Виктория Бибикова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Музыкальная деятельность «Музыка осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по "Художественно - эстетическому развитию", музыкальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад № 9 с. Молотицы" Бибикова Виктория Эдуардовна.
Тема: "Музыка осени".
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию, Музыкальная деятельность „Музыка осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Краткое описание: данное занятие направлено на закрепление цикла осенних занятий по классической музыке с детьми подготовительной группы. В ходе занятия были использованы стихи русских поэтов, музыка разных композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям и ИКТ технологии.
Цель: формировать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах)
Задачи:
Образовательные: учить детей слаженно двигаться под музыку, выполнять движения по сигналу музыкального руководителя;
Приучать детей слушать музыкальные произведения, понимать эмоции и чувства, выраженные в музыке :
Развивающие : -развивать двигательные умения детей;
-расширять представления детей об осени;
-развивать память, речь, мелкую моторику рук.
-развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать вокально-хоровые навыки, развивать чувство ритма.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе через музыку.
Атрибуты и оборудование: фортепиано, аудиозаписи музыкальных произведений, видеоролики для слушания музыки, распевки, игры на музыкальных инструментах, ноутбук, мультимедийный экран, иллюстрации, музыкальные инструменты (ложки, маракасы, треугольники, кленовые листочки.
Музыкальный репертуар : "Осень" из цикла "Времена года" А. Вивальди, "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" П. И. Чайковского, "Скворушка прощается" музыка Т. Попатенко, сл Е. Авдиенко.
Поэзия: "Осень", "Осеннее утро" А. С. Пушкин.
Живопись: «Октябрь» Е. Е. Волков, И. Левитана «Золотая осень».
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку
М. р. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много гостей в нашем зале. Они хотят познакомиться с вами. Давайте поприветствуем их нашей песенкой.
Песенка - приветствие
М. р. Мы с вами сегодня будем говорить о необыкновенно красивом, удивительном времени года - об осени.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Как красиво в своём стихотворении поэт А. С. Пушкин говорит об осени.
Ребята, вы согласны с его мнением? А хотите побывать в осеннем лесу? (ответ детей). Ну что ж, тогда в путь!
Упражнение «По дорожке»
По дорожке,по дорожке
Скачем мы на правой ножке (поскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке (поскоки на левой ноге).
Не сутультесь, грудь вперёд!
По тропинке побежим (лёгкий бег на носках)
До лесочка добежим.
До лесочка, до лесочка и попрыгаем по кочкам (прыжки).
Сладко- сладко потянулись,
Руки вверх-всем улыбнулись!
М. р. Вот мы и добрались! (слайд с изображением осеннего леса).
Коммуникативная игра "Здравствуй лес!"
М. р. Здравствуй, лес, осенний лес!
Дети. Мы хотим твоих чудес!
М. р. Будем слушать леса звуки?
Дети. Да,да,да!
М. р. Помогать нам будут руки?
Дети. И-ног-да! (хлопают).
М. р. Помогать нам будут ножки?
Дети. Топ-топ-топ! (топают).
М. р. Что ходили по дорожке.
Дети. Шлёп-шлёп-шлёп! (шлёпают по бёдрам).
М. р. Филин с дерева кричит (поднимают руки через стороны вверх)
Дети. Ух-ух-ух! (опускают руки вниз 3 раза).
М. р. Шишки с ёлочки упали.
Дети. Бух-бух-бух! (прыгают 3 раза на двух ногах).
М. р. Хрустнет ветка под ногами.
Дети. Щёлк-щёлк-щёлк! (поочерёдно отрывают пятки от пола).
М. р. В своё логово идёт.
Дети. Волк-волк-волк! (изображают двумя руками пасть волка).
М. р. Птичка с дерева вспорхнула.
Дети. Чик-чирик! (изображают маленькие крылышки у плеч).
М. р. Ёжик в листиках шуршит.
Дети. Шик-шик-шик! (сжимают и разжимают кисти рук).
М. р. - Тише…С вами Осень говорит.
Слышишь?. Листик под ногой шуршит,
Белка шишки с ёлки шелушит.
Слышишь?. Частый дождик моросит.
Тише… С вами Осень говорит.
М. р. Осень - прекрасное время года. В лесу сейчас тихо и спокойно. Почти со всех деревьев листочки уже облетели. Но вдруг налетел холодный осенний ветерок.
