Жанна Бычкова
Конспект НОД на тему: «В стране пензенских мастеров. Сказки из глины.»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД на тему:
«В стране пензенских мастеров. Сказки из глины.»
Цель: углублять и конкретизировать представление о народном декоративном искусстве пензенских мастеров.
Задачи:
- Продолжать знакомить с мастерами игрушечного дела с. Абашево Пензенской области.
- Учить видеть характерные особенности абашевской игрушки, ее отличие от других народных игрушек, выделять элементы узора, орнамента, понимать закономерности форм, цвета, технику выполнения игрушек.
- Развивать эстетическую культуру детей.
Публикация «Конспект НОД на тему: „В стране пензенских мастеров, Сказки из глины,“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пензенская область, Пенза
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- Продолжать осваивать навыки кистевой росписи.
Предварительная работа: знакомство с народным декоративным искусством (гжель, хохлома, городец, рассматривание иллюстраций, чтение стихов.
Материал: абашевские игрушки, эскизы с элементами росписи, контурное изображение абашевской игрушки (олени, петухи, утки, козлы)
Ход занятия.
(На экране карта пензенской области.)
Воспитатель. Не хотели, бы сегодня отправиться в увлекательное путешествие в стране пензенских мастеров? И не просто мастеров, а людей, которые лепят сказки из глины?
В селе Абашево Пензенской области сохранился промысел глиняной игрушки.
Село Абашево большое
И хоть немного здесь садов,
Здесь много делают игрушек
Для разных наших городов.
Много разных мастеров
Гончарного изделия,
Трудолюбивый был народ,
Он не любил безделия.
Лепил, кто дудки, кто горшки,
Лепили все на все лады,
И были птички и зверьки
Себе на счастье, без беды.
В 30-е годы прошлого столетия, была образована гончарная артель, где сначала изготавливалась посуда из глины, а позднее из глиняных игрушек.
(Показ слайда)
Посуду делали для себя и на продажу, поэтому она была известна далеко за пределами села, но еще больше известность выпала на долю абашевских свистулек. Это свистульки в виде животных, птиц, людей. Вариантов игрушек множество.
(Показ слайдов)
Из Абашева села привозили мастера
Чудные поделки, глиняны поделки
Сувениры их, посуду
В стране нашей знают всюду!
Вот у этого оленя огромные ветвистые рога, у другого средние, а у этого- маленькие. Все игрушки разные: и по форме и по строению.
Фигуры имеют удлиненное туловище с короткими широко расставленными ногами.
В Абашево игрушечным промыслом занимались мужчины. Было много известных мастеров: династия Зоткиных, Краюшкиных и др. Послушайте легенду:
«Давным-давно в Абашево было небольшое озеро, куда звери на водопой ходили. Вот однажды ночь была, лунная-лунная и видно было как днем. Решили звери водицы испить. Подходят они к озеру, а там посреди озера русалки плавают, резвятся. Звери залюбовались ими, рты от удивления открыли. И вот одна русалка заметила их, да как ударит хвостом по воде, так что брызги во все стороны полетели, и всё сразу исчезло и русалки и озеро. А у зверей абашевских с тех пор «рога, копыта золотыми стали» потому что брызги на них попали».
Отличительной особенностью игрушек является роспись. Основа игрушек покрывается яркими масляными красками. Используют красный цвет -ЖИЗНЬ, синий - НЕБО, зеленый - ПЛОДОРОДИЕ, голубой, черный цвета, а затем дополняется серебряный и золотой «оживкой», которая придает игрушкам особенный характер. Золотят прежде всего рога, уши, копытца.
(Просмотр слайда)
Посмотрите, некоторые животные имеют сказочный облик, некоторые смешной. Абашевские мастера не изображают зверей дикими и страшными. Размер игрушки – в ладонь.
(На экране появляются контурные изображения нескольких видов абашевских игрушек (олени, петухи, утки).
Воспитатель: - А не хотели бы вы на некоторое время побыть абашевскими мастерами? Тогда проходите в мастерскую.
(Дети проходят к столам).
Воспитатель: - Перед вами приготовлены силуэты абашевских игрушек.
(Рассматривание силуэтов.)
Ваша задача состоит в том, чтобы вспомнить какие основные цвета используют мастера Абашево, а какие цвета для «оживки».
(Дети выбирают силуэты игрушек, выполняют работу. Воспитатель размещает их на мольберте.)
Воспитатель: - Путешествие наше подошло к концу. Сегодня мы с вами побывали в стране пензенских мастеров селе Абашево. иИнтересным было путешествие? (Ответы детей.) Мы даже сами на некоторое время перевоплотились в мастеров – людей, которые лепят сказку из глины. Посмотрите, каких удивительных животных, зверей, птиц мы смогли расписать. Получилась своя выставка абашевской игрушки. Даже можем пригласить гостей к нам на выставку, как вы думаете?