Папки-передвижки

Конспект НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Фомиченко Ольга
Конспект НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Уточнить представление детей о зимующих птицах, условиях их жизни и роли человека в жизни зимующих птиц.

Задачи:

ОО Познание: Закрепить знания детей о зимующих птицах. Познакомить с жизнью некоторых их них. Учить узнавать птиц на картинках и иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу.

ОО Коммуникация: Продолжать учить составлять небольшие описательные рассказы о птицах. Учить образовывать глагольные формы единственного числа, закрепить понятие «слово – действие» (что делает воробей – клюет, прыгает, чирикает, летает). Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Продолжать работу по обогащению словаря детей

Публикация «Конспект НОД „Как живут наши пернатые друзья зимой“» размещена в разделах

ОО Художественное творчество: Познакомить детей с техникой лепки – барельеф. Учить создавать уплощенную фигуру кисти рябины. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; развивать мелкую моторику рук.

ОО Здоровье: Использование дыхательной гимнастики в целях сохранения и укрепления здоровья детей;

ОО Социализация: Формировать умение передавать эмоциональные состояния при помощи движений, мимики, интонации. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам. Чувство сопереживания птицам, желание помочь. Формирование дружеских взаимоотношений детей в группе.

ОО Чтение художественной литературы: Продолжать учить детей воспринимать небольшое по объему произведение, отвечать на вопросы по тексту.

ОО Музыка: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области.

ОО Физическая культура: Использование динамических пауз и пальчиковой гимнастики для снятия мышечного напряжения.

Словарная работа: кладовая, птичьи, гроздья, щебетанье.

Материал:

птица – сорока (картинка);

письмо в конверте;

глобус;

голоса птиц;

легкая веселая музыка;

картины с изображением деревьев с сидящими на них птицами;

дерево без птиц;

птички (воробьи, синички, клесты) по количеству детей;

прямоугольник картона;

доски для лепки;

пластилин 3-х цветов (белый, коричневый, красный);

стеки;

баночки с губками;

коробка – посылка;

картинки с изображением птичьих следов.

Предварительная работа:

Наблюдения за птицами; чтение художественной литературы: «Г. Снегирев «Про птиц», Н. Сладков «Еловая каша», В. Бианки «Лесные домишки», В. Зотов «Клест», «О птицах», «Глухарь», В Бианки «Кто к кормушке прилетел». ; загадывание и отгадывание загадок о птицах; д/и: «Угадай, что за птица», «Опиши, а мы угадаем», «Зимующие – перелетные», «Чьи следы», «Назови птицу»; П/и: «Летает – не летает»; «Совушка», «Стайка»; Продуктивная деятельность: рисование птиц, конструирование – оригами; Беседы: «С кем дружит ель?», «Как зимуют птицы?», «Что помогает птицам выжить?»

Ход НОД:

Звучит музыка Л. Шостаковой «Сорока».

Прилетает сорока с конвертом в клюве.

- Здравствуйте, ребята! У меня такая радость, что я захотела поделиться ею с вами и прилетела к вам в гости.

В : Здравствуй, сорока. А что же это за радость у тебя?

С: - Вот письмецо из –за границы получила, от моей старой подружки – кукушки. (достает письмо из конверта). Шлет она нам свое «ку –ку» из Африки. У нас тут, пишет, лето жаркое. Все цветет, все зеленеет, ягод, фруктов, бабочек гусениц – полно. Так что сыта и довольна, чего и тебе желаю. Ребята, как вы считаете, может ли быть такое? Не обманывает кукушка? Ведь у всех зима. а у нее лето. Как же такое может быть?

В: Ребята, может такое быть? (рассуждения детей – да может)

Рассматривают Африку и показывают на глобусе. Уточняют, что Африка находится близко к экватору, поэтому там всегда жарко, лето.

Сорока: Да, ребята, вы правы. Ведь я. старая, от зимнего холода и голода совсем забыла, что в Африке круглый год тропическое лето. Много наших перелетных птиц я там повидала: ласточек, скворцов, иволгу, соловьев. Знаете ли вы таких птиц?

Дети : Да, знаем.

Сорока: Да, я тоже прекрасно знаю всех этих птиц. Интересно, почему же все они подались на зимовку в Африку. И зачем птицы вообще улетают в жаркие страны?

Дети: Потому что стало холодно. И многим птицам нечего есть.

