Лаура Богатырева
Конспект НОД по реализации национального карачаевского компонента на тему «Праздник косарей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1) Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями, связанными с жизнью и бытом карачаевского народа.
2)Развивать родную речь, память. Формировать умение рассказывать стихотворение четко с выражением.
3)Воспитывать уважение к обычаям и традициям карачаевского народа, чувство патриотизма. Прививать любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: национальные костюмы, бытовая утварь карачаевского народа (муляжи кос изготовленные из дерева, маслобойка, чеснокдавка, кувшины, ИКТ, мнемо таблица, дидактический материал. Словарная работа: ковать, точить. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, развитие речи.
Публикация «Конспект НОД по реализации национального карачаевского компонента на тему „Праздник косарей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ход НОД.
1. Вводная часть.
В. -Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Д. -Добро пожаловать!
В. -Теперь начнем наше занятие. В начале вспомним с вами времена года на карачаевском языке.
В. -Скажите, какое у нас сейчас время года?
Д. -Весна
В. -Наступила весна, стали дни теплее, цветочки начали расцветать.
В. -Ребята, посмотрите в окно, как же красиво сейчас за окном. В каких красивых местах мы живём! Как называется город в котором мы живем?
Д. -Карачаевск.
В. -А Республика?
Д. -Карачаево-Черкесская республика.
В. -Народы каких наций в нашей республике живут?
Д. -Черкесы, абазины, русские, ногайцы, карачаевцы.
В. -Народы нашей республики очень трудолюбивы. Давайте вспомним с вами пословицы про труд.
Д. -«Кто не работает, тот не ест».
«Радуйся не в начале работы, а в конце».
«Зимние запасы, готовь летом»
2. Основная часть.
В. -У каждого народа нашей республики есть свои обычаи и традиции. Они очень схожи между собой, но все же есть и отличия.
В. -Скажите, к какой нации мы с вами относимся?
Д. -Карачаевцы.
В. -У карачаевского народа очень много красивых обычаев: укладывание ребенка в люльку, первый зубик, хлеб на годик. Еще есть один хороший обычай.
Теке (фольклорный генрой) выбегает – Эй, народ, пришло время выходить на сенокос!
В. И этот обычай «Праздник косарей»- это очень тяжелая работа, ее выполняли в очень жаркие дни. На сенокос выходили мужчины. Сено собирать выходили и мужчины и женщины. Это все проходило очень весело.
В. Ребята, а для чего нам нужно сено? А где живут домашние животные?
Обратить внимание детей на дворик.
В. - Давайте пойдем к ним в гости. А кто именно там живет, мы узнаем, когда вы отгадаете загадки которые я вам загадаю.
Загадки.
Принесет он седока,
Гостя Вам издалека,
Длинный хвост, на шее грива,
Верный, умный и красивый.
Мчит, из под копыт огонь.
Догадались? Это. (Конь).
Я спокойный и упрямый,
В стаде главный я пока.
С мягкой шерсткою кудрявой,
С завитком ношу рога (Баран)
Кто нам рано по утру Громко промычит «Му-му!» Кто даёт нам молочка, Маслица и творожка, Чтоб детвора была здорова. Это добрая… (Корова)
В. - Ребята,в этом дворе живут корова, лошадь, баран, а корма у них нет. Давайте мы с вами им поможем, выйдем на сенокос и покосим им сено, но перед тем как выйти на сенокос, выучим с вами стихотворение «Косонька».
Разучивание с детьми стихотворения «Косонька» по мнемо таблице.
3. Физ. минутка. «Ой тёгерек, тёгерек».
Мы с вами отдохнули, теперь давайте поиграем в одну интересную игру.
Дидактическая игра «Найди лишнее»
4. Ну что же ребята, стихотворение мы с вами выучили, поиграли, давайте теперь выйдем на сенокос.
Сценка.
Мать-Сегодня очень теплый день, можно выйти на сенокос.
Сестра- Сенокос –это очень тяжелая работа, но всё- же мужчины выходят.
Мать- Карачаевцы очень любят трудиться. Сенокос и скотоводство нужная работа в хозяйстве.
Сын- Мама, мы готовы. Выходим в путь.
Мать- Дай Бог вам счастливой дороги.
Сын-Спасибо!
Отец с сыновьями.
Отец- Давайте возьмем косы и начнем работать (в процессе косьбы говорит напутствующие слова в виде пословиц и поговорок о значимости труда).
Выходит фольклорный герой Теке.
Теке- Что вы добры молодцы грустные, не весёлые?
Косари- Мы учимся косить.
Теке- Почему бы вам это не сделать с песнями и плясками.
Исполняют отрывок из песни «Косонька моя»
Закончив работу, отец предлагает отдохнуть.
Танец
5. Игра «Назови ласково».
В. -Какую свежую траву мы покосили, какое хорошее сено мы собрали. Теперь наш скот не будет голодным.
В. -Теперь давайте поиграем в словесную игру.
Игра называется «Назови ласково».
В. -К примеру, если стул я хочу назвать ласково я говорю Стульчик.
А слова: солнышко, трава, сено, цветок, дерево, баран.
6. Ручной труд.
Выходит пастух и приветствует детей на карачаевском языке.
П. -Рассматривая красивые места, я потерял свое стадо овец! Вы мне не поможете найти?
В. -Ребята, мы помогли покосить сено, давайте теперь поможем найти ему стадо овец.
(Коллективная работа детей на бумаге формата А2 с нарисованным пастбищем, дети наклеивают шаблоны овец, которые они изготовили своими руками в процессе занятия).
В. -Сколько овец у тебя было?
П. -12!
В. -Теперь мы посчитаем сколько овец мы нашли. А сперва вспомним с вами нашу любимую считалку.
«Бирден билеу».
В. -Вот мы тоже нашли 12 голов овец.
П. -Спасибо вам большое, что помогли мне! Теперь мне пора возвращаться! До скорой встречи!
7. Итог занятия.
-С каким карачаевским обычаем мы с вами сегодня познакомились?
- Что нового вы узнали на занятии?
-Кому мы помогали?
-Какое стихотворение мы с вами разучили?
-Понравилось ли вам наше занятие?