Жанна Аллахвердян
Конспект НОД «Кубанский казачий хор — гордость Кубани»
▼ Скачать
Конспект НОД в старшей группе «Кубанский казачий хор- гордость Кубани»
Автор: Аллахвердян Жанна Владимировна, МДАОУ детский сад общеразвивающего вида№11 МО Кореновский район
Назначение: данный конспект предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста, способствует развитию познавательного интереса к истории возникновения Кубани и казачьего хора.
Конспект непосредственно образовательной деятельности: "Кубанский казачий хор - гордость Кубани"
Публикация «Конспект НОД „Кубанский казачий хор — гордость Кубани“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Задачи:
• воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за "малую родину", закрепить знания детей о жизни и быте казаков;
• расширить знания о фольклорном, музыкальном и художественно - литературном наследии Кубанского народного творчества;
• развивать интерес к народной песне, традициям своего народа.
Материал к занятию:
• выставка рисунков "Кубань, ты наша Родина";
• народные кубанские костюмы;
• фонограммы;
• фотографии артистов Кубанского хора;
• макет кубанского казачьего подворья.
Активизация словаря:
• бурка
• кубанка
• казачество
Ход занятия
- Ребята, пришла я сегодня в детский сад, а на столе у меня письмо. Это письмо от детей другого детского сада. Они живут далеко, на дальнем Севере. Они хотят узнать, где и как мы живем.
- Ребята, вы уже знаете, что у каждого человека есть своя Родина. Это страна, где он живет.
- Как называется наша страна?
- Как называется столица нашей Родины?
Но есть у человека и еще его малая Родина. Это край, район, город, село, где он родился и живет.
- Как называется наша малая Родина?
- А, как еще ласково называют Краснодарский край?
- Правильно Кубанью.
- А, кто из вас знает стихотворение о нашей малой Родине, о Кубани?
Ребенок читает стихотворение В. Бакалдина "Моя Кубань".
Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там вечер просторный и песня простая,
У клуба парнишек и девушек стая.
Там примут тебя, как хорошего друга,
Покажут как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться!
Там где-то саманный курень мой дымится.
Люблю тебя, край мой, простор краснодарский,
И труд хлебороба, и песни, и пляски.
И пыль под копытами на ипподроме,
И яркую лампочку в маленьком доме.
Улыбку и радость на лицах казачьих,
Суровых и смуглых, простых, но горячих.
Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край!
Слайд №1
Сама природа решила показать на Кубани все свои красоты. Необъятным зеленым лавром раскинулась Кубань. Степь без конца и края.
- А, еще Кубань называют жемчужиной житницей России. Богата наша Кубань большими урожаями, полями, полноводными реками, но главное богатство нашего края - наши люди, которые трудятся на благо нашего края и людей, живущих в ней.
- Дети, а как называют жителей Кубани? (кубанцами, казаками, казачками, казачатами).
- А, теперь, ребята, давайте- ка вспомним, как жили раньше казаки.
Подойдите к столу и посмотрите, что это? (На столе макет казачьего подворья).
- Правильно, это казачье подворье. А как называется жилище казака?
- Хата.
- Из чего же строили казаки свои жилища?
- Из соломы, камыша, хвороста, глины.
Хата обязательно обмазывалась глиной и белилась.
- Ребята, в казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное он охраняет границу от врагов.
- Посмотрите, какой он носит красивый костюм.
Слайд №2
- А, кто знает, как называется головной убор казака?
- Правильно, это папаха, кубаночка.
Слайд №3 Его жена казачка занимается по хозяйству. Женщины казачки носят юбки и кофты, так называемую парочку. Нарядная блузка казачки украшалась тесьмой, кружевом, красивыми пуговицами, вышивкой. Юбка украшалась оборками или складками. На голове казачки носили кружевные платки.
Слайд №4
- Украшением кубанского казачьего жилища были рушники. Их делали из тканей домашнего производства. Обшивались рушники с двух концов кружевами, вышивкой.
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о казаках?
Ответы детей.
- Казаки умели не только хорошо служить Родине, работать, но и хорошо отдыхать. После трудового дня, с наступлением вечера, собирались хлопцы и девчата у плетня, чтобы отдохнуть.
Слайд №5
- А, какой отдых без задорных песен, частушек и забавных игр. В одну из таких игр мы с вами и поиграем. Игра называется "Сбей кубанку".
Физкультурная минутка.
Слайд №6
- Богата Кубань и культурными традициями. Много на Кубани театров, дворцов, концертных залов. Но гордостью Кубани является Кубанский казачий хор. О нем хочу я вам рассказать.
Слайд №7
- Руководит Кубанским казачьим хором народный артист России, народный артист Украины, профессор - Виктор Гаврилович Захарченко.
Слайд №8
- Кубанский казачий хор называют народным, потому что он исполняет старинные казачьи песни и песни кубанских композиторов. В своих песнях казаки поют об обычаях и традициях нашего края, о том, как жили люди раньше, а также воспевают красоту природы родного края.
- Хочу показать вам какие красивые концертные костюмы носят артисты Кубанского казачьего хора.