В: Холод, снег, морозы – не самая большая беда для птиц. Густые теплые перья у птиц – все равно, что для людей одежда. Улетают многие из –за того. что зимой не могут отыскать себе корм. Но не все птицы улетают в жаркие страны, многие остаются дома, а те кто улетел, весной возвращаются назад. Как же живется оставшимся птицам в зимнее время? Где бы это можно было бы узнать?

Сорока: Я придумала, а приходите –ка вы ко мне в гости в лес, там все и узнаем. А сейчас мне пора лететь по своим сорочьим делам. Ноя вас буду ждать.

Воспитатель: Ну что, ребята, пойдем в гости в лес к сороке, чтобы узнать как живется оставшимся птицам в зимнее время?

Дети: Пойдем.

Воспитатель: Для нашего путешествия нам нужно одеться сейчас зима, очень холодно, а чтобы не провалиться в глубокий снег что –же нам нужно одеть? (лыжи)

(Дети имитируют процесс одевания одежды, лыж. Имитируют ходьбу лыжников.

Звучит музыка (времена года П. Чайковского «Январь»).

Воспитатель: Как красиво в лесу зимой, а какой чистый воздух. Вдохнем поглубже. (упражнение на дыхание). Обращает внимание на следы:

Воспитатель: смотрите следы. Интересно, чьи они?

Дети : Птичьи.

Звучание голосов птиц (аудиодиск «Добро пожаловать в экологию» О. Воронкевич, №24).

Воспитатель: Вы слышите, голоса птиц, значит они где –то рядом.

(Воспитатель – и дети подходят к зоне оформленной под лес: на доске картина с елью и рябиной, рядом – лиственное дерево зимой).

Воспитатель: ой, ребята, смотрите вот и птички, голоса которых мы слышали. Тихонько, не шумите, чтобы они не улетели. А вот и послание от сороки: - Дорогие, ребята, на этих деревьях всегда бывает много птиц. А вот какие птицы прилетают сюда чаще вы узнаете, когда отгадаете мои загадки.

Игра: «Отгадай, что за птица?».

• Зимой на ветках яблоки – скорее собери.

И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это…. (снегири).

Воспитатель: - Где они? (дети показывают). А как вы узнали, что это снегири? (Дети описывают птицу: Снегирь – птичка маленькая, головка круглая. черная, бархотная; грудка – ярко –красная у самца и серенькая у самочки; крылья и хвост темные, спинка – серая.)

• Он в берете ярко- красном, в черной курточке атласной,

Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит. (дятел)

Воспитатель: - Где дятел? (дети показывают). А как вы узнали, что это он? (Дети описывают птицу: белый с черным, шапочка на голове; клюв острый, крепкий; лапы с острыми когтями;.)

• Угадайте, что за птичка желтогрудая … (синичка).

Воспитатель: - Где синичка? (дети показывают). А как вы узнали, что это она? (Дети описывают птицу: маленькая, юркая, у нее черная голова, желтая грудка, синие крылышки и хвостик. Живет она в парках, садах, лесах. Зимой в поисках пищи приближается к жилью человека. Синички очень подвижные птички).

• Ищет целый день он крошки, ест букашек, червяков.

Зимовать не улетает под карнизом обитает. (Воробей).

Воспитатель: - Где воробей? (дети показывают). А как вы узнали, что это он? (Дети описывают птицу: Маленький, коричневый, брюшко у него светлое; ножки коротенькие; клюв тонкий. В холодную погоду воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись, распушив перья. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, купаются: зимой в снегу, весной в лужах. Зимой они живут близко к человеку. Питаются хлебными крошками и семенами растений).

Воспитатель: Молодцы, ребята все угадали загадки. А вот сорока предлагает поиграть в игру «Скажи по – другому?»

У вороны большие ноги – у воробья и синички маленькие ….(ножки).

У сороки большие глаза – у снегиря маленькие … (глазки).

У дятла длинный хвост – у синички короткий (хвостик).

У вороны большие крылья – у воробья маленькие. (крылышки).

У совы большая голова – у клеста маленькая … (головка)

У дятла длинный клюв – у воробья короткий. (клювик)

Игра «Кто, что может делать?»

- что делает воробей? – прыгает, скачет, летает. чирикает, клюет.

- что делает ворона? – ходит, важно смотрит, каркает, летает.

