Анна Краснова
Конспект НОД (Образовательная область «Социализация») в средней группе на тему: «Мои друзья — мальчики и девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку.
2. Формировать представления о социальных функциях мужчин и женщин, воспитывать стремление подражать положительным качествам мужественного или женственного поведения.
3. Продолжать формирование представлений о родственных связях, понимания роли мужчины и женщины в семье. Учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра.
4. Развивать классификационные умения, умение сравнивать и различать индивидуальные особенности других детей.
Публикация «Конспект НОД (Образовательная область „Социализация“) в средней группе на тему: „Мои друзья — мальчики и девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
5. Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения.
6. Воспитывать доброжелательное отношение между мальчиками и девочками, учить быть внимательными друг к другу.
7. Воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.
Методы и приемы:
•Сюрпризный момент «красивая коробочка»;
•Упражнение «Чем мы похожи?»;
•Игра малой подвижности с мячом «Кто я в семье?»;
•Проблемная ситуация: Одежда перепуталась, надо помочь ее разобрать на мужскую и женскую;
•Дидактическая игра «Одень куклу-мальчика и куклу-девочку»;
•Вопросы к детям:
- Какую домашнюю работу выполняет папа?
- А какую работу выполняет мама?
- Как вы думаете, чем мужская работа отличается от женской?
•Подвижная игра «Дружная карусель»;
•Беседа: Что значит «настоящий» друг?
•Пальчиковая гимнастика;
•Игра «Рисуем всей группой»;
•Рефлексия.
Предварительная работа:
•беседа с мальчиками «Мальчики – защитники слабых»;
•беседа с девочками: «Девочки – маленькие хранительницы и утешительницы»;
•чтение рассказов В. Осеевой «Утро», «Волшебное слово», «Три товарища», «Перышко», «Сторож»;
•рассматривание картин с изображением женщин и мужчин, мальчиков и девочек;
•знакомство с мужскими и женскими профессиями;
•дидактические игры: «Одежда», «Дом добрых дел», «Пожелание», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Портрет», «Благородные поступки», «Волшебный цветок», «За что нам нравятся мальчики (девочки?», «Как я дома помогаю?», «Вежливые слова», «Отгадай профессию», «Назови имена мальчиков», «Назови имена девочек», «Подарки», «Море любви», «Карусель».
Индивидуально-дифференцированный подход:
Детям с высоким уровнем развития предлагается первыми ответить на вопросы поискового характера; дети с низким уровнем развития – отвечают по примеру детей.
Материалы к занятию:
Бумажные кукла-мальчик и кукла-девочка, бумажная мужская и женская одежда, красивая коробка, мяч, ватман, пластиковые поддоны с поролоном, гуашь желтого и оранжевого цветов, влажные салфетки.
Ход деятельности:
Воспитатель: Дорогие ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте с ними поздороваемся! Здравствуйте! Я очень рада вас всех сегодня видеть! Вы все такие красивые, нарядные, очень веселые, а главное, очень сообразительные! И поэтому мне поскорее хочется познакомить гостей с вами! Посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Она необычная, можно сказать волшебная, потому что помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей. Я возьму свое имя и положу в эту коробочку – Анна Ивановна. Положите и вы свои имена в коробку.
Дети кладут свои имена в коробку, проговаривая их.
Воспитатель: Когда я была маленькой, меня называли ласково: Анюта. Я тоже положу это имя в коробку. А вас как ласково называют мамы? Хотите положить и свое ласковое имя в коробку?
Воспитатель собирает имена.
Воспитатель: Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись. Что же нам теперь делать? Как же я буду теперь без имени? Предлагаю поймать свое имя.
Дети поднимают руки вверх, подпрыгивают, ловят имя и прикладывают сложенные ладошки к груди.
Воспитатель: Вот мы и познакомились: у нас здесь собрались замечательные ребята: мальчики и девочки - дружные и приветливые. Приглашаю вас взяться за руки и сделать большой круг. Мы с вами поиграем и узнаем, чем мы с вами похожи.
Упражнение «Чем мы похожи?»
