Кононенко Анастасия Михайловна
Конспект НОД на тему «Чувства и эмоции»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: подготовительная.
Воспитатель: Кононенко А. М., ГБДОУ № 18 Курортного района Санкт-Петербурга
Интегрированная образовательная деятельность.
Цель: познакомить детей с эмоциями человека (радость, злость, грусть, страх) и особенностями проявлений эмоциональных состояний.
Задачи:
Познавательное развитие:
• расширять знания и представления об эмоциональном состоянии человека (радость, грусть, страх, злость);
Публикация «Конспект НОД на тему „Чувства и эмоции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
• развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики.
Художественно-эстетическое развитие:
• способствовать развитию у детей воображения, фантазии, творчества.
Социально-коммуникативное развитие:
• учить слушать объяснение воспитателя не перебивая его;
• воспитывать умения детей взаимодействовать и общаться друг с другом.
Речевое развитие:
• создавать условия для развития речевой активности детей;
• расширять словарный запас.
Физическое развитие:
• развивать физическую активность детей;
• развивать интерес к выполнению движений имитационного характера.
Предварительная работа:
• проигрывание психологических игр и упражнений, способствующих осознанию собственных эмоций;
• чтение стихов, загадок о настроении и различном проявлении эмоций;
• чтение сказки «Крошка Енот»;
• сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет «Мы ждем гостей»;
• дидактические игры «Угадай настроение», «Продолжи предложение», «Мешочек примирения».
Материалы: пиктограммы эмоций (грусть, радость, страх, злость); иллюстрации людей с эмоциями грусти, радости, страха, злости; карандаши, чистые листы бумаги, атрибуты для инсценировки (платок, очки, кепка, корзинка).
Ход занятия.
Воспитатель: ребята, что делают люди при встрече? Правильно, люди при встрече всегда здороваются. Здороваться можно по-разному: рукопожатием, кивком головы, взглядом, словом. Сейчас мы с вами поздороваемся разными способами.
Воспитатель: я буду называть, каким способом следует здороваться. Здороваемся кивком головы… носком ноги… глазами… пятками… коленями… носиками…
Воспитатель: сегодня мы поговорим о настроении, об эмоциях, которые может переживать человек.
Скажите, а вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? Конечно же нет. Мы все как-нибудь реагируем на то, что происходит вокруг нас. Если бы мы не радовались, не плакали, не злились, не удивлялись, никак не реагировали на какие-то события, то на кого мы были бы похожи?
Дети: на робота, на памятник…
Воспитатель: радость, страх, удивление, злость, печаль – всё это разнообразные эмоции, которые выражают наше отношение к окружающей нас действительности. Значит слово “эмоции” говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. С помощью эмоций мы показываем своё отношение к происходящему. Вот и сегодня, когда в нашу группу вошли гости, у вас наверняка возникло определенное отношение к этому: кто-то испугался, кто-то удивился, кто это к нам пришел, и чем мы будем заниматься. И я, глядя на вас, сразу все поняла, кто что чувствует. Как я поняла это? По каким признакам?
Дети: по выражению лица.
Воспитатель: конечно, ваше лицо выражает или скуку, или радость, или ещё какую-то эмоцию. Значит эмоции выражаются через мимику (или выражения лица). Чтобы проявлять заботу, внимание к людям, нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Наши эмоции тесно связаны с нашим настроением. Настроение связано с тем, как человек себя чувствует на работе, в детском саду, дома, в гостях. Если у человека хорошее настроение, то он радуется, улыбается, а если плохое, то он грустит, печалится.
Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.
Воспитатель: ребята, посмотрите на схему. Эта эмоция называется страх! Когда может появиться чувство страха?
Дети: я боюсь темноты, высоты, злой собаки, грозы и молнии.
Воспитатель: как можно назвать человека, который ничего не боится?
Дети: смелый, отважный, храбрый, бесстрашный.
Воспитатель: я уверены, что вы все очень смелые и храбрые ребята!
Дети: да!
Воспитатель: а эта эмоция – злость. Человек, который злится, он какой?
Дети: злой, грубый, сердитый, злобный, угрюмый.
Воспитатель: скажите, пожалуйста, в нашей группе есть такие ребята? Этому качеству нигде нет места, так как злость никогда не украшает человека. Вы со мной согласны?
Дети: да!
Воспитатель: посмотрите, ребята, на следующее изображение. Мальчик приподнял брови и широко открыл рот. Как вы думаете, что он делает?
Дети: он удивляется.
Воспитатель: а значит эмоция называется – удивление.
Воспитатель: а что делает этот человечек? Посмотрите на его брови, рот, выражение глаз. Какое настроение у него?
Дети: ему грустно, он грустит.
Воспитатель: закончите моё предложение «Мне грустно, когда…»
Воспитатель: как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок?
Дети: радость!
Воспитатель: как вы определили?
Дети: на лице улыбка.
Воспитатель: молодцы, конечно он рад! А когда у вас появляется радостное настроение?
Дети: получил долгожданный подарок, меня похвалили, на дне рождения, одерживаю победу в игре.
Воспитатель: давайте сейчас попробуем показать радостного человека.
Воспитатель: рассматривая схемы, мы обнаружили, что у них разное расположение бровей, глаз и рта при определенном состоянии. Это все эмоции. А теперь давайте поиграем в игру “Угадай эмоции”.
Сейчас каждый из вас возьмет карточку с изображением эмоции, и вы попробуете эту эмоцию показать. А остальные ребята попытаются угадать, какое чувство, эмоцию вы передаете.
Игра «Угадай эмоцию».
Воспитатель: молодцы ребята, у вас очень хорошо получилось показать свои эмоции с помощью мимики, выражения лица. А сейчас мы с вами разыграем различные жизненные ситуации, но без слов. Использую только движения и эмоции. Я буду читать небольшую сценку, а вы по очереди показывать для остальных ребят.
Игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций.
1. «Гномики отдыхают»
Гномики, давайте отдохнем! Какие вы молодцы, что сегодня, гуляя по лесу, смогли убежать от медведя. А как можно показать, что мы довольны собой и что нам приятно:
- большой палец поднять вверх, а остальные сжать в кулачок;
- мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу;
- поглаживаем себя по голове – вот мы какие проворные и смелые.
2. «Бабушка приехала»
Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно скучает по бабушке и ждет, когда наступит лето.
Однажды вечером в квартире раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» — подумал Ваня и побежал открывать дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был настоящий сюрприз!
3. «Радость встречи»
Две подружки летом расстались. Лена уехала к бабушке на дачу, а Оля осталась дома и скучала без Лены. Однажды кто-то позвонил. Оля открыла дверь, а там стояла Лена. Как же обрадовались они встрече!
Воспитатель: молодцы ребята. Пусть у вас всегда будет радостное, веселое и бодрое настроение!
4. «Встреча с медведем»
Однажды мальчик Саша пошел в лес и нашел целую поляну малины, он очень обрадовался и стал собирать ягоды. Только он не знал, что с другой стороны этой поляны медведь собирал малину. Медведь и Саша не видели друг друга, пока не столкнулись спинами. Как же они испугались!
Рефлексия.
Воспитатель: у нас с вами сегодня получилось очень интересное занятие. Мне очень оно понравилось. А сейчас возьмите, пожалуйста, листочки и карандаши и нарисуйте ваши эмоции после сегодняшнего занятия. Возможно кому-то понравилось оно, было интересно и весело, а кому-то было скучно. Также нам было бы очень интересно, уважаемые гости, узнать, какие эмоции появились у Вас после этого занятия. Большое всем спасибо.