- что делает синичка? – скачет, летает, поет.

Воспитатель: Молодцы, и с этими заданиями сороки вы справились. А вы знаете, что в такое холодное и голодное время птички не летают по одной, а собираются.? (стайками).

Динамическая пауза «Стайка птиц).

Дети берут по одной картинке изображающих птиц: воробей, синица, клест. Под музыку птички летают. По сигналу, собираются в стайки (воробьи с воробьями, синички с синичками, клесты с клестами) – 2 -3 раза.

Воспитатель: А теперь давайте рассадим птичек на деревья, где они смогут найти себе корм. (дети рассаживают – клеста – на хвойное дерево, синичек и воробья – на рябину) Ребята, а почему посадили именно на эти деревья?

Дети : Клест питается семенами шишек, а синичка и воробьи – ягодами рябины.

Воспитатель: А вы знаете, что рябину называют птичья кладовая. Почему?

Дети: На рябине есть ягоды, которыми птицы питаются зимой.

Воспитатель: Послушаете рассказ Василия Сухомлинского «Птичья кладовая».

Ранней осенью в степи не умолкало птичье щебетание. Птички слетались на сжатое поле, клевали зернышки. А на опушке леса стояла рябина. На ней созрели красные гроздья ягод. Стоит рябина и удивляется: почему к ней не летят птицы.

летит дрозд. Рябина спросила:

- Дрозд, почему ты не отведаешь моих ягод?

- Обожди, рябинушка, твои ягоды пригодятся на самое трудное время. На твоих ветках наша птичья кладовая.

Выпал снег. белым ковром покрылись поля. Занесло сугробами траву. Дни и ночи поет заунывную песню холодный ветер.

Рано утром проснулась рябина от птичье щебетанья. Видит, прилетели к ней дрозды и дятлы.

- Вот теперь и птичья кладовая понадобилась, - защебетал дрозд. Угощай нас, рябинушка, своими ягодами.

Воспитатель: Ребята, почему же дрозд и дятел назвали рябину «птичья кладовая»?

Дети: Потому что она помогла им в трудное время.

Воспитатель: А что это за слово такое – кладовая?

(дети рассуждают и объясняют: кладовая – это место куда, что-нибудь кладут).

Воспитатель: Правильно. Ребята, очень трудно живется птицам зимой, не всегда им удается найти достаточно корма. Что же нужно делать?

Дети: Помогать птицам.

Воспитатель: А как?

Дети: Подкармливать.

Сорока: Ну что помогла я вам узнать как живут оставшиеся птицы зимой?

Воспитатель: Спасибо тебе сорока –белобока. Мы узнали, что зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам корма под глубоким снегом. А голодная птица очень страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть птице нужно съесть гораздо больше, чем летом. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают, летают в поисках корма. Нужно поддерживать птиц. Ведь они наши друзья. Правда, ребята? (дети отвечают).

Воспитатель: Посмотрите, сколько много птиц прилетело на рябинку, а ягодок совсем мало. Не хватит всем птицам. Что же делать? (ответы детей).

Дети: Нужно еще сделать ягодок, чтобы хватило всем птицам.

Воспитатель: Мы поторопимся домой, а вы ждите от нас гостинцев.

(Под музыку дети возвращаются в другу часть группы, их встречает младший воспитатель, спрашивает: где они были, что видели? дети рассказывают, что они были в лес, видели как живут птицы зимой, как трудно им прихдится и дети решили им помочь. Они узнали, что птицы очень любят ягоды рябины, и дети решили для них их сдлеать.)

Воспитатель: Посмотрите (демонстрирует образец). Что нам понадобится для работы? (дети называют материал).

Проводится анализ образца: фон – выполнен приемом тонкого намазывания пластилина по картону, а ветки и ягоды – способом налепа: ветка – прижатие тонкого жгутика, а ягоды – овальной и круглой формы.

Показ выполнения работы:

1 этап – сначала мы нанесем фон на прямоугольник, пластилином белого цвета. Так как сейчас зима, на снегу ягодки будут хорошо видны. Отщипываем маленький кусочек и примазываем к картону слева – направо, начиная с верхнего левого угла. Как только верхняя полоска заканчивается, под ней примазываем новый слой пластилина, такими же горизонтальными движениями.

