Ульяна Бондаренко
Конспект НОД логопеда по обобщающей теме «Осень» в группе детей с ЗПР с использованием кукольного театра «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний детей об осени; совершенствование лексико-грамматических категорий и связной речи.
Образовательные задачи:
- расширить и активизировать словарь по лексическим темам: овощи, фрукты, узнавать предметы по описанию; образовывать прилагательные; закрепить признаки осени;
- учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом,
- употреблять существительные в родительном падеже, согласовывать слова в предложении с опорой на наглядность.
- развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление.
- воспитывать потребность в речевом общении.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Театральные постановки, инсценировки, спектакли
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Коррекционные задачи:
- развивать мелкую моторику.
- воспитывать самоконтроль над речью, желание говорить правильно.
- корректировать поведенческие трудности детей, приучая их действовать по словесной инструкции педагога.
Методы и приемы:
- слушание и повторение речи, показ игрушек би-ба-бо, иллюстраций, пальчиковых игр, движения, действия.
Материалы и оборудование: ширма, иллюстрация осень, теремок, театр- животные: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; муляжи овощей: лук, морковь, помидор, огурец, и фруктов- яблоко, груша, лимон, апельсин, тканевая салфетка, опорные картинки по признакам осени.
Предварительная работа: НОД по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные».
- развитие мелкой моторики рук
- использование зрительных опор
Место проведения: групповая комната.
Ход НОД
1. Организационный момент: ребята, а вы любите сказки? Сегодня мы с вами посмотрим сказку.
2. Основная часть.
2.1. Сообщение темы занятия. Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? Сегодня мы повторим все, что знаем об осени.
2.2. Пальчиковая игра.
Логопед: На полянке дом стоит,
ну а к дому путь закрыт,
я ворота открываю,
Всех вас в гости приглашаю.
(логопед выразительно читает стихотворение и с показом соответствующих действий, дети повторяют по мере возможности)
Логопед: Да ведь это теремок, давайте постучим в дверь. Никто не отвечает.
Посмотрите, мышка бежит:
Мышка:- я Мышка- норушка, а вы кто?
Логопед:- это наши дети
Логопед: Куда ты спешишь?
Мышка: спешу собрать запасы на зиму.
Логопед: дети, давайте посмотрим, что собрала мышка?
2.2. Игра «Узнай овощи по описанию»
Овощи лежат на столе, дети по описанию должны угадать овощ, после этого логопед показывает этот овощ и еще раз проговаривает.
Логопед: Давайте посмотрим, что запасла мышка на зиму?
Красный, круглый, сочный- помидор
Зеленый, овальный, длинный- огурец
Оранжевая, длинная, твердая- морковь
Желтый, круглый, горький- лук
Ребята, как назовем одним словом эти предметы? (овощи)
Логопед: видит мышка- теремок на полянке одинок,
Мышка очень удивилась, подошла, остановилась
Кто-там в тереме живет, может в гости позовет
Но никто не отозвался, дом свободным оказался.
Мышка: Буду я в теремочке жить
2.3. Пальчиковая игра
Логопед: Ребята, посмотрите, кто это скачет по дорожке?
Лягушка: Я зеленая лягушка,
я веселая квакушка,
знаю я одну игру-
вам сейчас покажу.
Логопед: ребята, приготовили руки, попрыгаем вместе с лягушкой:
Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)
Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)
Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)
Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)
Лягушка: кто-кто в теремочке живет?
Мышка: я мышка- норушка, а ты кто?
Лягушка: а я лягушка- квакушка
Мышка: давай вместе жить- не тужить
Логопед: стали они жить вместе
2.4. Употребление существительных в родительном падеже. Игра «Чего не стало»
Зайчик: Ой, гляди-ка теремок!
На полянке одинок!
Постучу-ка лапкой в двери
Чей скажите это терем?
Логопед: мышка здесь живет Норушка
и лягушка с ней –Квакушка,
ну а ты- то кто, ответь-
Может дверь нам запереть?
Заяц: что-вы, нет, я просто зайчик
Развеселый побегайчик.
Хочу с ребятками поиграть!
Логопед: Ребята, давайте подойдем к столу, а зайчик посмотрит, как мы будем играть (подходят к столу на котором лежат муляжи фруктов): посмотрите, что это такое? (яблоко, груша, лимон, апельсин). Какие они? (описываем по цвету, форме) Как назвать одним словом? (Фрукты)
Посмотрите внимательно и запомните их. Я буду прятать, а вы угадывать, чего не стало?
1-2-3 игру начни, чего не стало? (добиваться ответов: нет лимонА, нет яблокА, нет лимонА, нет апельсинА).
Логопед: понравилась вам игра, ребята, скажите зайчику «Спасибо!»
мышка: пойдем к нам жить, вместе веселее!
2.5. Динамическая пауза. Игра с мячом. Формирование навыка образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Логопед: ребята, послушайте, кто это шумит в лесу?
Волк: эй, вы там, открывайте двери, волк пришел.
Логопед: здравствуй волк, ты почему шумишь, в нашем лесу все разговаривают ласково и вежливо
Волк: слов я ласковых не знаю-
В речи их не применяю
Логопед: ребята, давайте пойдем на полянку и поиграем в игру, а волк послушает, как нужно говорить ласковые слова (с перекидыванием мяча). Я называю слово, кидаю вам мяч, я вы произносите это слово ласково и кидаете мне мяч обратно.
Мышь-мышка
Лягушка- лягушечка
Заяц-зайчик
Волк- волчок
Медведь- медвежонок
Лиса- лисичка, лисонька
Логопед: понравилось тебе слушать ласковые слова, волк?
Волк: да понравилось, а можно я останусь в теремке жить, пожалуйста?
Дети: да!
Логопед: оставайся волк!
2.6. Закрепление признаков осени, с опорой на картинку.
Логопед: стали они вместе жить. Вот по полю идет лиса, увидела теремок, стучится.
Лиса: Что за чудо- теремок
На полянке одинок?
Подойду-ка я поближе
Смех веселый в доме слышен….
Чей скажите это терем?
Логопед: Мышка здесь живет норушка,
да лягушка с ней, квакушка
Ну а вместе с ними зайчик
Развеселый побегайчик,
а еще волчок- серый бочок.
Ну а ты- то, что за зверь,
ну-ка заинька, проверь!
Заяц: Ой, там рыжая лиса, знаю я- она хитра.
Лиса: да я очень хитрая, и хочу вам загадать загадки (с опорой на картинки)
Логопед: Лисичка, давай я тебе помогу. Логопед произносит начало предложения, показывает картинку, дети должны закончить, с опорой на картинку
• Осенью бывает (дождь)
• Осенью бывает (ветер)
• Осенью бывает (листопад)
• Осенью бывают (овощи)
• Осенью бывает (фрукты)
Лиса: молодцы, ребята, отгадали мои загадки. Можно я останусь в теремочке жить?
Дети: да!
2.7. Логопед: Вышел мишка косолапый
Почесал голову лапой
Медведь: Что за чудо- теремок
Стоит в поле одинок?
Слышно в тереме веселье,
Здесь у вас не новоселье?
Логопед: да, мишенька, новоселье.
Медведь: а я с подарками к вам пришел (дарит конверт с раскрасками, это раскраски, дома порисуете и мне в лес письмо отправите
Логопед: спасибо мишка, нам очень понравились твои подарки, правда дети? Оставайся в нашем теремке жить.
Логопед: стали звери в теремке жить- поживать, да добра наживать. А сказке нашей конец, кто слушал, молодец!
3. Итог занятия: ребята, понравилась вам сказка? Кто жил в теремке? В какие игры понравились?