Оксана Коровина
Конспект НОД «Лаборатория по исследованию качества продуктов питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Лаборатория по исследованию качества продуктов питания
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Детский сад № 2
Конспект образовательного продукта
Лаборатория по исследованию качества продуктов питания
Выполнил:
воспитатель высшей квалификационной категории
Коровина Оксана Алексеевна
Новосибирск 2023
Публикация «Конспект НОД „Лаборатория по исследованию качества продуктов питания“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Продукты питания
- Темочки
Аннотация: Данная непосредственная образовательная деятельность проводится с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) по теме «Лаборатория по исследованию качества продуктов питания». Она направлена на формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и решает следующие задачи: формировать понятия «полезные продукты питания», «вредные продукты питания»; дать представление о правильном или здоровом питании; развивать логическое мышление, связную речь; учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; приобщать к ценностям здорового образа жизни. Все задачи реализуются через игровые ситуации, беседу, экспериментальную и продуктивную деятельность. Разнообразие оборудования и материалов, смена видов детской деятельности, использованных на занятии, позволило сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.
Введение: Здоровое или правильное питание является одним из принципов здорового образа жизни. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, развитие и здоровье детей дошкольного возраста. Правильное сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. В современных условиях жизни, когда в магазинах огромное разнообразие продуктов питания, готовых полуфабрикатов, на каждом углу в городе расположены кафе, рестораны, пиццерии даже взрослому человеку тяжело соблюдать принципы рационального питания. С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. Поэтому, именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей представление о правильном (здоровом) питании, как составной части сохранения и укрепления здоровья человека. Говорить ребенку много раз, что чипсы, гамбургеры, газированные напитки – это вредные продукты, важно, но лучше один раз с помощью простых опытов показать им, что содержится в этих продуктах, будет намного эффективнее. Поэтому мною был разработан конспект НОД и реализован на практике по теме «Лаборатория по исследованию качества продуктов питания». Цель разработки: Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
Закрепить знания детей о продуктах питания и их значения для человека;
Формировать понятие «правильное» или «здоровое питание»;
Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях;
Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, речь-доказательство;
Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.
Дети старшего дошкольного возраста любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Поэтому в непосредственную образовательную деятельность были включены эксперименты, а также для наглядности и закрепления знаний по теме «Продукты питание» был использован мультимедийный проигрыватель. В результате проведенного мероприятия дети получат представления: о правилах и основах рационального питания; о полезных и вредных продуктах питания; об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах. Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные. Дети смогут оценивать свой рацион питания с точки зрения соответствия принципам здорового питания.
Предварительная работа: Чтение х/ л: Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей», «Мишкина каша», М. Бородицко «Булочная песенка»; образовательная ситуация «Магазин полезных продуктов», д/и «Где спрятались витамины?», «Четвертый лишний», «Что из чего», «Режим питания», «Реклама», «Меню для сказочных героев», «Правила питания», «Полезный завтрак». НОД: ОО «Художественно-эстетичекое развитие» аппликация «Пицца», рисование «Где спрятались витамины».
Предметно-пространственная развивающая среда: (п. 2.8; 3.3.3; 3.3.5 ФГОС)
Книга Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»; мультимедийный проектор; ноутбук, акустические колонки; USB-флеш-накопитель с презентацией «Продукты питания»; клеенчатые одноразовые скатерти (по количеству столов); фартуки, нарукавники, медицинские шапочки (по количеству детей); одноразовая посуда: стаканы, тарелки, вилки, ложки, ножы; стеллаж с продуктами : пакеты с крупами, сахар, банка с медом, кока-кола, конфеты «Ментос», чипсы, жевательные конфеты «Skittlts», фрукты (бананы, апельсины, виноград, яблоки, йогурт, овсяная каша в пакетиках, ягоды, листики мяты, яблочный сок в тетрапаках; листы белой бумаги; соковыжималка, электрический чайник; влажные салфетки; книга рецептов «Учимся готовить», изготовленная руками детей из пошаговых рецептов; рецепты блюд (фруктовый салат «Витаминка», овсяная каша «Бодрость») на листах формата А 4 (по количеству столов); посуда: кастрюли, тарелки, салатник, контейнеры с крышками, поднос, ложки.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, недавно мы с вами прочитали интересную сказку Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Краткая беседа по содержанию: 1. Напомните мне, пожалуйста, о ком эта сказка? Ответы детей: о коротышках – малышах и малышках, которые живут в Цветочном городе. 2. Как звали жителей Цветочного города и почему у них такие имена? Ответы детей: Знайка, потому что много знает и читает, Незнайка, потому что он ничего не знает, Пилюлькин – лечит коротышек от всех болезней, Пончик – любит пончики и все сладкое. Воспитатель : Просто Пончик не знает, что на свете есть и другие продукты кроме пончиков, которые в больших количествах вредны для здоровья. Давайте расскажем ему о продуктах питания, познакомим его с правильным или здоровым питанием. Для этого я приглашаю сегодня вас в лабораторию по исследованию продуктов питания. А на что можно исследовать продукты? Ответы детей: свежие или нет, сколько в них витаминов, белков, жиров, углеводов. Пойдемте со мной.
