Ирина Гранкина
Конспект НОД «Осенний листочек» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: включить детей в исследовательскую деятельность, вызывать интерес, дать возможность проявить самостоятельность мышления.
Задачи: - формирование начальных предпосылок познавательной деятельности при ознакомлении со строением листа посредством специально организованной исследовательской деятельности;
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, способности сравнивать, высказывать свои мысли, суждения;
- воспитание познавательного интереса, умения видеть удивительное в окружающем мире.
Ход НОД
Дети стоят вокруг воспитателя.
Публикация «Конспект НОД „Осенний листочек“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: Здравствуй солнце золотое (руки поднять над головой и скрестить)
Здравствуй небо голубое (развести руки в стороны вверх)
Здравствуй легкий ветерок (покачивание руками над головой) Здравствуй быстрый ручеёк (покачивание руками внизу)
Здравствуй утро (отводим правую руку в сторону) Здравствуй день (отводим левую руку в сторону)
Нам здороваться не лень (руки скрещиваем к плечам и разводим в стороны)
Воспитатель: -А теперь отгадайте загадку? Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…. (Осень).
Воспитатель: Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Знаете ли вы приметы осени? (дети дают ответы)
- У меня на столе разложены картинки, каждый из вас возьмёт одну, назовет признак осени и приклеит картинку на доску.
-Ребята, мы не только все вместе вспомнили приметы осени, но и изобразили осенний пейзаж. Нравится вам картина?
- Ой, что это! Да это же солнечный зайчик.
- А почему его мы поймать не можем? Правильно, солнечный зайчик - это лучик солнышка, который отразился в зеркале.
- Посмотрите, на что он показывает? Ой смотрите какая-то интересная коробочка. Давайте заглянем?
Воспитатель: Родится из почки, растет-зеленеет, осенью-желтеет, падает-темнеет. Это листок.
- А с какого дерева листочек, кто знает?
- Давайте пофантазируем, каким же образом к нам попал этот листок? прилетел, подняли на улице, приклеился к подошве, дверь была открыта и ветерок занес.
- Я тоже думаю, что это ветерок принес нам осенний подарок и прошелестел: «листок на первый взгляд кажется таким обыкновенным. На самом деле он может рассказать нам о себе много интересного»
- Дети, здесь еще что-то есть, посмотрите. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к лодке, к перышку, разбитому яйцу)
- Что бы это значило? Загадка? Отгадаем?
- Давайте подойдем к столу. Возьмите палочку с сухими листиками высоко поднимите над головой, а затем и подуйте на нее. Что делают ваши листочки? кружатся, летят.
- Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?
- Возьмите на одну ладошку лист, на другую - камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло? Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.
-Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло? (ответ детей).
- Ну, а теперь отгадаем загадку и получим разгадку.
- И так наш листок как птица, что делает?
- Наш листок как лодка, что делает?
- Наш листок как перо, какой он?
-Наш листок как яйцо, какой он?
- Молодцы! Отгадали загадку.
Воспитатель: Правда листочек наш не так прост, как казалось.
- А кто знает, где живут осенние листочки?
Физкультминутка
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже,
Всё к земле он ближе, ближе,
Только дунет ветерок
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
Воспитатель: - А вам интересно узнать, как устроен лист?
- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительными приборами - лупой, а затем микроскопом. Лист, состоит из пластинки и черешка.
- Рассмотрим через лупу сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
- Теперь верхнюю поверхность пластинки листа. Видите, жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
- Что мы с вами увидели? Что есть у листа?
- А кто знает почему осенью листья изменяют цвет?
- Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Воспитатель: - Возьмите зеленый листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили? На ткани появились зеленые пятна.
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает лист в зеленый цвет, а вырабатывать его листочкам помогает солнышко.
- Когда наступает осень и дни становятся короче и прохладнее, меньше солнечного света попадает на листочки. Зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.
- Поэтому на деревьях осенью листья какие? (Ответ детей).
Воспитатель: - Скоро наступит зима и яркие листочки засыплет снегом, жалко. Хотите их оставить на память об осени? Я предлагаю вам их нарисовать. Нужно взять листок, положить его на клеенку, с помощью кисточки нанести краску, не оставляя пустых мест.
- Затем подойти с клееночкой к столу, взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на белый лист, прижать его салфеткой, стараясь не сдвигать с места;
- Потом взять за черенок и осторожно снять его с листа, и вместе с салфеткой положить на поднос.
- На что похожи листочки? На деревья.
- У нас получился целый лес. И теперь нашей картиной мы будем весь год любоваться, вспоминая осень и ее чудесные, разноцветные листья. И в этом нам помог обыкновенный листочек, случайно залетевший к нам в группу.
Итог
Что вам понравилось больше всего?
Что мы с вами делали с листочком?
А как мы с вами рисовали?
Что у нас получилось в конце?