Вопросы к детям:
1. В какие костюмы одеты артисты хора?
2. Посмотрите на фотографии и скажите, какие музыкальные инструменты используют артисты для исполнения песен?
Слайд №9
3. Чем украшают свои песни артисты Кубанского казачьего хора?
4. В каких праздниках принимает участие Кубанский казачий хор?
- Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать песню из репертуара Кубанского казачьего хора "Ты Кубань, ты наша Родина!"
-Это очень торжественная песня. Она является гимном Краснодарского края. Богата традициями земля Кубанская. Здесь жили и продолжают жить и трудиться замечательные люди. Они много сделали для развития Кубани.
Слад №10
Восторженно принимали и принимают кубанских артистов зрители многих стран мира: Японии, Франции, Италии, Испании, Португалии.
-Ребята, мы о многом с вами поговорили.
1. Что нового и интересного вы сегодня узнали?
2. Что вы сможете о своей малой Родине рассказать, если к вам приедут дети из Севера?
-Да, ребята, вы много интересного знаете о своей малой Родине. Ваши ответы порадовали меня.
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Социальный мир "История возникновения Кубани"
Автор: Аллахвердян Жанна Владимировна
МДАОУ детский сад общеразвивающего вида №11 МО Кореновский район
Назначение: данный конспект предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста, способствует развитию познавательного интереса к истории своего народа.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Социальный мир. "История возникновения Кубани"
Задачи:
• Познакомить с историей возникновения Кубани.
• Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани.
• Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Родину.
Предварительная работа:
• Рассматривание народных кубанских костюмов.
• Посещение мини-музея детского сада.
• Беседы с детьми.
Оборудование:
Макет кубанского подворья, предметы быта казаков: чугун, глэчик, скрыня, макитра, рушники, кубанские народные костюмы.
Ход занятия
-Ребята, у каждого человека есть малая Родина, где он родился и живет. - Как называется край, в котором вы живете? - Правильно, мы живем в Краснодарском крае. Краснодарский край ласково называют Кубанью. Это название произошло от главной реки – Кубань. - Сегодня я хочу рассказать вам об истории возникновения Кубани. - Приглашаю вас на экскурсию, в наш мини - краеведческий музей. - Ребята, давайте вернемся в старое доброе время, когда на Кубань поселились казаки. Я буду вашим экскурсоводом. - Очень давно, много лет тому назад на Кубани жили древние люди. Позже эти земли царица Екатерина II подарила вольнолюбивым казакам за верную службу. Казакам кубанская земля очень понравилась. Необъятным зеленым лавром раскинулась Кубань. Степь без конца и края. Поселились казаки на Кубани и жили свободно. Хаты казаки строили из природных материалов: камыш, глина, солома. Хаты обязательно обмазывались глиной и белились, чтобы было красиво. Земля кубанская стала ещё красивее. Кругом, куда ни посмотришь - цветущие сады, яркие цветы и нарядные белые хаты. (Рассмотреть макет казачьего подворья). – Ребята, в казачьей семье главой семьи был казак. Он работал в поле: выращивал хлеб, сажал сады и виноградники, растил скот. Выращивали хлеб казаки сами. При помощи сохи казаки пахали землю. Помогала казаку в работе лошадь. Она была с ним и в труде, и в бою. Кубанские казаки очень любили лошадей и заботились о них. Тяжел был труд казаков. Но самое главное – казаки охраняли границу от врагов. – Ребята, а какие вы знаете поговорки о казаках? Ответы детей: Без коня казак кругом сирота. Конь казаку – лучший друг. Казак без службы, не казак. – Посмотрите, какую красивую одежду носили казак и казачка. Показ мультимедийной презентации «Кубанский костюм». Жена казака – казачка занималась дома по хозяйству. С утра она ходила к колодцу, приносила воду, чтобы приготовить еду и постирать грязную одежду. В чугуне казачка варила вкусную кашу. Молоко она хранила вот в такой глиняной посуде, которая называется глэчик. А вот этот большой глиняный горшок называется макитра. В макитре казачка замешивала тесто. Одежду казачка хранила в скрыне. Так раньше на Кубани называли сундук. Зимними вечерами казачки любили вышивать. Красивой вышивкой они украшали свою одежду, рушники, салфеточки, скатерти. Рушниками казачки украшали свои дома. - Казаки и казачки умели хорошо работать и хорошо отдыхать. После трудового дня, с наступлением вечера, собирались хлопцы и девчата у плетня, чтобы отдохнуть.
-А какой отдых без задорных песен, танцев и забавных игр. Я предлагаю вам исполнить песню «Ой, да на Кубани». Ну и молодцы, просто здорово, как хорошо вы спели! - Ребята, на Кубани есть много разных хороших традиций: петь песни, встречать гостей хлебом – солью, уважать стариков, слушать их советы, устраивать скачки на казачьих праздниках. Вот и подошла к концу наша экскурсия. - Что нового и интересного вы сегодня узнали? Ответы детей. - Да, ребята, вы много интересного узнали о своей малой Родине. Ваши ответы порадовали меня.