Воспитатель : Прежде чем мы войдем в лабораторию по изучению качества продуктов питания, нам надо надеть специальную одежду – фартуки, нарукавники и медицинские шапочки. Как вы думаете, для чего? Ответы детей: чтобы не замараться, волосы не попали на продукты питания. Воспитатель и дети надевают спецодежду лаборантов, проходят в музыкальный зал, оборудованный под лабораторию. На экране слайд № 1 с изображением лаборатории. Дети садятся за столы, приготовленные для экспериментов. Просмотр и беседа по презентации «Продукты питания». На экране появляется слайд № 2, на котором изображен Пончик, который говорит: «Привет, ребята! Я – Пончик. Вы правы, я кругленький веселый малыш, потому что ем одни пончики. Но ведь они такие красивые, аппетитные и вкусно пахнут шоколадом, клубникой или ванилью. А каши я не хочу, они выглядят неаппетитно». Воспитатель : Ребята, давайте расскажем Пончику, все, что сами знаем о продуктах питания, их пользе и вреде для здоровья человека. Слайд № 3 «Молочные продукты» : Какие домашние животные дают молоко? Ответы детей: корова, коза, овца. Как называется молоко коровы, козы, овцы? Ответы детей: коровье молоко, козье молоко, овечье молоко. Какие продукты из молока вы знаете? Ответы детей: творог, сыр, сметана и т. п. Как их можно назвать одним словом? Ответы детей: молочные продукты. Слайд № 4 «Мясные продукты» : Как называется мясо разных животных и птиц? Ответы детей: свинина, говядина, баранина, мясо курицы, мясо индейки, мясо утки. Как называются продукты из мяса? Ответы детей: мясные продукты. Слайд № 5 «Колбасные изделия» : Ребята, а что изображено на этом слайде? Ответы детей: разные сорта колбасы, сосиски, сардельки. Как называют эти продукты питания? Ответы детей: колбасные изделия. Слайд № 6 «Морепродукты» : Ребята, какие продукты изображены на этом слайде и чем они полезны для человека? Ответы детей: рыба, креветки, кальмары, краб, мидии и т. п. – это морепродукты. В них содержится много кальция, железа, фосфора, который необходим для костей. Слайд № 7 «Хлебобулочные изделия» : Что изображено на этом слайде? Ответы детей: батон, калачи, сушки и т. п. Как называются эти продукты питания? Ответы детей: Хлебобулочные изделия. Из чего их изготавливают и почему их надо употреблять в пищу? Ответы детей: из разных сортов муки. Хлебобулочные изделия богаты витаминами группы B, которые благоприятно влияют на нашу нервную систему, а также нужны нашим волосам и ногтям. Слайд № 8 «Овощи. Фрукты. Ягоды» : Какие овощи (фрукты, ягоды) вы видите на картинке, перечислите их? Ответы детей: овощи – тыква, лук, болгарский перец и т. д. Слайд № 9 «Вредные и полезные продукты» : Ребята, почему некоторые продукты называют полезными, а другие вредными? Приведите примеры вредных и полезных продуктов, обоснуйте свой ответ. Ответы детей: полезные продукты содержат витамины, полезные вещества для роста и энергии. Вредные содержат химические элементы, которые могут вызвать аллергию и расстройство желудочно-кишечного тракта. Полезные – овощи, фрукты, рыбы и т. д. Их необходимо употреблять в пищу каждый день, потому что они богаты витаминами и микроэлементами необходимыми для роста и развития. Вредные – чипсы, гамбургеры, лимонад и т. д. Их нельзя употреблять часто в пищу, так как они могут вызвать аллергию и расстройство пищеварения из-за содержания большого количества жира и химических красителей. Воспитатель : Ребята, давайте с вами покажем Пончику с помощью опытов, что многие продукты могут быть вредными для нашего организма. Но прежде чем мы приступим к опытам, напомните мне, пожалуйста, правила безопасного поведения при проведении опытов. Ответы детей: Приступай к опыту только после объяснения и с разрешения взрослого, не кричать, думать, соблюдать осторожность, в рот ничего не брать, внимательно слушать и смотреть. Теперь можно приступать. Воспитатель : Какие кондитерские изделия вы знаете? Ответы детей: пирожные, торты, конфеты и т. п. Какие сладости лежат у вас на тарелках? Ответы детей: цветные конфеты «Skittles». Эксперимент № 1 «Красители в сладостях» : Положите конфеты в стаканчик с теплой водой. Что произошло? Ответы детей: вода поменяла цвет. Ребята, когда вы рисуете красками, а потом промываете кисть в воде, что происходит? Ответы детей: вода окрашивается в цвет краски. Почему, когда мы положили конфеты в теплую воду, она изменила цвет? Ответы детей: Потому что там есть краситель. Какой тогда можно сделать вывод? Ответы детей: в сладости добавляют для цвета краситель, который при попадании в наш организм может вызвать аллергическую реакцию (сыпь, зуд, покраснение кожи). Поэтому их надо употреблять в пищу очень редко и в малых количествах. Воспитатель : Ребята, что у