Екатерина Смирнова
Конспект НОД «Настроением можно управлять» в подготовительной группе
▼ Скачать
Цель: формирование внимательного, заботливого отношения к сверстникам, близким людям, животным.
Задачи:
— обогащать обобщенные представления о способах передачи своих желаний, чувств, настроений;
— способствовать проявлению интереса к сфере эмоциональных проявлений живых объектов (человек, животные, герои литературных произведений);
— способствовать проявлению адекватных реакций на различные эмоциональные состояния других людей;
Публикация «Конспект НОД „Настроением можно управлять“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
— содействовать становлению способов передачи собственных эмоциональных состояний (жесты, мимика, интонация, поза, движения, умения сдерживать проявления негативных эмоций.
Оборудование: листы с сюжетными картинками, сделанные детьми с помощью родителей (каждый имеет прорезь в виде квадрата или круга, сзади прикрепляется диск с изображением пиктограмм (5—7 символических изображений, каждая пиктограмма должна быть хорошо видна в прорезях); фотографии, картинки и рисунки с изображением детей с разными эмоциональными состояниями, аудиопроигрыватель; аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского); иллюстрация с изображением детей, которые водят хоровод вокруг елки, а один мальчик (с выражением обиды на лице) стоит в стороне, репродукции картин (пейзажи); прозрачная разноцветная пленка (или капроновая ткань) ярких и тусклых тонов; бумага для рисования, цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, к вам за помощью вновь обратилась воспитатель младшей группы Нина Семеновна. Она очень хочет познакомить своих воспитанников с разными настроениями и чувствами людей. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме. Ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть в разные игры! Однако Нина Семеновна нигде не смогла найти такую книгу. Тогда воспитатель вспомнила о вас, ребята. Она видела в вашей группе много книг, сделанных вами и с помощью родителей, знает, что вам так много рассказывали и читали о разных настроениях и чувствах людей, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для малышей?
Дети. Да.
Воспитатель. Какое название будет у нашей книги?
Дети высказывают предположения.
Чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о настроении и чувствах людей. А книгу о настроении мы начнем делать прямо сейчас. Каждый из вас дома уже сделал по одной странице для нашей будущей книги.
В качестве домашнего задания детям раздали заранее подготовленные листы с прорезью в виде квадрата (круга). Сзади прикрепляется диск с изображением пиктограмм (5—7 символических изображений). Каждая пиктограмма должна быть хорошо видна в прорези. Детям было предложено наклеить на эту страницу сюжетные картинки или рисунки, передающими различные эмоциональные состояния героев.
Что помогло нам сделать эти первые страницы для нашей будущей книги?
Дети. Мы знаем о том, что у людей бывает разное настроение и разные чувства, знаем, как по лицу можно определить настроение человека.
Воспитатель предлагает детям обменяться страничками, которые они делали дома. Обменявшись ими, дети учатся подбирать пиктограммы (посредством вращения диска, соответствующие эмоциональному состоянию героев картинок или рисунков.
Воспитатель. Молодцы, вы верно определили чувства, которые испытывают люди, изображенные на картинках. Какое у них настроение?
Дети. Веселое, озорное, грустное, тревожное, унылое.
Воспитатель. Верно, настроение у людей бывает разным: спокойным, озорным, унылым, шаловливым, грустным, тревожным, беспокойным, игривым, веселым. Предлагаю вам превратиться в маленьких артистов и изобразить разные настроение и чувства.
Игра-драматизация «Маленький народ»
Воспитатель предлагает обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Затем читает стихотворение Д. Хармса «Маленький народ». Дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие то или иное настроение.
Текст стихотворения можно дополнить : «Один мальчик вот такой.», «Одна девочка вот такая.» и т. д.
Воспитатель. Кому легко было изображать героев? Кому трудно? С помощью каких частей тела можно выразить чувства?
Дети отвечают.
Да, ребята, все тело участвует в движении. Но больше всего мы обращаем внимание на лицо и руки. Вот об этом мы вспомним в следующей игре.
Игра «Чувства»
Воспитатель раздает дошкольникам фотографии детей с разными эмоциональными состояниями и предлагает им встать по порядку так, чтобы в начале ряда оказалась карточка с самым приятным переживанием, а в конце — с самым неприятным.
Воспитатель (показывает фотографию). Чему, по-вашему, может радоваться девочка, изображенная на этой фотографии?
Дети высказывают предположения.
Да, ребята, радость возникает, когда человек доволен тем, что происходит в его жизни. Поводов порадоваться бывает много. Давайте вспомним то, что заставило вас обрадоваться.
Дети выполняют задание.
Каждый из вас назвал какое-то приятное событие. Значит, радость — приятное чувство. Какое настроение бывает, когда вам радостно?
Дети. Веселое, озорное, шаловливое.