Дыхательная гимнастика "Ветер".
М. р. Садитесь на стульчики, давайте отдохнём и вспомним самые лучшие осенние денёчки. Красота осени всегда вдохновляла поэтов, композиторов. художников на создание прекрасных произведений.
(На экране появляется портрет А. Вивальди).
М. р. Ребята, вы знаете чей это портрет? (ответы детей). А какое произведение Вивальди написал об осени? (ответы детей). Правильно, оно называется "Осень". Давайте послушаем отрывок из него.
Отрывок из произведения Вивальди "Осень".
М. р. Как рассказал об осени своей музыкой Антонио Вивальди, какая у него осень? (высказывания детей). Мне тоже кажется, что музыка Вивальди радостная, торжественная.
(Слайд с изображением золотой осени).
Я хочу рассказать вам сказку. "Жили-были на дереве листочки, они радостно шелестели на ветерке и покачивались на своих веточках. "Ах, как нам хорошо, - говорили они,- только жаль, что мы не умеем летать, как бабочки или птицы!" Но вот наступила осень. Листочки пожелтели. Однажды сильный порыв ветра сорвал их с дерева, и они полетели. Листочки порхали, кружились, весело обгоняя друг друга, совсем как бабочки или птицы. К вечеру ветер утих и листочки улеглись на землю.
Давайте полетаем как листочки. Смотрите, как листочки красиво, мелкими шажками летят, кружатся, останавливаются на одном месте и замирают в красивых позах: так или так. (м. р. показывает). Затем снова летают и останавливаются в другом месте уже в других позах.
Импровизация с листочками под музыку А. Вивальди "Осень".
М. р. А теперь поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика "Дружат в нашей группе".
М. р. Я приготовила вам осенние загадки, но непростые -музыкальные. Возьмите музыкальные инструменты и будьте внимательными. Наш волшебный экран поможет сыграть вам осенние мелодии.
(Дети берут ложки, маракасы, треугольники. Играют на музыкальных инструментах.)
Видеоролик "Осенние загадки".
М. р. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением об осени.
(на экране появляется портрет П. И. Чайковского).
Вам знаком этот композитор? (ответы детей). Правильно это русский композитор П. И. Чайковский. Мы уже слушали его произведения из "Детского альбома ". Но у Чайковского, как и у Вивальди, есть альбом под названием "Времена года".
Разные композиторы изображают осень в музыке по разному. Давайте послушаем музыкальное произведение композитора П. И. Чайковского «Осенняя песнь».
Видеоролик "Осенняя песнь" П. И. Чайковского.
М. р. Какая по характеру прозвучала музыка? (ответы детей). Правильно, пьеса грустная, унылая, печальная, жалобная.
«Осенняя песнь» — одна из лучших пьес «Времен года» П. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном. Название пьесы не следует понимать буквально — это не песня в смысле музыкального жанра. Это скорее песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет». В русской поэзии можно найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки. Вот строки Пушкина:
Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится мёртвый лист.
О какой осени рассказал нам Чайковский? (ответы детей). Да, конечно о поздней. Чайковский лучше чем кто бы то ни было другой в музыке выразил это состояние грусти и меланхолии.
(Слайды с картинами ранней и поздней осени).
Оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны, два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна - радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Поздняя осень – это надежда человека на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго.
М. р. Настроение грусти и печали от прощания с летом передают в своих произведениях и поэты, и композиторы. Это же настроение в песне, которую вы знаете (дети называют песню).Как вы её будете петь? (нежно, тихо, протяжно, печально.) Но, прежде чем мы её исполним, нужно разогреть наши голосочки.
Распевка
Песня "Скворушка прощается"
М. р. Но мы с вами не будем грустить. Ведь не все птицы покидают нас осенью.
Крутит птица головой,
Видит даже за спиной,
Словно блюдца, глаза два…
Эта хищница -(Сова).
Музыкальная игра "Совушка - сова".
М. р. Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом.
Упражнение "По дорожке".
М. р. - Узнали ли вы что-то новое сегодня?
- Что больше всего вам понравилось?
- А что для вас было наиболее трудным?
Всего вам доброго! До свидания!
Дети выходят из зала под песню "Осень в лесу".