Фомиченко Ольга
Конспект НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить представление детей о зимующих птицах, условиях их жизни и роли человека в жизни зимующих птиц.
Задачи:
ОО Познание: Закрепить знания детей о зимующих птицах. Познакомить с жизнью некоторых их них. Учить узнавать птиц на картинках и иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу.
ОО Коммуникация: Продолжать учить составлять небольшие описательные рассказы о птицах. Учить образовывать глагольные формы единственного числа, закрепить понятие «слово – действие» (что делает воробей – клюет, прыгает, чирикает, летает). Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Продолжать работу по обогащению словаря детей
Публикация «Конспект НОД „Как живут наши пернатые друзья зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
ОО Художественное творчество: Познакомить детей с техникой лепки – барельеф. Учить создавать уплощенную фигуру кисти рябины. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; развивать мелкую моторику рук.
ОО Здоровье: Использование дыхательной гимнастики в целях сохранения и укрепления здоровья детей;
ОО Социализация: Формировать умение передавать эмоциональные состояния при помощи движений, мимики, интонации. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам. Чувство сопереживания птицам, желание помочь. Формирование дружеских взаимоотношений детей в группе.
ОО Чтение художественной литературы: Продолжать учить детей воспринимать небольшое по объему произведение, отвечать на вопросы по тексту.
ОО Музыка: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области.
ОО Физическая культура: Использование динамических пауз и пальчиковой гимнастики для снятия мышечного напряжения.
Словарная работа: кладовая, птичьи, гроздья, щебетанье.
Материал:
птица – сорока (картинка);
письмо в конверте;
глобус;
голоса птиц;
легкая веселая музыка;
картины с изображением деревьев с сидящими на них птицами;
дерево без птиц;
птички (воробьи, синички, клесты) по количеству детей;
прямоугольник картона;
доски для лепки;
пластилин 3-х цветов (белый, коричневый, красный);
стеки;
баночки с губками;
коробка – посылка;
картинки с изображением птичьих следов.
Предварительная работа:
Наблюдения за птицами; чтение художественной литературы: «Г. Снегирев «Про птиц», Н. Сладков «Еловая каша», В. Бианки «Лесные домишки», В. Зотов «Клест», «О птицах», «Глухарь», В Бианки «Кто к кормушке прилетел». ; загадывание и отгадывание загадок о птицах; д/и: «Угадай, что за птица», «Опиши, а мы угадаем», «Зимующие – перелетные», «Чьи следы», «Назови птицу»; П/и: «Летает – не летает»; «Совушка», «Стайка»; Продуктивная деятельность: рисование птиц, конструирование – оригами; Беседы: «С кем дружит ель?», «Как зимуют птицы?», «Что помогает птицам выжить?»
Ход НОД:
Звучит музыка Л. Шостаковой «Сорока».
Прилетает сорока с конвертом в клюве.
- Здравствуйте, ребята! У меня такая радость, что я захотела поделиться ею с вами и прилетела к вам в гости.
В : Здравствуй, сорока. А что же это за радость у тебя?
С: - Вот письмецо из –за границы получила, от моей старой подружки – кукушки. (достает письмо из конверта). Шлет она нам свое «ку –ку» из Африки. У нас тут, пишет, лето жаркое. Все цветет, все зеленеет, ягод, фруктов, бабочек гусениц – полно. Так что сыта и довольна, чего и тебе желаю. Ребята, как вы считаете, может ли быть такое? Не обманывает кукушка? Ведь у всех зима. а у нее лето. Как же такое может быть?
В: Ребята, может такое быть? (рассуждения детей – да может)
Рассматривают Африку и показывают на глобусе. Уточняют, что Африка находится близко к экватору, поэтому там всегда жарко, лето.
Сорока: Да, ребята, вы правы. Ведь я. старая, от зимнего холода и голода совсем забыла, что в Африке круглый год тропическое лето. Много наших перелетных птиц я там повидала: ласточек, скворцов, иволгу, соловьев. Знаете ли вы таких птиц?
Дети : Да, знаем.
Сорока: Да, я тоже прекрасно знаю всех этих птиц. Интересно, почему же все они подались на зимовку в Африку. И зачем птицы вообще улетают в жаркие страны?
Дети: Потому что стало холодно. И многим птицам нечего есть.
В: Холод, снег, морозы – не самая большая беда для птиц. Густые теплые перья у птиц – все равно, что для людей одежда. Улетают многие из –за того. что зимой не могут отыскать себе корм. Но не все птицы улетают в жаркие страны, многие остаются дома, а те кто улетел, весной возвращаются назад. Как же живется оставшимся птицам в зимнее время? Где бы это можно было бы узнать?
Сорока: Я придумала, а приходите –ка вы ко мне в гости в лес, там все и узнаем. А сейчас мне пора лететь по своим сорочьим делам. Ноя вас буду ждать.
Воспитатель: Ну что, ребята, пойдем в гости в лес к сороке, чтобы узнать как живется оставшимся птицам в зимнее время?
