Татьяна Кузьмина
Конспект НОД «О чем поют весной птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
1 часть.
(Дети сидят на стульях полукругом)
Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение, а вы послушайте.
Воспитатель читает стихотворение:
«Вернулись раннею весной
Через моря, долины,
Певцы пернатые домой
На родину с чужбины»
Ребята, я сегодня проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц?
( Ответы детей: ….)
Публикация «Конспект НОД „О чем поют весной птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитатель: -Почему птицы прилетели именно к нам? (Потому что они у нас жили. Они вернулись на свою родину, наступила весна, появились насекомые.)
Воспитатель: -Ребята, а весна наступила? Назовите мне пожалуйста признаки весны. (растаял снег, стало тепло, лопаются почки и появляются листочки, трава, подснежники, солнце греет, день становится длиннее) .
Воспитатель:- Какие чудеса происходят весной в природе? (Снег превращается в воду, появляются первоцветы, подснежники, тюльпаны, нарциссы распускаются почки, и появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробивающейся травки и т. д.)
Воспитатель: -Но самое главное чудо-это то, что именно весной к нам возвращаются наши пернатые друзья. И самая первая птица, которая прилетает к нам в марте – это скворец. В народе говорят: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!»
-Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелётные)
Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в словесную игру «Хорошо- плохо»
Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
-Что хорошего в том, что птицы улетают от нас (зимой холодно в наших краях. Им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, т. к. все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые водятся круглый год.)
-Что плохого в том, что птицы улетают от нас (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц?
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовем так же. (Дети заводят хоровод и произносят слова игры- заклички)
Игра «Закличка»
«Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.»
Ребята, у нас в группе есть чудо- деревья, на которые должны прилететь птицы. На столе лежат картинки перелётных и зимующих птиц. Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды по 5 человек, каждый возьмёт по 1-й птице.
Рассмотрите их, и определите, какие они- зимующие или перелётные. Давайте всех зимующих птиц пригласим на дуб, на котором изображена снежинка ( зимующие: синичка, сорока, голубь, дятел, воробей.). А всех перелётных птиц пригласим к берёзе, на которой изображено солнышко. (перелё тные: ласточка, скворец, иволга, соловей, кукушка)
(Дети берут по 1 птице, рассматривают их и крепят к деревьям.
Вопитатель:- Что за чудо- деревья! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали? (Перелё тные: ласточка, скворец, иволга, соловей, кукушка; зимующие: синичка, сорока, голубь, дятел, воробей.)
Воспитатель: - Как одним словом можно назвать этих птиц (Перелётные) ,
Воспитатель: -Как вы догадались, что это ласточка (У неё голова, крылья. Спинка чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
Воспитатель: -Как вы догадались, что это иволга? (у неё жёлтое оперение, а крылья и кончик хвоста – чёрные.)
Воспитатель: -А по каким признакам догадались, что это скворец? (Он весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.)
Ребята, а как одним словом можно назвать птиц, которые остаются зимовать. (Зимующие).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем!
Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Воспитатель: Что неправильно, почему (Мухи – это насекомые.)
Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, куницы…
Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…
Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки…
Воспитатель: Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своим песнями.
- Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Почему? (Выражает радость. тревогу, волнение, страх и т. д.) .
Воспитатель: -А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Кто, как кричит»
Гуси (гогочут)
Утки (крякают)
Вороны (каркают)
Голуби (воркуют)
Синицы (пищат)
Совы (ухают)
Воробьи (чирикают)
Сороки (трещат)
Журавли (кричат)
Соловьи (свистят)
2 Часть
Воспитатель читает стих:
«Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце, о весне
И о родимой стороне.
И нет их песенки чудесней».
(Воспитатель с детьми переходят к столам)
Воспитатель: -А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые) .
Воспитатель: -Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, берёзовой коры др.) .
Воспитатель: -Где строят свои гнезда? (На деревья, на земле, под крышей, под балконом, в кустах.)
Воспитатель: -Грачи, вороны, сороки строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд.
(рассматривают картинки с изображением птиц и их гнезд)
Воспитатель: -А вот посмотрите, как ловко устроено гнездо зяблика : свито из тонких прутиков, из сухих прошлогодних стеблей. А чтобы кто- нибудь из врагов гнездо не заметил, в стенки его вплетены лишайники, те самые, что на дереве растут и ленточки бересты, чтобы хорошо было замаскировано гнездышко, не скоро найдешь!
-Гнездо дрозда устроено в самой развилке сучков. Да так хорошо, прочно оно устроено, все стенки глиной промазаны.
-А гнездо иволги похожи на корзиночку, устраивает она его на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек.
-Обычно соловей поселяется на опушке леса, по берегам рек в густых камышах, в садовых кустах и кустарниках. Устраивают гнезда около земли.
-Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится из комочков размокшей после дождя земли или глины.
-А вот дятлы строят гнёзда в дупле, которое легко определить по круговому входному отверстию, вытянутому сверху вниз.
-Кукушка
Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Помоги собрать материал для постройки гнезда»
(соломинки, веточки, пёрышки, бутылки пластиковые, пробки, вата, фантики, карандаши)
-Вот когда гнезда готовы, какая следующая забота перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).
Воспитатель: -А кто заботиться, высиживает, согревает, бережет их? (Мама- птица, самка)
Воспитатель: -Кто заботиться, кормит мама и птенцов? (папа, самец)
Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы) .
Воспитатель: -Ребята а мы можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники.)
3 Часть.
(дети проходят к стульчикам)
- Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу, в парке, в сквере? (тихо, спокойно; не рвать и не ломать растения, не разорять птичьи гнёзда и т. д.)
-Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Приносят пользу).
– А какую пользу они приносят природе? (птицы защищают растения от вредных насекомых)
- Упражнение на развитие мелкой моторики «Птичка» (дети разбирают прищепки –«клювики» и встают в круг)
Ищет птичка и в траве, (открывать-закрывать прищепку на каждое слово пальцами правой руки)
И на ветках, и в листве, (то же пальцами левой руки)
И среди больших лугов (прищипывать ногтевые фаланги с 1 по 4 пальцев левой руки)
Мух, червей, слепней, жуков. (то же правой)
Воспитатель:- Ребята, а как вы считаете, надо охранять всех птиц и все живое на Земле?
(Ответы детей….)
– Как же вы будете защищать природу? (Вспоминают «Правила друзей леса»с показом картинок)
Давайте будем любит, беречь и охранять природу.
Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны.
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
4 Часть
Анализ занятия
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Из какого материала птицы делают гнёзда?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Литература :
1) М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду»
2) В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Экология», «Познавательное развитие»
3) Н. Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей.