Ирина Никитченко
Конспект НОД «Козье дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Козье дерево»
Составитель: Никитченко Ирина Валерьевна
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественный труд»
Возрастная группа: средняя 4-5 лет
Тема: «Козье дерево». Цель: Развивать творческие способности детей в процессе художественного труда. Расширять знания о лекарственных деревьях, цветах.
Задачи: Учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений.
Публикация «Конспект НОД „Козье дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Систематизировать представления об условиях жизни деревьев, о лечебных свойствах растений. Развивать творческое воображение в работе с разнообразным природным материалом.
Формировать эстетическую оценку поделки. Воспитывать дружеские отношения между детьми. Поощрять попытки высказывать разные точки зрения в ответах на поставленный вопрос. Предварительная работа: беседа о деревьях, рассматривание иллюстраций с их изображением, поездка в дендрарий вместе с родителями, рассматривание деревьев, листьев и семян на участке, разгадывание загадок, чтение стихотворений. Рассматривание и чтение книг – энциклопедий, раскрашивание раскрасок. Подбор музыкального сопровождения совместно с музыкальным руководителем. Заучивание загадок и стихотворений о деревьях, семенах. Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением деревьев, их листьев и семян; крашеные семена ясеня, пластилин, веточки, заранее приготовленная ваза.
1. Организационный момент:
Цель: Расширять знания о природе. Развивать любознательность, интерес к разным деревьям.
Методы и приё мы: чтение стихотворения, вопросы воспитателя,
Беседа о листьях.
Стих о листьях (приложение № 1).
Дети собирают картинки с изображением деревьев. (Приложение №2)
«Перелет» из приёмной в «лес».
Использование волшебного транспорта.
Рассматривание иллюстраций (фотографии с изображением деревьев, листьев, семян).
(Приложение №3)
Воспитатель задаёт вопросы детям.
Дети предлагают свои ответы.
Оборудование: Листья, иллюстрации с изображением деревьев, их листьев и семян.
2. Основная часть занятия.
Цель: Познакомить детей с разновидностью деревьев и лечебными свойствами ясеня. Дать первоначальные сведения об использовании его человеком.
Методы и приё мы: Материалы –деревья, Коза, корзинка, семена ясеня, лист ясеня.
Проведение опыта. (Приложение №4)
Инсценировка сказки про ясень. (Приложение №5)
Сюрпризный момент.
Из за дерева выходит Коза с корзинкой.
Воспитатель задает вопросы Козе.
Коза отвечает на вопросы
Ребенок читает стихотворение. (Приложение №1)
Воспитатель рассказывает детям о пользе ясеня, о его лечебных свойствах.
(Приложение №6)
Во время занятия звучит спокойная мелодия.
Физкультминутку («Деревья на ветру») (Приложение №7)
3. Заключительная часть занятия:
Цель: Познакомить детей с полевыми цветами (ромашкой). Формировать эстетическое восприятие окружающего.
Методы и приё мы: стихотворения и загадки о ромашках. (Приложение №1)
Иллюстрации ромашки. (Приложение №8) Легенда о ромашке. (Приложение №9) Описание работы. (Приложение № 10)
Музыкальное сопровождение.
Приложение№ 1
Стихи
1. Воспитатель: Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
2. Ребенок:
Как ты строен и прекрасен, наш родной высокий ясень!
Украшение лесочков, как ты зелен и тенист!
До пятнадцати листочков образуют сложный лист.
3. Ребенок:
У ромашек серединки в виде желтеньких кружков,
Обрамляют сердцевинки много белых лепестков.
Выросли ромашки в поле, всех цветов не унести.
Красота вокруг, раздолье, сяду я венок плести.
Я желанье загадаю, отрывая лепесток,
Повезёт ли мне, узнаю – даст ответ мне мой цветок.
4. Ребенок: С кем дружить – и так я знаю,
Без ромашек отгадаю.
Лучше лепестки не рвать,
Проще взять и посчитать.
Пусть растут они привольно…
И цветам бывает больно.
5. Ребенок:
Стоит в саду кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое.
Глянь, на стебель солнце село, шляпку белую надело.
6. Ребенок: Расцвели ромашки на лесной опушке,
Белые рубашки жёлтые макушки.
7. Ребенок: Хоть буйны и огненны краски
Цветов, что на клумбах, в саду,-
Но больше всех люблю ромашки
За скромную их красоту.
Приложение №2
Разрезные картинки
Приложение № 3.
Фотографии, картинки с изображением деревьев
Приложение № 4
Опыт
Материал: пластиковые стаканчики – 30 шт.
Трубочки – 30 шт, питьевая вода, йогурт, салфетки
В одном стакане - чистая вода, в другом – густая жидкость. У нас это йогурт. Теперь вставьте тоненькие трубочки в оба стакана. Сначала сделайте несколько глотков из стаканчика с водой, затем из стаканчика с йогуртом. Что быстрее продвигается по трубочке? Конечно, вода.