Дети: Пойдем.
Воспитатель: Для нашего путешествия нам нужно одеться сейчас зима, очень холодно, а чтобы не провалиться в глубокий снег что –же нам нужно одеть? (лыжи)
(Дети имитируют процесс одевания одежды, лыж. Имитируют ходьбу лыжников.
Звучит музыка (времена года П. Чайковского «Январь»).
Воспитатель: Как красиво в лесу зимой, а какой чистый воздух. Вдохнем поглубже. (упражнение на дыхание). Обращает внимание на следы:
Воспитатель: смотрите следы. Интересно, чьи они?
Дети : Птичьи.
Звучание голосов птиц (аудиодиск «Добро пожаловать в экологию» О. Воронкевич, №24).
Воспитатель: Вы слышите, голоса птиц, значит они где –то рядом.
(Воспитатель – и дети подходят к зоне оформленной под лес: на доске картина с елью и рябиной, рядом – лиственное дерево зимой).
Воспитатель: ой, ребята, смотрите вот и птички, голоса которых мы слышали. Тихонько, не шумите, чтобы они не улетели. А вот и послание от сороки: - Дорогие, ребята, на этих деревьях всегда бывает много птиц. А вот какие птицы прилетают сюда чаще вы узнаете, когда отгадаете мои загадки.
Игра: «Отгадай, что за птица?».
• Зимой на ветках яблоки – скорее собери.
И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это…. (снегири).
Воспитатель: - Где они? (дети показывают). А как вы узнали, что это снегири? (Дети описывают птицу: Снегирь – птичка маленькая, головка круглая. черная, бархотная; грудка – ярко –красная у самца и серенькая у самочки; крылья и хвост темные, спинка – серая.)
• Он в берете ярко- красном, в черной курточке атласной,
Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит. (дятел)
Воспитатель: - Где дятел? (дети показывают). А как вы узнали, что это он? (Дети описывают птицу: белый с черным, шапочка на голове; клюв острый, крепкий; лапы с острыми когтями;.)
• Угадайте, что за птичка желтогрудая … (синичка).
Воспитатель: - Где синичка? (дети показывают). А как вы узнали, что это она? (Дети описывают птицу: маленькая, юркая, у нее черная голова, желтая грудка, синие крылышки и хвостик. Живет она в парках, садах, лесах. Зимой в поисках пищи приближается к жилью человека. Синички очень подвижные птички).
• Ищет целый день он крошки, ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает под карнизом обитает. (Воробей).
Воспитатель: - Где воробей? (дети показывают). А как вы узнали, что это он? (Дети описывают птицу: Маленький, коричневый, брюшко у него светлое; ножки коротенькие; клюв тонкий. В холодную погоду воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись, распушив перья. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, купаются: зимой в снегу, весной в лужах. Зимой они живут близко к человеку. Питаются хлебными крошками и семенами растений).
Воспитатель: Молодцы, ребята все угадали загадки. А вот сорока предлагает поиграть в игру «Скажи по – другому?»
У вороны большие ноги – у воробья и синички маленькие ….(ножки).
У сороки большие глаза – у снегиря маленькие … (глазки).
У дятла длинный хвост – у синички короткий (хвостик).
У вороны большие крылья – у воробья маленькие. (крылышки).
У совы большая голова – у клеста маленькая … (головка)
У дятла длинный клюв – у воробья короткий. (клювик)
Игра «Кто, что может делать?»
- что делает воробей? – прыгает, скачет, летает. чирикает, клюет.
- что делает ворона? – ходит, важно смотрит, каркает, летает.
- что делает синичка? – скачет, летает, поет.
Воспитатель: Молодцы, и с этими заданиями сороки вы справились. А вы знаете, что в такое холодное и голодное время птички не летают по одной, а собираются.? (стайками).
Динамическая пауза «Стайка птиц).
Дети берут по одной картинке изображающих птиц: воробей, синица, клест. Под музыку птички летают. По сигналу, собираются в стайки (воробьи с воробьями, синички с синичками, клесты с клестами) – 2 -3 раза.
Воспитатель: А теперь давайте рассадим птичек на деревья, где они смогут найти себе корм. (дети рассаживают – клеста – на хвойное дерево, синичек и воробья – на рябину) Ребята, а почему посадили именно на эти деревья?
Дети : Клест питается семенами шишек, а синичка и воробьи – ягодами рябины.
Воспитатель: А вы знаете, что рябину называют птичья кладовая. Почему?
Дети: На рябине есть ягоды, которыми птицы питаются зимой.
Воспитатель: Послушаете рассказ Василия Сухомлинского «Птичья кладовая».
Ранней осенью в степи не умолкало птичье щебетание. Птички слетались на сжатое поле, клевали зернышки. А на опушке леса стояла рябина. На ней созрели красные гроздья ягод. Стоит рябина и удивляется: почему к ней не летят птицы.
летит дрозд. Рябина спросила:
- Дрозд, почему ты не отведаешь моих ягод?