Дети стоят в кругу. Воспитатель по очереди предлагает выйти в круг тем, у кого темные волосы, затем — у кого светлые глаза, красные носочки и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в кругу. В конце игры педагог обращает внимание на то, что дети смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные», «непохожие».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами все вышли в круг, потому что все мы чем-то похожи. Но, все-таки все люди отличаются друг от друга. Чем? Например: у Яны рыжий цвет волос (у одной из группы). Значит, люди отличаются друг от друга цветом волос, цветом глаз, есть мальчики, и есть девочки. Теперь наши мальчики проводят девочек на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: А знаете, как можно отличить девочку от мальчика?
Дети: У девочек длинные волосы, у мальчиков короткие.
Девочки носят платья и юбочки, а мальчики шорты и брюки.
Воспитатель: А девочки не носят шорты и штаны? Носят, только они отличаются от тех, что носят мальчики, цветом и рисунками (цветочки, бабочки, куколки и т. д.)
Дети: Еще мальчики и девочки играют в разные игры и игрушки.
Воспитатель: Конечно, и мальчики и девочки могут играть одними и теми же игрушками, но чаще всего мальчики играют с транспортом, а девочки с куклами. Вы назвали признаки, по которым можно отличить мальчика от девочки. Посмотрите, у нас есть девочка Маша и мальчик Витя. Они – брат и сестра. Им срочно нужна ваша помощь. Пока они выбирали наряды, чтобы прийти к нам в садик, вся их одежда перепуталась. Теперь они не могут разобрать, где чья? Поможете им?
Детям предлагаются силуэты мальчика и девочки, закрепленные на магнитной доске, и достаточное количество для всех детей одежды из бумаги.
Дидактическая игра «Одень куклу-мальчика и куклу-девочку»
Воспитатель: Вам нужно выбрать любую деталь одежды. Объяснить, кому она подходит и почему?
1-й ребенок: Я выбрал платье для Маши, потому что только девочки носят платья.
Дети берут одежду и классифицируют её, обсуждают правильность выбора, «одевают» силуэты девочки и мальчика.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо справились! Помогли брату и сестре навести порядок в своих шкафчиках. Теперь родители их похвалят. И в семье будет мир и покой. У каждого из вас есть своя семья. Что такое семья?
Дети: Это самые близкие и родные люди, родственники.
Воспитатель: Кто входит в состав семьи? Кто живет в семье?
Дети: ребенок, родители, мама, папа, братик, сестричка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем и узнаем, кто вы в семье?
Игра малой подвижности с мячом «Кто я в семье?»
Дети встают полукругом, воспитатель перед ними. Воспитатель бросает мяч кому-либо из детей и просит сказать, кто он. И так — по кругу. С помощью наводящих вопросов воспитателя, дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своего папы, своей бабушки, тети и т. д. ?
Воспитатель: Я для своего сына – мама. А ты, Катя, кто для своей мамы?
Катя: Дочка.
Ребенок бросает мяч воспитателю.
Воспитатель: Дима, кто ты для своей бабушки?
Дима: Внук и др.
Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, кто мы в своей семье. У каждого члена семьи есть свои обязанности по дому. Папа и дедушка выполняют мужскую работу, мама и бабушка – женскую. Какую работу выполняет папа?
Дети: ремонтирует мебель, краны, автомобиль, таскает тяжести.
Воспитатель: Какую работу выполняет мама?
Дети: Готовит еду, стирает, убирает, гладит, шьет, чинит одежду.
Воспитатель: Как вы думаете, чем мужская работа отличается от женской?
Дети: Для мужской работы нужна мужская сила.
Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли женскую работу выполняет только мама? Разве папа не может мыть посуду, убираться и др. ?
Дети: Может.
Воспитатель: А что мама может сделать из мужской работы?
Дети: Может вбить гвоздь.
Воспитатель: Т. е. мама может выполнить мужскую работу, если умеет. Только мамы, бабушки и дочки не должны переносить тяжести. Для этого нужны сильные мужские руки. Поэтому мужчины и мальчики в семье должны заботиться о своих женщинах и девочках, помогать им. Так же как и мамы, бабушки и девочки заботятся о своих мужчинах и мальчиках: следят за чистотой их одежды, вкусно кормят, говорят добрые и ласковые слова. И обязательно благодарят друг друга за помощь. Самая хорошая семья, где все делают вместе и дружно. А у нас в группе ребята дружные?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте с вами покажем, как мы умеем дружить, поиграем в подвижную игру «Дружная карусель».
Подвижная игра «Дружная карусель»
Участники образуют два круга: внешний (мальчики) и внутренний (девочки). Девочки стоят спиной в круг, лицом к мальчикам. По сигналу воспитателя под музыку оба круга начинают движение в противоположные стороны. По следующему сигналу (когда музыка остановится) дети останавливаются и образуют пары. Детям нужно подружиться так, как скажет ведущий (коленками, щечками, носочками, плечами, носиками и др.). Упражнение проводится несколько раз подряд, чтобы каждый мальчик поприветствовал каждую девочку.
После приветствия мальчики провожают девочек, и садятся на стулья.
Воспитатель: От нашей игры всем стало тепло и радостно. Так и от дружбы людям. А у вас есть друзья?
Дети: Да.
Воспитатель: Что значит «настоящий» друг? Давайте вспомним слова из песенки «Про дружбу».
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот, что значит настоящий, верный друг.
Дети поют вместе с воспитателем.
Воспитатель: С кем из ребят вы хотели бы играть, дежурить, почему? Какими чертами характера должен обладать мальчик, с которым вам хотелось бы дружить?
Дети отвечают.
Воспитатель обобщает ответы детей: мальчик должен быть умным, сильным, смелым, ловким, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывать. Мальчики должны не обижать девочек, а наоборот, их защищать, помогать, уступать.
Воспитатель: Какими чертами характера должна обладать девочка, с которой вам хотелось бы дружить?
Дети отвечают.
Воспитатель обобщает ответы детей: девочка должна быть доброй, аккуратной, терпеливой. Мальчики не хотят дружить со злой, ленивой, неряшливой девочкой.
Воспитатель: Но таких ребят в нашей группе нет. У нас все очень дружные. Давайте подружим наши пальчики. Вставайте около своих стульчиков.
Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
1,2,3,4,5 —
Будем вместе мы играть.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети хлопают в ладоши.
Пружинка, 2 притопа.
Замок из ладошек 2 раза.
Замок из пальчиков.
Соединяют пальцы рук.
Сгибают и разгибают пальцы.
Берутся за руки.
Улыбаются друг другу.
Воспитатель: А теперь мы посмотрим, умеете ли вы также дружно трудиться, договариваться, уступать другому, просить о помощи. Сегодня вы будете рисовать на листе бумаги все вместе, одновременно. За окном осень, солнышко редко выглядывает из-за облаков. Но сегодня оно к нам пришло в гости, посмотреть на наших дружных мальчиков и девочек.
Воспитатель показывает плакат с нарисованным солнцем.
Воспитатель: Ой! Посмотрите на наше солнышко, оно грустное, потому что у него нет лучиков, и оно не может подарить людям тепло. Давайте мы с вами подарим ему наше тепло. Нарисуем лучики своими ладошками.
Игра «Рисуем всей группой!»
Рисование проводится на столе. Детям предлагается поддоны с пропитанным краской поролоном двух цветов: желтого и оранжевого. Дети начинают работу одновременно. Воспитатель наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения. После рисования дети вытирают руки влажными салфетками. Воспитатель закрепляет плакат на мольберте, одновременно заменяет грустную улыбку солнышка на веселую.
Воспитатель: Ребята, посмотрите! Наше солнышко улыбается! Это вы ему помогли снова стать теплым и веселым. Давайте повесим его в нашей группе. Осенью и зимой, когда такие темные, хмурые дни, оно будет нам светить, и напоминать о том, что все мы друзья. Какие вы у меня молодцы! Дружно рисовали, дружно играли. Вам понравилось играть в зале?
Дети: Да.
Воспитатель: Во что вы сегодня играли?
Дети перечисляют игры. Проводится рефлексия.
Воспитатель: Мы с вами сегодня говорили о семье, о дружбе. О том, что относиться к людям надо с любовью, добротой, быть вежливыми и внимательными, и тогда вы приобретете настоящих друзей.
Раздается стук.
Воспитатель: Кажется, моя волшебная коробочка что-то хочет вам сказать.
Воспитатель достает из коробки книгу В. Осеевой «Синие листы» в подарок детям.
Воспитатель: Посмотрите, она приготовила вам подарок. Давайте попрощаемся с гостями и поскорее отправимся в группу, чтобы начать читать эту замечательную книгу.
Дети: До свидания!