магазин? (шофер)
6. Кто продает хлеб в магазине (продавец)
7. Кто растит и выращивает хлеб? (хлебороб)
- Посмотрите, сколько людей трудились, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому как мы должны обращаться с хлебом?
(бережно)
- Бережно - это как?
(не крошить хлеб, не брать лишнего)
Физкультминутка (импровизация) :
- Ребята, а вы хотите ненадолго стать хлеборобами. Тогда вставайте, мы с вами отправляемся в поле. Поле уже вспахано. Нам нужно его засеять зерном. Берем короба (наклоняемся) и «сеем» зерна. Посеяли, отложили короба. Пригрело солнышко (руки вверх). А вот дождя нет. Что делать? Раньше дети водили хороводы и звали дождик.
Хоровод.
«Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будет булка, будет сушка,
Будет вкусная ватрушка!»
- Вот и колосок показался, потянулся к солнышку. Колосок созрел.
(дети вытягиваются вверх).
- Ребята, я предлагаю вам испечь пирожки.
Пальчиковая гимнастика «Отличные пшеничные»
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы.
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
«Крошки, что останутся
Воробью достанутся!»
- Ну и какие же посиделки без сказки? О чем вы хотите сегодня услышать сказку?
(о хлебе).
- Я предлагаю вам сначала послушать мою сказку – превращение «Я – пшеничный колосок».
(надеваю маску пшеничного колоска и рассказываю сказку своего сочинения).
- А кем бы вы хотели стать?
(дети выбирают маски и сочиняют свои сказки).
Итог: Понравились вам ваши сказки? Чья сказка вам понравилась больше? Почему?
Раньше все сказки люди рассказывали из уст в уста и просто запоминали. Поэтому одна и та же сказка могла звучать по-разному.
Проблемная ситуация.
- А вы все сказки запомнили? Как вы думаете, когда пройдет какое-то время вы также будете их помнить? Что можно сделать, чтобы наши сказки сохранились?
(записать)
- Правильно. Поэтому сегодня на занятии у меня была помощница, которая записывала все ваши сказки, а титульный лист для нашей книги уже готов.
В заключении давайте поиграем в игру «Хлеб»
1. Назовите ласково хлеб?
2. Крошки хлеба какие?
3. Квас из хлеба называется?
4. Прибор для резки хлеба?
5. Посуда для хранения хлеба?
6. Кто выращивает хлеб?
7. Назовите завод, где выпекают хлеб?
8. Как называются изделия из теста?
- А я приглашаю всех гостей и ребят на чаепитие с караваем.
После занятия дети изготавливают книгу «От зернышка к караваю».