меня в руках? Ответы детей: бутылка с кока-колой. Поднимите руки те, кто хоть раз пил газированные напитки? Что вы ощущали при этом? Ответы детей: в нос лопались пузырьки газа, иногда появлялась отрыжка и тяжесть в животе. Мы сейчас с вами посмотрим, почему так происходит. Эксперимент № 2 «Газированные напитки» : Возьмите конфеты «Ментос» и поместите в стакан с кока-колой. Ой, что произошло? Ответы детей: кока-кола высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны. Почему? Ответы детей: газированные напитки содержат углекислый газ. Какой можно из этого сделать вывод? Ответы детей: да, с некоторыми продуктами газированные напитки не совместимы и получается реакция, похожая на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке. Воспитатель : Ребята, кто из вас любит чипсы? Ответы детей: Я, потому что они очень вкусные и хрустящие и сделаны из картошки. Эксперимент № 3 «Масло в чипсах». Положите ломтик чипса на лист белой бумаги, согните его пополам, раздавите его на сгибе бумаги. Крошки стряхните в тарелку и посмотрите бумагу на свет. Что вы видите? Ответы детей: Жирные пятна. Как вы думаете от чего они появились? Ответы детей: чипсы жарят на масле. Воспитатель : Ребята, какой можно тогда сделать вывод? Ответы детей: в чипсах много жира, так как их жарят в большом количестве масла. При высоких температурах в масле образовываются вредные химические соединения, которые плохо влияют на работу желудка. Воспитатель : Ребята, кто готовит еду? Ответы детей: повар. У меня есть знакомый повар Булочка. Она предлагает вам испечь пирог и немного подвигаться. Проводится музыкальная игра «Повар Булочка».
Воспитатель : Ребята, вам понравилась наша экскурсия в лабораторию по исследованию качества продуктов питания? Что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? Ответы детей: Что существуют полезные и вредные продукты. Вредные можно употреблять в пищу, но очень редко, так как они отрицательно влияют на работу некоторых органов человека. Воспитатель : Ребята, чтобы закрепить полученные вами знания, предлагаю вам приготовить для Пончика полезный завтрак: овсяную кашу с фруктами «Бодрость», свежевыжатый яблочный сок и фруктовый салат «Витаминка». Ребята, какие каши вы еще знаете? Проводится д/и «Какая каша» (каша из риса (какая) – рисовая каша, каша из пшена – пшенная и т. п.) Но прежде чем приступить к приготовлению пищи надо обязательно, что сделать? Ответы детей: помыть руки. Воспитатель : Так как в нашей лаборатории сегодня отключили воду, мы с вами воспользуемся антибактериальными влажными салфетками. Воспитатель : Фрукты и ягоды лаборанты уже помыли. Дети делятся на 3 группы: первая заваривает кашу из пакетика, вторая – делают фруктовый салат, третья – совместно с воспитателем с помощью соковыжималки сок. Воспитатель : Ребята, какая посуда нам понадобиться для приготовления блюд? Ответы детей: кастрюля, тарелка, стакан, ложка, нож. Дети под руководством воспитателя готовят завтрак с использованием пошаговых рецептов блюд, изображенных на альбомных листах. Ребята, помните, Пончик говорил, что он не любит кашу, потому что она выглядит не аппетитно. Что нужно сделать, чтобы Пончик и все дети полюбили кашу? Ответы детей: красиво сервировать ее, выложить на красивую тарелку и украсить ягодами. Дети ставят блюда на поднос и рекламируют их. Ответы детей: Овсяная каша приготовлена из полезных зерен овса, которые содержат много витаминов, микроэлементов и клетчатки, которая помогает нашему желудку работать. Фрукты предают ей сладость. Фруктовый салат приготовлен из спелых плодов банана, винограда и апельсинов, которые росли на южном солнце, впитали в себя его энергию. Они полны полезных веществ, которые поддерживают работоспособность нашего главного мотора – сердца, а заправка из натурального йогурта содержит большое количество кальция, который необходим нашему скелету и зубам, чтобы они были крепкими. А свежевыжатый сок – это витаминный напиток, который зарядит вас энергией на весь день. Приятного аппетита. Воспитатель : Молодцы, ребята. Мы упакуем полезный завтрак в пластиковые контейнеры, и отправим Пончику и его друзьям в Цветочный город. А также отправим книгу пошаговых рецептов для начинающих поварят «Учимся готовить», которую вы сделали сами. Пончик благодарит ребят (Слайд № 10) : «Спасибо вам, ребята. Теперь я знаю, что такое здоровое питание. Смотрите, я уже и семена овощей и фруктов купил. Будем их с коротышками выращивать и готовить блюда по вашим рецептам. До свидания!» Воспитатель : Ребята, научные работники лаборатории угощают вас натуральным яблочным соком, который вы сделали своими руками. А нам пора возвращаться в группу. Дети снимают спецодежду и возвращаются в группу.