Приложение №5
Сказка о ясене.
Вот и весна настала, все деревья и кусты убрались красивыми листьями и яркими цветами.
Один только ясень стоит голый, как студеной зимой. Лишил его бог зрения, и невдомек бедняге, что пришла весна, и радость всем принесла.
Давно выткала береза свои сборчатые, сердцевидные листочки, давно готовы у дуба красивые зубчатые листья. Спрашивают деревья, отчего не шьет себе ясень праздничного наряда?
— А разве пришла весна? — удивился ясень.
— Весна давно пришла, — сказали ему деревья.
Тут принялся ясень поспешно готовить себе праздничный наряд — листву. Но второпях не сумел он сделать листья ровными и красивыми, а получились они угловатые, с глубокими зазубринами.
Осенью, когда подул северный ветер, спросил ясень у деревьев :
— Осень скоро придет?
— Да она уже тут, — ответили деревья.
Услышал это ясень, и не захотелось ему снова быть посмешищем для всех. Вот и сбросил он с себя разом всю листву. Другие деревья еще пышно убраны листьями, а слепой ясень стоит голый, и северный ветер бушует в его ветвях.
Приложение № 6
Рассказ воспитателя о лечебных свойствах ясеня
Ясень – удивительное дерево! Его листья опадают поздней осенью и часто падают прямо зелеными на землю. Их любят овцы, козы, и от питания листьями ясеня молоко у коз становится более вкусным!
Ясень любит дружить с другими деревьями – с вязом, с кленом! И очень часто дружит с дубом – растет рядышком с ним. Уж такие они друзья, что где один, там и другой. Лесные птицы очень любят лакомиться плодами ясеня, да и мыши тоже. А те плоды, что остались на земле, весной прорастают, но вырасти и стать деревцами им трудно : молоденькие деревца – любимое лакомство кабанов и оленей.
Из ясеня делали копья, луки, стрелы и боевые дубинки, потому что древесина у него в меру тяжелая и не ломкая.
Но ясень служил не только воинам. Из него мастера делали лыжи, весла для лодок, корабли, посуду, колеса.
Из коры ясеня можно получить синюю или коричневую краску.
В лекарственных целях используют кору, листья и семена, они снижают температуру и успокаивают кашель.
Но следует помнить, что ясень – дерево с ядовитым внутренним содержанием, поэтому при приеме препаратов следует точно соблюдать дозировку.
В народе ясень называют козьем деревом.
Приложение № 7
Физкультминутка
Взрослый:
Я - дерево-мама, а вы - мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Дети:
На дереве-маме мы долго висели,
Вдруг ветер подул…. и мы все полетели. 1 ребенок
Умчаться от мамы подальше хотим,
Нас ветер подхватит, и мы улетим! 2 ребенок
Нам легкие крылья летать помогают,
Где мы приземлимся, ….лишь ветер узнает. 3 ребенок
На землю родную мы все упадем, ….
Земля нас накормит, земля - это дом. 4 ребенок
Весною нас солнце лучами согреет, (потягушки)
А дождик напоит водой, как сумеет. 5 ребенок
Тогда прорастем мы зеленым ростком
И маме помашем зеленым листком. (машут) 6 ребенок
Нам дерево-мама помашет в ответ. 7 ребенок
- Как стать нам большими, не дашь ли совет? Все
И дерево-мама, качаясь, шумит,
Советы давая, листвой шелестит. 8 ребенок
Приложение № 8
Иллюстрации полевых цветов
Приложение № 9
Легенды о ромашке
Ромашка — родоначальница пышной крупноцветковой хризантемы. И может нет в ромашке величия хризантемы, однако именно она несет в себе первозданную чистоту.
Есть множество разновидностей ромашек, их около 350 видов!
Из самых известных — нивяника (поповник).
В народе придумано много ласковых имен для ромашки: белоголовик, лесная марьяша, солнечник, иванов цвет, невесточка, девичник, белюшка, белица-трава, кралька, стоцвет, ворожка и правда — два последних названия даны из-за того, что на ромашке гадают молодые девушки о суженном.
Ромашка привлекает пчёлок, лечит недуги и даже кормит (молодые листики можно использовать для салата). Если ополоснуть волосы отваром из ромашки, то они приобретут красивый золотистый оттенок. Отвар ромашки применяют для умывания, чтобы кожа была нежная и бархатистая. Запах ромашки не любят мыши и мухи, поэтому где хранятся припасы, засушенная ромашка поможет их сохранить. Цветет ромашка с середины лета и до самых морозов. И даже под снегом сохраняются ее цветочки до будущей весны.
Приложение № 10
Описание работы
Материал – веточки, желтый, синий и бордовый пластилин, покрашенные семена ясеня, заранее приготовленная ваза с песком.
Этапы работы:
1. Размять в руках пластилин.
2. По кругу воткнуть семена ясеня.
3. Украсить веточку листьями.
4. Готовый цветок поставить в вазу.
5. Убрать рабочее место.
6. Помыть руки.