Наталья Сундукова
Конспект НОД «Колокола России» по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок» г. Николаевска
Непосредственно-образовательная деятельность,
направленная на визуализацию духовно – нравственных традиций
Подготовила и провела: воспитатель Сундукова Н. А.
Цель:развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Колокола России“ по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
образовательные:
-формировать знания о колоколах и колокольных звонах России;
-познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания;
-отметить, какое значение имеют колокола в русской истории и культуре в прошлом и в настоящем времени.
воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к историческому и культурному прошлому русского народа;
-формировать желание быть продолжателем русских традиций.
развивающие:
-развивать умение решать познавательные задачи в наглядно-образном и наглядно-действенном плане;
-совершенствовать умение использовать объяснительную речь, речь-доказательство, разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты, крылатые выражения, малые фольклорные формы).
Словарь: колокол, колокольня, колокольный, колокольчик; звон, звонарь, звонница, звонить; набат, благовест, бубенец, царь-колокол.
Оборудование: выставка разных колокольчиков, иллюстрации колоколов, рисунки-раскраски, аудиозапись колокольных звонов, мультимедийный проектор, краски,заготовки колокольчиков, вода, кисти, разрезные картинки колокола 2 шт.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций из альбома «Колокола России»;
-разучивание пословиц, скороговорок, загадок, легенд, стихов;
-лепка сувенирных колокольчиков из пластилина и соленого теста;
-раскраски «Колокольчики»;
-экскурсия в Храм Святой Троицы;
-слушание звонов России на аудиокассете;
Ход НОД:
Воспитатель читает стихотворение С. Есенина
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Воспитатель: о чем это стихотворение (высказывания).А для чего нужны колокола и колокольный звон? Без чего не бывает храма, церкви? А хотите узнать? Я приглашаю вас в фильм-путешествие «Колокола России». Занимайте места в зрительном зале.
Воспитатель: скажите, кто бывал в церкви с мамой и папой. Что вы там видели, что запомнили (высказывания детей).
Воспитатель:в нашем городе есть Храм Святой Троицы. И мы с ребятами не так давно совершили экскурсию в наш Николаевский Храм Святой Троицы.
1 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с экскурсией)
Воспитатель: православные Храмы. Храм — красивое здание.
2 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением Храмов)
Храм отличается от других зданий и домов, в которых живут люди. Чем же? (предположения детей.). Люди во все времена строили Храмы и колокольни из любви к Богу. Колокола зовут людей в Храм для общения с Богом. В храмах молятся иконам Господа Иисуса Христа, его матери - Пресвятой Богородице, святым и просят у них помощи в разных делах, просят здоровья, и Господь Бог помогает всем хорошим людям, тем, кто не делает зла своим близким и друзьям.
У входа в Храм или над его входом есть башня, которая называется колокольня.
3 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением колокольни)
Как вы думаете, ребята, а колокола сами могут звонить (Ответы детей).
Как называют человека, который звонит в колокола? (Ответы детей).
Воспитатель: человека, звонящего в колокола, называют звонарь.
4 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением звонаря)
Подумайте, что обозначает слово колокол. Слово "колокол" означает - зов, шум, крики.
Воспитатель: у каждой вещи есть своя история происхождения. Я хочу рассказывать удивительную историю о судьбе колоколов.
Колокола появились на Руси еще в древние времена. По преданию, в 15 веке один монах, живший в Италии, заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик.
5 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением цветка- колокольчика)
И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. По-итальянски цветок – «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов.
6 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением колоколов разного вида)
На Руси вообще колокола считали живыми существами. Имя давали, даже были при крещении мать и отец.
Благовест - извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести.
Набат - о пожаре и других бедствиях.
Всполошный – извещал о бунте, или если подступал враг.
Вечевой - собирал жителей на собрание на главную площадь города.
Давайте послушаем, как звучат колокола. (слушаем колокольный звон)
- Дети, у меня для вас есть две трудные загадки. Хотите подумать и отгадать?
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром!
Кто догадался, что в загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение).
- На что похож колокол? (Из ответов обратить внимание на сходство с колпаком).
7 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением колокола в картинке).
У колокола есть тело — сам колокол, пояс — это самое широкое место колокола, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол на перекладину в колокольне; язык — металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс.
Дидактическая игра "Собери колокол".
Цель игры: закрепить знания детей о составных частях колокола.
Материал: 2 разрезанных колокола (на подгруппу детей, их составляющие: уши, матица, верхний пояс, нижний пояс, язык.
Ход игры:
Детям раздают разрезанные карточки. Из составных частей составляют целое. Дети отвечают на вопросы воспитателя:
1. С чего начинается колокол? (С ушка.)
2. Что является основой колокола? (Плечи, матица.)
3. Где располагается орнамент? (На верхнем, нижнем поясах.)
4. Что раскачивают у колокола? (Язык.)
Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать?
(предложить подумать и высказать свое мнение).
- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.
Отчего же зависит звук колокола?
Язык у колокола, как смычок у скрипки. Чем толще язык, тем и звук будет глубже, ниже. Чем тоньше язык – звук будет выше. Язык для колокола подбирали индивидуально.
Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.
- А как вы думаете, где размещают колокола?
(На высоких колокольнях или в звонницах).
- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (предложить подумать, поразмышлять).
Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она - "Иван Великий", т. е колокольня Ивана Великого.
8 слайд. (обратить внимание детей на экран).
- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение).
- Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра.
(Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).
Знакомство с "Царь-колоколом".
- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название?
(предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).
9 слайд. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением Царь-колокола).
- Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил.
Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства?
(предложить подумать, поразмышлять).
Какими словами можно рассказать о нем? (величественный, могучий. огромный, громкий).
Игра: «Какой колокольчик звучит?» (5-6 инструментов).
Дети под музыку легко бегут по кругу, у каждого в руке маленький колокольчик, по сигналу дети останавливаются, ставят на пол колокольчик и поворачиваются в круг спиной, говорят слова:
Дили- дили- дили -дон!
Слышится со всех сторон.
Весело играем мы,
Звонче, колокол, звени!
Воспитатель: у меня для вас есть подарок - бумажные колокольчики. Предлагаю украсить их красивыми орнаментами, узорами. А потом мы издадим свою книгу о колоколах в своей группе.
Рефлекся. Что нового мы сегодня узнали интересного, что понравилось, запомнилось больше всего?
Колокол русский, народный,
Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный,
Люб отголосок мне твой.