2 этап – изображение кисти: коричневый пластилин раскатываем в шар, затем в длинный жгутик, делим его стекой на 6 частей. одна часть длиннее других. Из неё раскатываем жгут и укрепляем его дугообразно – это плодовая веточка, затем раскатываем остальные кусочки в жгутики и укрепляем их от плодовой веточки.

После этого вылепливаются ягоды, для чего пластилин красного цвета раскатывается в шар, а затем в тонкий жгут. Жгут делиться на равные части «на глаз». Из каждой части скатывается шарик и сплющивается в диск. Ягодку рябины укрепляем на грозди.

Воспитатель: Перед работой подготовим наши пальчики сделаем пальчиковую гимнастику «Рябинка».

«Рябинка».

Тонкие рябинки на ветру стоят – (покачиваем руками).

Листья у рябинки тихо шелестят – (шевелят пальцами)

Дует, дует ветер с каждым днем сильней – (качают поднятыми

руками над головой)

И трепещут листья весело на ней - (шевелят пальцами).

(Затем ребята приступают к работе).

В конце проводится динамическая пауза «Стрясем ягоды с рябинки».

Дети опускают руки вниз и слегка разводят пальцы – это гроздья рябины. затем энергично встряхивают кистями рук, осуществляют свободные выразительные движения «стрясем ягоды с рябины».

Работы рассматриваются, отмечаются особенности каждой работы. Все работы складываются в посылку и отправляются сороке.

Воспитатель: Птицы будут довольны нашими гостинцами. А когда они сытые, то тоже очень любят поиграть, проводится игра социально – эмоциональной направленности «Дрозд».

«Дрозд».

Дети становятся парами друг против друга. Говорят и показывают движения в соответствии с текстом. В конце обнимают друг друга.

Я – дрозд, и ты – дрозд.

У меня нос, у тебя нос.

У меня щечки гладкие, у тебя щечки гладки.

Вот он - ты, вот он – я.

Мы с тобой друзья!.

Проводится 2-3 раза со сменой партнера.

В конце воспитатель спрашивает, что ребята узнали для себя нового и интересного, что понравилось больше всего.

Публикации по теме:

«Наши пернатые друзья» Познавательный проект Актуальность: Без приближения детей к природе и широкого использования ее в образовательно-воспитательной работе детского сада нельзя решать.

Фотоотчёт о реализации проекта «Наши пернатые друзья»Фотоотчёт о реализации проекта «Наши пернатые друзья» С 18.11.15. г по 30.11.15. г в нашем центре воспитателями стационарного отделения Астафьевой Е. В и Пинчук Н. Н был реализован проект «Наши.

«Наши пернатые друзья». Фотонаблюдения«Наши пернатые друзья». Фотонаблюдения Если ты наблюдательный человек, то обязательно заметил, что жизнь птиц похожа на человеческую жизнь. Очень интересно наблюдать за птицами,.

Познавательный проект «Наши пернатые друзья» Краткая аннотация проекта: «Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь.

Проект «Наши пернатые друзья» АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время миллионы птиц гибнут от промышленного загрязнения воды, почвы, воздуха; непродуманного освоения природных.

Проект «Наши пернатые друзья» (I часть) 2 часть 3 часть 4 часть Паспорт проекта Наименование проекта: «Наши пернатые друзья». Тип проекта: групповой, познавательно-творческий,.

Проект «Наши пернатые друзья» (II часть) 1 часть 3 часть 4 часть ДЕКАБРЬ I неделя Наблюдение за птицами. Чтение: Е. Благинина «Улетают, улетай», Е. Трутнева «Галка», И. Токмакова.

Проект «Наши пернатые друзья» (III часть) 1 часть 2 часть 4 часть ЯНВАРЬ IV неделя Беседа по теме: «Какие разные птицы» (сравнительный рассказ). Цель: Учить детей составлять.

Проект «Наши пернатые друзья» (IV часть) 1 часть 2 часть 3 часть МАРТ I неделя Наблюдение за воробьями. Чтение: А. Барто «Птичка». Цель: Обратить внимание детей на воробьёв,.

Экологический проект «Друзья наши — пернатые» Экологический проект «Друзья наши - пернатые» Цель проекта: расширить знание детей о птицах. Задачи: 1. формировать представления детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Опубликовано: 5 февраля 2016 в 16:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой»» (включая файлы) размещена пользователем Фомиченко Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД