Наталия Пудовкина
Конспект НОД «Мастерами славится Владимирский край» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: Создание условий для развития познавательной и творческой инициативы дошкольников в процессе знакомства с ремеслами Владимирской области.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к малой Родине, желание гордиться культурой родного края.
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров Владимирского края.
Способствовать проявлению чувства радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Развивающие задачи:
Темочки:
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.
Развивать активную речь детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи.
Развивать умение подбирать узор в соответствии с образцами.
Обучающие задачи:
Продолжать знакомить детей с культурой и традициями малой Родины.
Закреплять знания детей о близлежащих городах Владимирской области и связанных с ними ремеслами.
Закреплять знания детей об особенностях состава и цветовой гаммы узоров.
Словарная работа:
Материалы и оборудование:
Стол с предметами старины : самовар, утюги, карта Владимирской области. Срез дерева, железо, нитки, глина, краски. Записка «Только когда вы ремеслом овладеете - силу над этими предметами заимеете».Картинки с образцами росписей мастеров Владимирской области.
Оборудованные столы для творчества детей : пяльцы с иглами и нитками; деревянная лошадка, глиняные фигурки к сказке «Репка», изготовленный из дерева сундук, поднос, краски, кисти, карточки с элементами росписей, присущих данной местности, фартуки для работы.
Предварительная работа с детьми:
Беседы с детьми о родном поселке Красная Горбатка, о городах Владимирской области и о том, какими ремеслами славятся эти города.
Рассматривание иллюстраций, чтение «Владимирских сказок».
Просмотр презентации «В гостях у мастеров земли Владимирской».
Альбом «Ковровская глиняная игрушка».
Дидактическое пособие «Найди лишний предмет».
(Приложение № 1).
После НОД:
Дидактические игры: «Собери узор», «Разрезные картинки».
Взаимодействие с семьей:
Предложить оказать помощь в создании «Музея старинных вещей»
Предполагаемый результат: сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка», «Музей старинных вещей»
Содержание деятельности
Этапы деятельности Содержание Время
Процесс вовлечения В группе на столе стоят старинные предметы : самовар, утюги, в одном из них старинная карта «Владимирской области», срез дерева, железо, кусок глины, нитки, кисти, краски.
Дети, приходя в группу, рассматривают эти предметы, общаются между собой, с воспитателями.
Воспитатели рассказывают детям об истории появления этих предметов в их семьях.
1 воспитатель: Этот самовар пылился на чердаке нашего дома. Туда давно никто не заглядывал, но вот пришло время ремонтировать крышу – мы заглянули на чердак, и среди старых предметов увидели этот самовар, принесли в дом, отмыли, отчистили и даже стали пить из него чай. А этот маленький утюг был найден в московском парке нашими друзьями. Они знают, что в нашей семье имеется коллекция старинных интересных вещей, поэтому они нам его и подарили.
2 воспитатель: А этот утюг мы нашли, когда копали колодец и лопата вдруг ткнулась о что-то твердое, мы даже подумали, что нашли клад, но это оказался этот утюг. Внутри не поверите даже сажа сохранилась, смотрели?
Дети: Нет, а он открывается? (Приложение № 2)
Дети открывают утюг, а внутри – старинная карта и различные предметы – срез дерева, железо, нитки, глина, кисти, краски.
Дети рассматривают карту, на ней выделены некоторые города. Дети (умеющие читать) читают названия и решают какой предмет положить около города и почему.
Воспитатель: Ребята, что это за города?
Дети: Они находятся рядом с нами, с Красной Горбаткой, значит города Владимирской области.
Воспитатель: Чем славны, знаменательны, запомнились нам эти города?
Дети: Они нам запомнились своими ремеслами.
Воспитатель: Как вы думаете, почему у нас на столе лежат эти предметы? Какие предметы и почему мы положим рядом с городами?
Дети: Из них ремесленники делали свои изделия.
Дети: Город Мстёра. На карту около этого города мы положим нитки, так как город Мстёра славится мстёрской вышивкой и вышивальщицами.
Город Муром. Славится сундуками. С древних времен там делали коробья – это такие сундуки, в которых хранили белье, одежду, обувь… Гороховец. Около этого города мы положим деревянный брусок, потому что город славится Гороховецкой плотницкой игрушкой.
Город Ковров. В нем делают глиняные игрушки и около этого города на карту мы положим кусочек глины.
Город Владимир славится Владимирскими узорами. Около него на карту мы положим кисти и краски.
Воспитатель: А вот здесь еще приписка: «Только когда вы ремеслом овладеете - силу над этими предметами заимеете». (Приложение № 3)
Процесс
целеполагания Воспитатель: Так что же нам делать?
Дети: Стать мастерами Мстеры – вышивальщицами.
Мастерами города Гороховец – резчиками по дереву и художниками.
Ремесленниками Коврова – стать мастерами игрушки и художниками.
Стать мастерами Мурома – столярами и художниками.
Мастерами Владимира – умельцами по росписи подносов.
Воспитатель: Мы все сможем заняться всеми ремеслами сразу?
Дети: Нет, надо разбиться на группы.
Дети договариваются между собой, делятся на подгруппы и выбирают мастерами какого дела они хотят стать.
Процесс
планирования Воспитатель: Какие предметы мы возьмем для того, чтобы превратиться в мастеров?
Дети по подгруппам перечисляют требуемые атрибуты для предстоящей деятельности:
- пяльцы, канва, иголки, нитки;
- деревянная лошадка, краски, кисти;
- сундук, краски, кисти;
- глиняные игрушки к сказке «Репка»;
- поднос, кисти, краски.
Воспитатель: А еще вам помогут вот эти образцы росписей.
(Приложение № 4)
Процесс осуществления деятельности Дети подходят к столам, которые расставлены иначе, чем всегда.
Одна подгруппа детей берет пяльцы, иголки с нитками и превращается в «вышивальщиц». Другая подгруппа собирает деревянную Гороховецкую лошадку и занимается ее росписью. Третья подгруппа расписывает деревянный сундук, превратившись в мастеров из города Мурома.
В Ковровских мастеров по росписи глиняных игрушек из сказки «Репка» превратилась четвертая подгруппа детей.
И Владимирской росписью подноса занимается пятая подгруппа.
Воспитатели наблюдают за процессом, подбадривают, хвалят, помогают советом.
(Приложение №5)
После все работы выставляются на карту, заменяя материалы, из которых они сделаны.
(Приложение №6)
Рефлексия Воспитатель: Давайте оценим свою деятельность на занятии. Вам понравилось быть мастерами? Что нового вы узнали? О чем расскажите дома своим родителям?