Анастасия Немец
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Шоу фокусников» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
на тему: «Шоу фокусников»
в старшей группе
(познавательно исследовательская)
Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности
Программные задачи:
Образовательные:
-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;
-формировать знания о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.
Развивающие:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской НОД „Шоу фокусников“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Фокусы для детей
- Темочки
-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;
-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;
- умение использовать схемы, алгоритмы
Воспитательные:
-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.
Методы и приё мы:
Словесные: вопросы, художественное слово
Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки», музыкальная физминутка «Чударики»
Практические: выполнение экспериментов.
Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, атрибуты, лоток, плоскость.
Оборудование и материалы: блюдца, молоко, моющее средство, пипетки, пищевые красители, стаканчики, вода, молоко, песок, сахар, сода пищевая, воздушные шары.
раздаточные: предметы для экспериментов, атрибуты фокусника.
Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии фокусника, о целях и принципах его деятельности, работа с детьми в «Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов.
Ход НОД.
В группу заходит воспитатель, здоровается и обращается к детям: "Ребята, у меня вот какая проблема: что-то гости заскучали, хочу их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь?
В: Ребята, как думаете, сможем помочь позабавить гостей?
Д: Сможем.
В: Ребята, какие будут предложения?
Д: Можно нарисовать им рисунок, можно сделать поделку, можно подготовить концерт: стихи и песни, можно показать театр, можно показать забавные эксперименты-фокусы.
В: На чём остановимся?
Д: На фокусах-экспериментах.
В: Почему вы думаете, что им будет интересно?
(Дети)
В: Ребята нам нужно не только показать эксперименты, но и пояснить, почему так происходит. А мы можем идти без подготовки?
(Дети)
В: Сейчас, я буду превращать вас в фокусников. Закройте все глаза.
1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать
На носочки поднимитесь
Потихоньку покружитесь
В фокусников превратитесь!
(Воспитатель одевает шляпу)
В: Я тоже превратилась в фокусника и на правах старшего, буду главный фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за правильностью эксперимента, ну и помогать, если вы будите затрудняться. Хорошо?
В: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем это сделать?
(Дети)
В: Лиза, напомни условия деления на команды с помощью нашего волшебного мешочка.
Л: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры, у кого одинаковые фигуры в одной команде.
В: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.
(Дети называют фигуры)
В: Теперь каждая команда сделайте свой круг.
(Дети делают три круга)
В: Дима, посчитай, сколько человек в твоей команде?
Ксюша, по сколько человек в командах?
Как можно по - другому сказать Валя?
(В командах по 5 человек)
В: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите геометрические фигуры в тарелочку.
В: Сейчас я приглашаю вас в наш "Центр подготовки фокусников».
(В центре экспериментальной деятельности 3 лотка, лотки отмечены геометрическими фигурами: треугольник, ромб, прямоугольник).
В: Ребята, вот три лотка нам для работы. Давайте подготовим место для работы.
Основная часть
В: Вы молодцы, вижу все сосредоточились. И я предлагаю командам сделать небольшую разминку.
Пальчиковая гимнастика
Если ножницы достану, То волшебником я стану: Сотворю вам из бумаги башни, птиц и даже флаги. Можно сделать серпантин, и спустить его с вершин.
Подходит команда у кого была геометрическая фигура прямоугольник, остальные участники пока будут зрителями.
В: Вот такого волшебства
Не видали никогда,
Посчитаем хором, дружно.
Д: 4, 3, 2, 1!
Что случиться, поглядим!
В: Первый фокус "Танцующее молоко"
Сначала нужно налить молоко, потом пипеткой капнуть в молоко краску
Взять ватную палочку, макнуть её в моющее средство и дотронуться до краски
Что получилось?
Почему так получилось, как вы думаете?
Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.
Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)
Я предлагаю вам капнуть другой краски и проделать тоже самое, а теперь нарисуйте палочкой разные плавные линии.
Что получается?
Какая красота получилась! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.
В: Приглашаю команду фокусников у кого геометрическая фигура ромб.
Дети подходят к лоткам.
В: Вот такого волшебства
Не видали никогда
Посчитаем хором дружно
Д: 4, 3, 2, 1, что случится, поглядим!
В: Следующий фокус «Магнитная сила»
Что будим делать в этом эксперименте? Расскажи Лейла.
Д/И игра «Что сначала, что потом»
(Сначала возьмём большой магнит и проверим, сколько скрепок к нему прицепится)
В: А потом?
(Возьмём маленький магнит и посмотрим, сколько скрепок прицепится к нему)
Дети выполняют действия с магнитами.
В: Что можно сказать, почему так получается?
Дети: У большого магнитная сила больше, а у маленького меньше.
В: Ребята, как вы думаете, будет действовать магнитная сила через плоскость?
Дети говорят свои выводы.
В: Давайте проверим. Расположите скрепки по краю плоскости и потом попробуйте собрать скрепки в центр круга маленьким магнитом, а потом большим. Что можно сказать об этом?
Вывод: Магнитная сила большого магнита может двигать скрепки, а магнитная сила маленького магнита слабая, она не двигает скрепки.
В: Давайте поаплодируем нашим фокусникам, разобрались и с этим экспериментом.
В: Приглашаю фокусников с фигурами треугольник.
В: Вот такого волшебства
Не видали никогда
Посчитаем хором дружно
Д:4, 3, 2, 1, что случится, поглядим.
В: Следующий фокус «Пизанская башня»
Понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Что происходит: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
В: Молодцы, поаплодируем фокусникам.
Ребята, а какие должны быть фокусники?
(Внимательные, ловкие, быстрые)
А сейчас в следующем фокус. "Фараоновая змея"
Вам понадобиться: песок, спирт, сода, сахар, спички, тарелка для змеи. Насыпать в тарелку песок горкой, пропитать его спиртом, а на вершину положить смесь сахара и соды. Поджечь «Змея» вырастает мгновенно.
Физкультминутка. «Быстро встаньте, улыбнитесь».
Дети выполняют движения по тексту стихотворения:
Быстро, встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Фокус «Надуваем шар»
Для работы нам надо: бутылка, уксус, сода, воздушный шарик.
Как надуть шарик с помощью соды и уксуса. Сейчас мы продемонстрируем очень простой, но эффектный химический опыт, с помощью которого можно легко надуть воздушный шарик. Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция.
И так начнем-
В бутылку наливаем уксус.
Через воронку засыпаем в шарик 2ч. ложки пищевой соды.
Надеваем на горлышко бутылки кольцо шарика, крепко держа его у горлышка.
Пересыпаем соду в бутылку. Для этого приподнимаем шарик над бутылкой (вертикальное положение)
Сода, попадая в уксус выделяет углекислый газ, благодаря которому получилось надуть шарик.
Фокус «Вулкан»
Для того чтобы сделать извергающийся разноцветной лавой вулкан из соды и уксуса, потребуется несколько ингредиентов: пищевая сода; уксус; средство для мытья посуды; жидкий краситель, приготовленный из разведённых водой акварельных красок или пищевых красителей; пипетка.
Заключительная часть
В: Я рада что, тренировка прошла успешно. Как вы думаете, теперь мы сможем показать наши фокусы? А какой фокус вам понравился больше всех? Почему? (дети)