ГАЛИНА ПОКРАШЕНКО
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «КРАСКИ ОСЕНИ»
Цель: формирование у детей эмоционально осознанного отношения к художественному образу осени, воплощённому на полотне И. И. Левитана «Золотая осень», в стихах русских поэтов, в музыке П. Чайковского «Осенняя песнь»
Задачи: учить замечать красивое в природе и в картине;
увеличить словарный запас (золотая осень, пейзаж – изображение природы на картине, мазок – приём написания картин масляными красками) и активизировать его;
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Краски осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
вызвать эмоционально осознанное отношение к природе.
Предварительная работа:
- наблюдение на прогулке за изменениями в природе;
- рисование осенних деревьев;
- разгадывание загадок про осень;
-заучивание стихов про осень
Материалы:
- репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»;
- музыкальный альбом П. И. Чайковского «Осенняя песнь»;
-картинки деревьев;
- листья осенних деревьев;
- магнитная доска;
- магниты, мяч
- фиолетовая ткань- органза (холст)
- сплетённые нити (дерево)
Ход занятия:
Организационный момент.
Ну-ка дети встаньте в круг,
Встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила очень интересное письмо. Но оно непростое, волшебное. Чтобы его открыть нужно выполнить несколько заданий. Я уверена, что вместе мы быстро справимся. Чтобы узнать, что в письме нужно отгадать загадку:
Вот художник, так художник –
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
- Что же это? (Осень)
- Правильно, ребята, это осень.
-А какое сейчас время года? (Ответы детей)
- Какая осень бывает? (Ответы детей - Дождливая, солнечная, хмурая, красивая, жёлтая, оранжевая).
Воспитатель: А следующее задание называется «Назови ласково». Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы называете слово ласково.
Дождь- дождик;
лужа – лужица;
ветер – ветерок;
солнце – солнышко;
лист – листик;
зонт – зонтик;
туча – тучка
Воспитатель: Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились. Осталось ещё одно задание, с которым, я уверена, вы тоже справитесь. На стульчиках у каждого из вас картинки с изображением деревьев, вы должны назвать с какого дерева листочки. Задание «Какой лист?»(Дети поочерёдно выходят к доске и называют своё дерево и лист)
Лист с берёзы – берёзовый лист;
Лист с осины – осиновый лист;
Лист с клёна – кленовый лист;
Лист с рябины – рябиновый лист;
Лист с дуба – дубовый лист;
Лист с липы – липовый лист;
Лист с каштана – каштановый лист;
Лист с ольхи – ольховый лист;
Лист с тополя – тополиный лист;
Лист с вяза – вязовый лист.
- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы тоже справились. Пришло время узнать, что в письме.
Демонстрация картины И. И. Левитана «Золотая осень». Рассказ воспитателя о картине.
- Какая прекрасная картина! А написал её великий художник – пейзажист Исаак Ильич Левитан.
На картине изображён пейзаж.
- Что такое пейзаж? (Ответы детей. Пейзаж – это изображение природы на картине)
Картина И. И. Левитана заключает в себе образ осени, торжественной и радостной в своём спокойствии. Осени, которая как бы прославляет родную природу. Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева мы видим берёзовую рощу, справа – отдельные деревья, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними – на пригорке за изумрудно – зелёной полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое лёгкими облаками. Перед нами речка, и кажется, что её густо - синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки краски он положил не вдоль течения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Слева мы видим изображение берега, где расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно – золотые берёзы слева как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов.
Когда стоишь перед картиной Левитана «нельзя не думать о поэзии и музыке» (художник А. Дубинчик). Ребята приготовили для нас стихи, которые наиболее точно описывают золотую осень.
1 ребё нок:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы светлою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
(И. Бунин)
2 ребё нок:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса….
(А. С. Пушкин)
3 ребё нок:
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета,
Затерялось где – то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто – розовый кленовый.
(А. Авдиенко)
4 ребё нок:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном.
(А. Плещеев)
5 ребё нок:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф. И. Тютчев)
Воспитатель: Ребята, какое из стихотворений можно отнести к картине И. Левитана «Золотая осень»? (Ответы детей)
Я приглашаю вас в круг и превратимся мы в осенние листики.
Физкультминутка «Листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим, (Присесть)
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели (Легко бегать по кругу)
И на землю тихо сели (Присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели (Легко бегать по кругу)
И на землю тихо сели. (Присесть)
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Мы немного отдохнули, а теперь ответьте на вопросы.
- О чём картина И. Левитана? (Ответы детей)
- Почему картина названа «Золотая осень»? (Ответы детей)
- Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? (Ответы детей)
- Назовите те деревья, которые зимой остаются зелёными. (Ответы детей)
- Почему вода в начале реки тёмная, а дальше она становится светло – голубой? (Ответы детей)
- Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане картины? (Ответы детей)
- Что видно на высоком берегу? (Ответы детей)
- Почему крестьянские домики такие маленькие? (Ответы детей)
- Как вы думаете какая осень изображена художником? Первая половина осени (тёплая) или вторая половина осени (холодная и дождливая? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Не только художники и поэты прославляли русскую осень. Музыканты и композиторы тоже сочиняли песни и стихи об осени.
-Послушайте пьесу Петра Ильича Чайковского «Осенняя песнь».
Слушание пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песнь».
Обычно осень –время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но бывает, что на какой-то срок появляется чувство бодрости и жизнерадостное настроение. Художник даёт нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной силе, в золотом сиянии солнечного дня.
Рисование картины.
Ребята, а сейчас мы с вами будем художниками и напишем свою картину, но необычную. Нам не понадобятся краски. А нужны будут вот такие нити, которые одновременно нужно натянуть и опустить на ткань. Я раздам вам листочки осенние (бумажные листья жёлтого, оранжевого, красного цвета, а вы подбросьте листья одновременно над тканью.
- Какое дерево получилось на нашей картине? (Ответы детей)
Итог занятия.
- Ребята, какую картину мы сегодня рассматривали? (Ответы детей)
- Что такое пейзаж? (Ответы детей)
- Какую музыку слушали? (Ответы детей)
- Что больше всего запомнилось на занятии? (Ответы детей)
- Кому понравилось занятие, подойдите и возьмите весёлые смайлики. А кому не понравилось – грустные смайлики.