Ольга Кузьмина
Конспект НОД «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем».
Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи.
Образовательные: - закреплять представления детей о свойствах воздуха, его необходимости для жизни всего живого и возможностях использования.
Развивающие: - развивать интерес к познавательно-исследовательской и творческой продуктивной деятельности; - развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление.
Публикация «Конспект НОД „Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем“ для старшей группы» размещена в разделах
Воспитательные: - воспитывать умение сотрудничать, работать в паре и группе, развивать навыки общения; - формировать начальные умения рефлексии своей деятельности.
Планируемые результаты. Дети:
1. Имеют представления о свойствах воздуха и возможностях его использования.
2. Умеют рассуждать, анализировать, делать выводы.
3. Имеют навыки самостоятельно проводить опыты по словесному указанию.
4. Имеют навыки договариваться о совместных действиях для получения общего результата.
5. Проявляют творческую активность, любознательность, самостоятельность.
Возрастная группа : старшая.
Форма организации деятельности: подгрупповая (8 –10 детей).
Форма проведения: «Путешествие в страну Знаний»
Методические приё мы: дидактическая игра, игровая мотивация с помощью ИКТ, проведение опытов, создание проблемной ситуации.
Формирование словаря детей: - вводить в активный словарь детей слова «прозрачный», «невидимый», «ощущать», «чувствовать»; - формировать начальные навыки речи-доказательства.
Демонстрационный материал: поднос, пучок соломы, лапоть, воздушный шар; - игрушки – сказочные персонажи Пузырь, Соломинка, Лапоть; схема паровоза на рельсах с тремя прицепными вагонами; макет реки (большой пластиковый таз с водой стоит на голубой ткани); тарелка с нарезанными дольками чеснока; карточки-символы, обозначающие воздух (синий кружок) и бензин (коричневый кружок); флажки разного цвета для обозначения станции; мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал: картинки с изображением транспорта, передвигающегося с помощью воздуха и бензина; плоские воздушные шары красного, зелёного цветов (для крепления шаров можно использовать двойной скотч, который заранее наклеен по краям вагонов).
Предметы для проведения опытов: трубочки для коктейлей и прозрачные пластиковые стаканы с водой, воздушные шары, кораблики (деревянная щепка с бумажным парусом, 4 – 5 тазов с водой; деревянные палочки от мороженого (вёсла, куски ткани, бумага, скотч, веточки деревьев, ножницы.
Конспект НОД.
1 часть. Вхождение в тему.
Воспитатель обращает внимание детей на схему (по рельсам едет паровоз с прицепными вагонами). Он приглашает отправиться на поезде в путешествие в страну Знаний (аудиозапись движущегося поезда).
Игровая мотивация.
Воспитатель. Посмотрите на предметы, лежащие на подносе (пучок соломы, лапоть, воздушный шар, догадайтесь, к какой сказке эти предметы имеют отношение. (Дети отвечают.) Воспитатель предлагает проверить правильность ответов детей с помощью мультимедийного оборудования. На экране демонстрируются герои сказок «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка», «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Дети выбирают героев сказки.
Воспитатель. Вспомните и расскажите, что произошло с ними в сказке.
Дети отвечают.
Воспитатель выступает в роли корреспондента, берё т интервью у детей по цепочке:
- На что был похож Пузырь? ( Предполагаемые высказывания: на воздушный шар, мыльные пузыри и др.)
- Как вы думаете, что было у него внутри?
- Почему Пузырь лопнул? (Когда он хохотал, сильно надулся и лопнул, через дырочку вышел весь воздух).
Воспитатель. Да, Пузырь исчез, потому что из него вышел весь воздух. Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы будем говорить о воздухе и его свойствах.
2 часть. Экспериментальная деятельность.
Работа в парах. Дети делятся на пары по символам на груди: воздушные шарики разного цвета с изображением восклицательного и вопросительного знаков; дети объединяются по цвету и символу.
Воспитатель. Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите его. ( Варианты ответов детей: воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим.) А можно нам увидеть этого «невидимку?» Может быть, с ним кто-то уже встречался? ( Предполагаемые ответы: пузыри на поверхности воды и др.) Как же можно обнаружить воздух? (Дети выдвигают гипотезы.)
Воспитатель делает обобщение: воздух можно обнаружить с помощью опытов, для проведения которых нужны различные предметы. Пройдите, пожалуйста, в лабораторию, где вас ждут необходимые предметы.
1. Серия опытов.
Выслушайте задание и подберите нужные предметы для проведения опыта.
Задание 1. Создать поток воздуха у лица.
Опыт 1. Взять лист бумаги, можно сделать из него веер и помахать им около лица.
