Анюта Асхатова
«Кто такие микробы?» Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Образовательная область «Познавательное развитие»
Средняя группа. «Кто такие микробы?»
Цель: Знакомство детей с понятием микробы. Программное содержание: Образовательные задачи : систематизировать и уточнить представления детей о микробах, и о том, что в воздухе и на окружающих человека предметах могут находиться невидимые и опасные враги – микробы, сформировать у детей понятие, что вода и мыло – главные помощники в борьбе с микробами. Развивающие задачи : развитие познавательного интереса, любознательности, воображения, творческой деятельности детей. Развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку. Вызвать интерес к исследовательской деятельности. Развитие общей и мелкой моторики. Воспитательные задачи: воспитывать культурно- гигиенические навыки, аккуратность, желание заботиться о своем здоровье. Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие. Словарная работа: микробы, жгутики, плесень, размножаются, один, много. Оборудование: баночки с кусочками продуктов, покрытых плесенью (закрытые крышкой); тарелки с кусочком пластилина на каждого ребенка. Кукла с запачканными руками, стол и стул для куклы. ИКТ: видеопроектор, интерактивный экран, флэш- карта со слайдами и музыкой к зарядке. Ход занятия:
Публикация «„Кто такие микробы?“ Конспект НОД в образовательной области „Познавательное развитие“ (средняя группа)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Игровая ситуация: Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Даша. Пригласим нашу гостью за стол и угостим её чаем? (Да). Но, ребята, посмотрите на неё внимательно, вы ничего не замечаете. (Дети замечают, что у Даши грязные руки.)
Воспитатель: А можно ли сидеть за столом с грязными руками?
Проблемная ситуация: Как мы можем ей помочь? А почему нельзя с грязными руками сидеть за столом?
Ответы детей: Потому что на грязных руках микробы, а они очень вредные.
Воспитатель: Дашенька, садись, пожалуйста, на стульчик и послушай, почему нельзя садиться за стол с грязными руками и кто такие микробы. А вы, ребята, тоже пройдите на свои места за столами. Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, кто такие микробы? (Ответы детей) Воспитатель: Микробы - это очень маленькие, живые существа. Чтобы их увидеть, надо посмотреть в микроскоп. У них нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Это просто шарики или палочки. (показ слайдов)
Как же они передвигаются? У некоторых есть хвостики, которые называются жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер, и микроб движется. У других микробов жгутиков нет. (показ слайдов) В жидкости они просто подпрыгивают. Там, где сухо, их переносит ветер. А часто их переносят люди и животные. Как же люди или животные могут переносить микробы? (Ответы детей).
Ребята, как вы думаете, а что едят микробы? (Ответы детей). Микробы едят всё : хлеб, фрукты, овощи, суп, деревья, листья, краску, землю. Сейчас я вам покажу кусочек хлеба (арбуза, яблок и т. п, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Она может быть опасной для человека. (показать кусочек хлеба (арбуза, сыра, в закрытой прозрачной посуде). Но есть микробы, которые для людей не опасные, даже, наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью молочных микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи. Но есть еще такие микробы, которые поселяются в человеке. В зависимости от того, в каком органе поселился микроб, возникает та или иная болезнь. Если микробы поселяются в горле, начинается ангина, если в ухе- воспаление уха, если в зубе- то начинается кариес. (Музыкальная разминка «Мыло, мыло, моем ручки ….»)
У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых. Давайте посмотрим, как это происходит. Пройдите все на свои места за столами. Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину и другие заболевания. Через некоторое время микроб делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились две новые бактерии. Сначала они маленькие, но они питаются, растут, поэтому становятся большими. Оторвите немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим микробам. Как будто ваши микробы выросли.
- Что теперь с ними произойдет? (ответы детей)
- Правильно, скоро разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. Сколько стало? (Четыре). (Дети выполняют)
- Они скоро вырастут. Увеличьте размер своих микробов. (Дети выполняют)
- Что будет дальше? (ответы детей)
- Правильно, вот так их становится все больше и больше, и человек заболевает все сильнее и сильнее.
А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарство? Они сморщились и слиплись между собой… Слепите шарики вместе, сдавите их.
- Вот и нет микробов, организм справился и человек выздоровел.
Вот мы узнали, как размножаются микробы, но как же микробы передаются друг другу? (Перед проведением опыта я нанесла на руки тени с блестками). Ребята, а вы хотите поиграть со мной в игру «Давай поздороваемся». Воспитатель, поздоровавшись с детьми, неожиданно обнаруживает, что её ладони грязные «на них скопились микробы». Прошу детей посмотреть на свои ладошки, и у них тоже блестки.
Совместно с детьми делается вывод, что точно также при контакте с другим человеком (или предметом) передаются невидимые микробы.
Проблемная ситуация - «А что же нам теперь делать?»
Дети говорят, что нужно сходить и вымыть руки с мылом.
Ну и возвращаемся к вопросу «Как мы можем помочь Даше?». Дети предлагают сходить вымыть ей руки.
Вместе с детьми делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены, которые помогут в борьбе с микробами и грязью.
1) Нужно укреплять свой организм, следить за чистотой рук, тела, одежды и игрушек. 2) Нельзя есть немытые овощи и фрукты.
3) Нельзя сосать пальцы, грызть ногти.
4) Если ты невольно чихнул, прикрывай рот, пользуйся салфеткой или носовым платком.
5) Нужно мыть руки с мылом.
- Вам понравилось занятие?
- Что нового вы узнали на занятии?
А сейчас пойдемте вместе с Дашей помоем руки с мылом.