- Обожди, рябинушка, твои ягоды пригодятся на самое трудное время. На твоих ветках наша птичья кладовая.
Выпал снег. белым ковром покрылись поля. Занесло сугробами траву. Дни и ночи поет заунывную песню холодный ветер.
Рано утром проснулась рябина от птичье щебетанья. Видит, прилетели к ней дрозды и дятлы.
- Вот теперь и птичья кладовая понадобилась, - защебетал дрозд. Угощай нас, рябинушка, своими ягодами.
Воспитатель: Ребята, почему же дрозд и дятел назвали рябину «птичья кладовая»?
Дети: Потому что она помогла им в трудное время.
Воспитатель: А что это за слово такое – кладовая?
(дети рассуждают и объясняют: кладовая – это место куда, что-нибудь кладут).
Воспитатель: Правильно. Ребята, очень трудно живется птицам зимой, не всегда им удается найти достаточно корма. Что же нужно делать?
Дети: Помогать птицам.
Воспитатель: А как?
Дети: Подкармливать.
Сорока: Ну что помогла я вам узнать как живут оставшиеся птицы зимой?
Воспитатель: Спасибо тебе сорока –белобока. Мы узнали, что зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам корма под глубоким снегом. А голодная птица очень страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть птице нужно съесть гораздо больше, чем летом. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают, летают в поисках корма. Нужно поддерживать птиц. Ведь они наши друзья. Правда, ребята? (дети отвечают).
Воспитатель: Посмотрите, сколько много птиц прилетело на рябинку, а ягодок совсем мало. Не хватит всем птицам. Что же делать? (ответы детей).
Дети: Нужно еще сделать ягодок, чтобы хватило всем птицам.
Воспитатель: Мы поторопимся домой, а вы ждите от нас гостинцев.
(Под музыку дети возвращаются в другу часть группы, их встречает младший воспитатель, спрашивает: где они были, что видели? дети рассказывают, что они были в лес, видели как живут птицы зимой, как трудно им прихдится и дети решили им помочь. Они узнали, что птицы очень любят ягоды рябины, и дети решили для них их сдлеать.)
Воспитатель: Посмотрите (демонстрирует образец). Что нам понадобится для работы? (дети называют материал).
Проводится анализ образца: фон – выполнен приемом тонкого намазывания пластилина по картону, а ветки и ягоды – способом налепа: ветка – прижатие тонкого жгутика, а ягоды – овальной и круглой формы.
Показ выполнения работы:
1 этап – сначала мы нанесем фон на прямоугольник, пластилином белого цвета. Так как сейчас зима, на снегу ягодки будут хорошо видны. Отщипываем маленький кусочек и примазываем к картону слева – направо, начиная с верхнего левого угла. Как только верхняя полоска заканчивается, под ней примазываем новый слой пластилина, такими же горизонтальными движениями.
2 этап – изображение кисти: коричневый пластилин раскатываем в шар, затем в длинный жгутик, делим его стекой на 6 частей. одна часть длиннее других. Из неё раскатываем жгут и укрепляем его дугообразно – это плодовая веточка, затем раскатываем остальные кусочки в жгутики и укрепляем их от плодовой веточки.
После этого вылепливаются ягоды, для чего пластилин красного цвета раскатывается в шар, а затем в тонкий жгут. Жгут делиться на равные части «на глаз». Из каждой части скатывается шарик и сплющивается в диск. Ягодку рябины укрепляем на грозди.
Воспитатель: Перед работой подготовим наши пальчики сделаем пальчиковую гимнастику «Рябинка».
«Рябинка».
Тонкие рябинки на ветру стоят – (покачиваем руками).
Листья у рябинки тихо шелестят – (шевелят пальцами)
Дует, дует ветер с каждым днем сильней – (качают поднятыми
руками над головой)
И трепещут листья весело на ней - (шевелят пальцами).
(Затем ребята приступают к работе).
В конце проводится динамическая пауза «Стрясем ягоды с рябинки».
Дети опускают руки вниз и слегка разводят пальцы – это гроздья рябины. затем энергично встряхивают кистями рук, осуществляют свободные выразительные движения «стрясем ягоды с рябины».
Работы рассматриваются, отмечаются особенности каждой работы. Все работы складываются в посылку и отправляются сороке.
Воспитатель: Птицы будут довольны нашими гостинцами. А когда они сытые, то тоже очень любят поиграть, проводится игра социально – эмоциональной направленности «Дрозд».
«Дрозд».
Дети становятся парами друг против друга. Говорят и показывают движения в соответствии с текстом. В конце обнимают друг друга.
Я – дрозд, и ты – дрозд.
У меня нос, у тебя нос.
У меня щечки гладкие, у тебя щечки гладки.
Вот он - ты, вот он – я.
Мы с тобой друзья!.
Проводится 2-3 раза со сменой партнера.
В конце воспитатель спрашивает, что ребята узнали для себя нового и интересного, что понравилось больше всего.