Вопрос. Что ощущаете? (Лёгкий ветерок, прохладу).
Вывод: воздух мы не видим, но ощущаем (чувствуем).
Задание 2. Увидеть воздух, который мы выдыхаем.
Опыт 2. Взять трубочку для коктейлей и подуть через неё в стакан с водой.
Опыт 3. Надуть воздушный шар (2 – 3 выдоха).
Вопрос. Что вы видите? Почему шар стал увеличиваться? Предложить вспомнить беседу о строении человека, где расположен воздух, как дышит человек.
Вывод: воздух находится внутри тела в лёгких, его объём можно измерить.
Задание 3. Доказать, что воздух прозрачный.
Опыт 4. Взять прозрачный полиэтиленовый пакет, открыть его, «набрать» воздух и скрутить края.
Вопрос. Можно ли увидеть через воздух-невидимку всё, что находится вокруг нас?
Дети самостоятельно делают вывод: воздух прозрачный, невидимый, он окружает нас повсюду.
2. Здоровьесберегающая технология. Игровое упражнение «Узнай запах»
Воспитатель. Закройте глаза, зажмите нос (в это время проносит перед детьми тарелку с свеженарезанным чесноком). Вдохните воздух, чем пахнет? Как вы узнали, что это запах чеснока?
Вывод: запахи распространяются по воздуху, поэтому мы их чувствуем, когда вдыхаем.
3 часть. Физкультминутка.
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко, легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков
Каждый из вас к работе готов!
4 часть. «Воздух и транспорт».
1. Дидактическая игра «Подбери нужную картинку»
На столах у каждого картинки с изображением транспорта, передвигающегося с помощью воздуха и бензина. На доске два символа, обозначающих воздух (синий кружок) и бензин (коричневый кружок).
Воспитатель. Можно ли назвать воздух помощником человека? (Ответы детей.) Перед вами два символа, выберете, какой из них будет обозначать воздух, а какой бензин. (Выбор детей.) Разделите картинки на две группы : 1-я – транспорт, передвигающийся с помощью воздуха, 2-я – с помощью бензина. Поставьте свою картинку под нужный символ, обозначающий «воздух» или «бензин».
Проверьте, все ли сделали правильный выбор.
2. Беседа. Проводится с опорой на картинки. Обсуждается, какой вид транспорта нуждается в потоке воздуха. Воздушный шар; самолёт, хотя и работает на бензине, но без потоков воздуха не взлетит; винты вертолёта опираются на воздух; ветер наполняет паруса парусника, и он движется по воде.
3. Опыт «Воздух может двигать предметы»
В таз с водой можно запустить кораблики с парусом, подуть на парус, создавая поток воздуха. Дети работают в парах (один таз на двоих). Дуют в парус вместе или по очереди, договариваясь друг с другом о совместных действиях.
Вопрос. Объясните, что помогло корабликам плыть?
Вывод: поток воздуха помогает предметам передвигаться.
5 часть. Проблемная ситуация «Переправа»
На детском столе стоит макет реки.
Воспитатель. Помогите нашим героям из сказки переправиться через реку, чтобы все остались целы и невредимы. Попробуйте, используя дополнительные предметы (на столе располагаются куски ткани, бумаги, скотч, лопух, веточки, придумать конструкцию, на которой можно осуществить переправу.
Нужно подвести детей к тому, что Лапоть – кораблик, Соломинка – матрос или мачта, Пузырь – матрос или рулевой. Парус можно сделать из листа лопуха, бумаги, ткани. Чтобы кораблик двигался быстро, нужно всем детям дуть с одной стороны, тогда ветер будет наполнять парус и двигать кораблик.
Совместный вывод взрослого и детей: если ветер сильный, предметы передвигаются быстрее; если дети умеют договориться друг с другом о сотрудничестве (дуть вместе в одном направлении, поставленную задачу можно решить.
6 часть. Рефлексия деятельности.
Воспитатель задаёт вопросы в форме «Интервью».
1. Расскажите нашим гостям – Лаптю, Соломинке, Пузырю – всё, что вы узнали нового о воздухе.
2. Посмотрите на схему поезда. Давайте отметим флажком нашу остановку в стране Знаний. Как можно назвать эту станцию? («Воздушная»). Договоритесь, какого цвета будет флажок. (Размещают флажок на схеме.)
Воспитатель даёт положительную оценку участию каждого ребёнка в образовательной деятельности, отметив любознательность, находчивость при решении проблемных ситуаций.
Воспитатель. Кто смог самостоятельно провести опыт, рассказать об одном из свойств воздуха, прикрепите к вагонам синие шары.
Посмотрите, как много синих воздушных шаров! Наше путешествие в страну Знаний получилось интересным и познавательным.