Воспитатель. Да, ребята, когда вам радостно, то и настроение бывает веселым, озорным, шаловливым! Вспомните стихотворения, песни, сказки, в которых героям радостно.
Дети. Английская песенка в переводе С. Маршака «Перчатки», Р. Сефа «Добрый человек», 3. Александровой «Катя в яслях», песня «Улыбка».
Воспитатель. Как можно узнать, что у человека хорошее настроение?
Дети. По лицу, голосу, его поступкам.
Воспитатель. Да, ребята, радость, как и любая эмоция, отражается на лице человека. Взгляд становится добрым. Говорят еще: «глаза светятся», уголки губ приподнимаются. Человек улыбается или смеется. Все зависит от того, насколько сильно человек может переживать чувство радости. Ребята, а вы умеете радоваться?
Дети. Да.
Воспитатель. Представим, что каждому из вас подарили новую красивую игрушку. Покажите, пожалуйста, как вы обрадуетесь.
Дети выполняют задание.
А если вы встретите своего друга, какой будет ваша радость?
Дети изображают радость.
Сейчас вы все радовались по-разному. Люди тоже радуются по-разному. Одни могут выражать радость не только мимикой, но и интонацией, жестами, действиями (например, хлопками, прыжками). Другие радуются тихо, но это вовсе не значит, что они испытывают меньшую радость. Просто они более сдержанны в проявлении своих чувств. Большую роль играет и воспитание человека. Воспитанные люди не будут проявлять бурную радость в общественных местах: транспорте, кинотеатре. Это может помешать окружающим. Каждый человек может управлять своим настроением, особенно если его поступки мешают другим. Послушайте об этом стихотворение «Посидим в тишине» Е. Благининой.
Ребенок читает стихотворение.
Почему девочка не стала играть в шумные игры, бегать, прыгать, петь, громко смеяться?
Дети. Чтобы не мешать маме спать.
Воспитатель. Да, нельзя прыгать и бегать, когда рядом находится заснувший от усталости человек, потому что это мешает ему отдыхать. Ребята, а почему нельзя прыгать и бегать, когда рядом находится больной или расстроенный человек?
Дети. Это может ему не понравиться.
Воспитатель. Ребята, вспомните пословицы о радости, веселом настроении.
Дети. «Кто в радости живет, того грусть неймет», «За шутку не сердись и в обиду не давайся», «Кто людей веселит, за того весь свет стоит».
Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Кто людей веселит, за того весь свет стоит»?
Дети. Люди любят веселых.
Воспитатель. Да, ребята, человек, умеющий вовремя и хорошо пошутить, слывет весельчаком. Всем нравятся веселые люди. Почему это так?
Дети. С веселым человеком приятно быть рядом.
Воспитатель. Да, веселый человек приятен для окружающих людей, от его улыбки у всех поднимается настроение. Послушайте стихотворение об этом.
Странные вещи со мною случаются:
Я огорчаюсь — все огорчаются!
И огорченные люди встречаются,
И огорченно деревья качаются.
Я улыбаюсь — горе кончается!
Всюду веселые лица встречаются,
Всюду деревья от смеха качаются!
Но почему же так получается?
Э. Мошковская
А вы как думаете?
Дети. От улыбки у всех улучшается настроение.
Воспитатель. А приходилось ли вам выходить хмурыми из дома?
Дети. Да.
Воспитатель. Что вы при этом чувствовали?
Дети отвечают.
А какое было у вас настроение, когда вы выходили из дома, улыбаясь?
Дети отвечают.
Много стихов и песен придумано о веселых людях, хорошем настроении. Послушайте одну из них.
Звучит аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Ребята, какое у вас сейчас настроение?
Дети. Хорошее.
Воспитатель. Что вы чувствуете?
Дети. Нам радостно.
Воспитатель. Почему вам всем радостно?
Дети. Потому что кругом веселые лица, потому что песня веселая.
Воспитатель. Так что же мы разместим в нашей книге из того, что поможет рассказать малышам о таком приятном чувстве, как радость?
Дети. Наши рисунки-иллюстрации к стихам, рассказам, сказкам, пословицам и поговоркам, в которых рассказывается о тех, кому радостно.
Воспитатель. Продолжим наш разговор о чувствах и настроении. Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» :
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! — Она его ласкать:
Треплет нежною рукою:
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» — ив комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.
Как объяснить поведение умного Соколко?
Дети. Он хотел предупредить царевну о том, что яблоко отравлено.
Воспитатель. Да, ребята, Соколко хотел предупредить царевну об опасности. Как одним словом можно назвать поведение Соколко?
Дети. Беспокойное, тревожное.
Воспитатель. Почему он беспокоился?
Дети. Он тревожился, боялся, что царевна съест отравленное яблоко.
Воспитатель. Да, ребята, Соколко беспокоился за жизнь царевны. Что он при этом чувствовал?
Дети. Страх.
Воспитатель. Ребята, а что чувствовали вы, когда первый раз прослушали это маленькое стихотворение?
Дети. Страх.
Воспитатель. Какое у вас было настроение?
Дети. Тревожное.
Воспитатель. Когда кто-то испытывает страх, настроение у него беспокойное, тревожное. Несмотря на то что чувство страха неприятно, оно очень полезно, поскольку предупреждает об опасности. Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «У страха глаза велики»?
Дети высказывают предположения.
Да, ребята, иногда бывают ситуации, когда человек преувеличивает опасность. Вы можете рассказать про свой страх? Чего вы можете испугаться?
Дети отвечают.
Нарисуйте, пожалуйста, свой страх. Какие у вашего страха получились глаза? Действительно ли они большие? Какого он цвета? Какой формы? Что он делает? А теперь приручите его — подружитесь с ним — покормите, пририсуйте смешные детали, сделайте его симпатичным. Как изменились ваши рисунки? Что вы сейчас чувствуете?
Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.
Можно ли поместить в нашу книгу рисунки к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?
Дети. Да.
Воспитатель. Почему?
Дети. Они помогут Нине Семеновне рассказать малышам о страхе.
Воспитатель. Продолжим наш разговор о настроении и чувствах.
Воспитатель показывает детям фотографию с изображением обиженного ребенка.
Какое настроение у этой девочки?
Дети. Грустное.
Воспитатель. Что она чувствует?
Дети. Обиду.
Воспитатель. Как вы узнали об этом?
Дети отвечают.
Какое у человека бывает настроение, если он испытывает обиду?
Дети. Унылое, грустное.
Воспитатель. Вспомните пословицы о грустном настроении.
Дети. «Слезами горю не поможешь», «Не тужи: перемелется — мука будет», «За шутку не сердись, а в обиду не давайся», «Перестань о том тужить, чему нельзя пособить», «Обидеть легко, а душе каково?», «Чего сам не любишь, того и другим не чини».
Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Не тужи: перемелется — мука будет».
Дети высказывают предположения.
Знаете ли вы, как мелют муку? Сначала зерна долго-долго трут между жерновами, после этого они превращаются в мельчайшие частицы — муку. Ту самую, из которой бабка испекла деду колобок. Вам тоже, наверное, нравятся горячие булочки и сладкие пирожные? Так и со слезами отчаяния. Если уметь терпеть и быть настойчивым, как жернова, то из твоих горестей тоже может получиться что-нибудь хорошее. Вот пример. Предположим, дети не хотят брать тебя в свою игру. А ты не обижайся и не доказывай им, что они не правы. Возьми и организуй свою игру интереснее, чем у них. Принимай в свою игру всех. Никому не отказывай. Тогда и обид не будет, и весело станет всем вокруг. Вот и выйдет, что из твоей как будто бы беды только хорошее и получилось. Недаром говорят: «Слезами горю не поможешь». Послушайте об этом стихотворение.
Ребенок читает стихотворение Р. Сефа «Слезы».
Воспитатель показывает детям картинку с изображением детей, которые водят хоровод вокруг елки, а один мальчик (с выражением обиды на лице) стоит в стороне.
Какое настроение у этого мальчика?
Дети. Грустное.
Воспитатель. Как вы узнали, что у него грустное настроение?
Дети. По его лицу, он отвернулся от детей.
Воспитатель. Что он чувствует?
Дети. Обиду.
Воспитатель. Как вы думаете, можно ли обижаться на празднике, когда всем весело?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Можно испортить настроение другим.
Воспитатель. Да, ребята, каждый человек может управлять своим настроением, особенно если его поступки мешают другим или огорчают их. Почему это надо делать?
Дети. Потому что хорошее настроение помогает быть здоровым, приятным для других, иметь много друзей.
Воспитатель. Совершенно верно, с детства очень важно быть добрым, заботливым, не хмуриться, не капризничать, потому что хорошее настроение продлевает человеку жизнь, улучшает его здоровье. Добрый и внимательный человек приятен для людей. Плохое настроение часто делает все окружающее безрадостным, унылым, неинтересным. И наоборот, доброжелательный светлый настрой делает все вокруг красивым, приятным. Послушайте об этом стихотворение М. Щелованова «Утро».
Воспитатель читает стихотворение.
При повторном чтении стихотворения воспитатель предлагает посмотреть на репродукции картин (пейзажи) через прозрачную разноцветную пленку (или капроновую ткань). При чтении первого и третьего четверостиший дети пользуются пленкой темных тусклых тонов, при чтении второго и четвертого — пленкой ярких, светлых тонов.
Молодцы, ребята, вы много вспомнили сегодня о настроении и чувствах. Думаю, что странички нашей новой книги, которые вы сделаете вместе с родителями дома, получатся интересными, полезными и нужными для всех.