МААМ-картинки

Конспект НОД «Как люди на Руси жили»

Светлана Деринг
Конспект НОД «Как люди на Руси жили»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД.

Тема: Как люди на Руси жили.

Задачи:

Образовательные:

Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

Закреплять знания детей о русской избе, продолжать знакомить с народным творчеством через декоративно-прикладную деятельность, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, половик, чугунок);

Развивающие:

Развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно.

Воспитательные:

Публикация «Конспект НОД „Как люди на Руси жили“» размещена в разделах

Воспитывать любовь к Родине, развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору;уважительно относиться к своей работе и работе своих товарищей.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, самовар, кочерга, гончары

Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.

Оборудование: макет русской избы с предметами быта (печь, лавка, стол, самовар, посуда, прялка, половики, ухват, кочерга, коромысло, вёдра, чугунки, люлька, плоскостные макеты русской избы, раздаточный материал для работы в мастерских: глина, досочки, гуашь, глиняные горшки, рушник,скатерть

Ход:

Воспитатель:

Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

Это пожелание доброе или злое?

(ответы детей).

Воспитатель:

Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите узнать как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

Я вас приглашаю отправиться в путешествие и посмотреть, как в старину жили люди, но прежде я хочу спросить:

В какой стране мы с вами живем, как она называется?

(ответы детей)

А как называлась наша страна раньше, много лет назад?

(ответы детей)

Воспитатель:

А людей, которые жили на Руси, называли русичи.

(На экране слайды русской деревни)

Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель:

Ребята, а что значит жилище?

(ответы детей)

Воспитатель:

Как вы думаете, для чего человеку нужен дом?

(ответы детей)

Воспитатель:

Как назывались жилища нашего народа?

А вы знаете, почему Русь называли деревянной? Из какого материала люди свои дома?

(ответы детей)

Воспитатель:

А почему из дерева строили?

(ответы детей)

Воспитатель:

Ну а теперь пора и в дом заглянуть!

Давайте мы с вами посмотрим, как была устроена русская изба. Заглянем в гости к нашей Марьюшке

(макет деревянной избы)

Воспитатель:

большую часть комнаты занимала печка. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков.

Для чего нужна, была печка в избе?

(ответы детей) (Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали).

Воспитатель:

Какая мебель была в избе?

(ответы детей) посередине избы стоял деревянный стол, возле стола – лавки, а на столе возвышался большой самовар

Воспитатель:

А какая посуда была у русичей?

(ответы детей) (кувшины, горшки, тарелки, берестяные коробы)

Воспитатель:

Вся мебель и вещи имели в избе своё место. В избе был порядок.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди предмет по описанию и назови его»

Железный прут с загнутым концом, этим предметом выгребали золу из печки, раздвигали угли, открывали заслонку на печи. (Кочерга).

У этого предмета длинная деревянная палка, на конце палки железные дуги виде рогов, им вынимали чугунки из печи. (Ухват).

Деревянная дуга, на концах дуги приделаны железные крючки, на них вешали вёдра с водой, чтобы было легче нести их домой. (Коромысло).

одна рука тянет нитку из кудели, а нога, подножкой, вращает колесо. (Прялка).

(Предметы в избе и презентация)

Воспитатель:

А теперь мы попробуем сами смоделировать русскую избу из тех предметов, которые лежат у вас в конвертах. Достаньте из конвертиков картинки, рассмотрите их, положите возле себя. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать ее и найти соответствующую картинку:

«Наша толстая Федора

Наедается нескоро.

А зато когда сыта,

От Федоры теплота. (Печка)

Воспитатель:

Правильно, это печка.

Ребята, давайте с вами поставим печку в нашу избу. Все поставили печку? Молодцы.

Воспитатель:

Загадка - «Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги?» Что это? (Стол).

Правильно, это – стол. Давайте поставим стол в нашу избу.

Воспитатель:

Что мы с вами поставим около стола? (Лавку)

Ставим лавку около стола.

Воспитатель:

ещё одна загадка «Сверху - дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода».

Правильно – это самовар.

Молодцы, поставьте самовар на стол.

Воспитатель:

Ребята, а про что же эта загадка: «Кузовок в избе висит, там младенец крепко спит» (Люлечка).

Правильно, это люлечка, а еще ее называли – зыбка, куда же подвешивали люлечку? (К потолку).

Возьмите свои люлечки и прикрепите на гвоздик. Вот мы с вами и расставили все предметы на свои места.

Воспитатель:

Давайте вспомним пословицы о русской избе, о быте русского народа.

«Красна изба не углами, а красна изба пирогами».

«Изба детьми весела».

«Где работано, там и густо, а в ленивом доме всегда пусто».

«Самовар кипит – уходить не велит»,

«Со своим самоваром в гости не ходят»,

«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».

Воспитатель:

А теперь ребятки, давайте с вами немного отдохнем:

Физминутка: (А у дядюшки Трифона)

«А у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!»

Дрова рубили (взмахи руками с наклоном)

Полы подметали (рука на поясе, другой подметаем)

Полы мыли (наклоны)

Бельё стирали (выполняем движения руками)

Ух отдыхали! (утирают пот со лба)

Воспитатель:

А теперь давайте поговорим о том, чем занимались люди. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: Чтобы было уютно, люди вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, вязали скатерти (показ скатерти, пряли на прялках шерсть. Некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. (показ половицы,

делали посуду из глины. (показ глиняных горшков)

Воспитатель:

Сегодня мы с вами будем мастерами.

Презентация мастерских (лепка горшков из глины, роспись досочек, аппликация половичков)

Мастерская «Гончары»

Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины.

Сначала мастер в руке делал «донышко» — дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Готовый сосуд просушивали и обжигали.

Презентация мастерской «Роспись по дереву»

В старину украшали предметы быта различными веточками, ягодками, кустиками, цветами. Веточки и кустики ласково называли травкой, а иногда мастера рисовали травку так, будто все листочки и травинки превращались в завитки. Рассмотрите эти узоры, сейчас мы с вами придумаем красивые узоры для досочек. Вы можете использовать образец.

Презентация мастерской «Ткачи»

В этой мастерской попробуем изготовить половицы и украсим ею нашу избу. На столах лежат заготовки картона и разноцветные полоски бумаги. Цветные полоски нужно выкладывать поочередно меняя цвета. Начинать можно с любого цвета.

Выбирайте свою мастерскую и принимайтесь за работу

Работа детей в мастерских (кто, где пожелает)

(воспитатель следит за процессом работы, помогает в случае необходимости).

-Вот какая замечательная выставка у нас получились.

Расскажите о своих работах, чему вы научились? (ответы детей)

Вы теперь сможете научить своих родных, друзей делать такие же красивые половички, лепить посуду из глины, расписывать досочки.

Дай Бог тому,

Кто в нашем дому,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И здоровьицем!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Как жили люди на Руси»Конспект занятия «Как жили люди на Руси» Виды деятельности: — познавательно-исследовательская; — коммуникативная; — двигательная; Вид ОД: знакомство с окружающим миром. Цель: познакомить.

Фотоотчет об интерактивном занятии «Как жили в старину»Фотоотчет об интерактивном занятии «Как жили в старину» В сотрудничестве с работниками Веневского музея в старшей группе было проведено интерактивное занятие «Как жили в старину». Программное.

Конспект НОД для детей с ОВЗ «Жили у бабуси» (второй год обучения)Конспект НОД для детей с ОВЗ «Жили у бабуси» (второй год обучения) Драматизация русской народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся». Цель: Создание условий для развития познавательного интереса у детей,.

Конспект НОД по произведению «Жили у бабуси» в первой младшей группе Подготовила воспитатель: Поваляева Е. Е. Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, уточнить знания о гусе: красные лапки, длинная шея,.

Конспект занятия по познавательной деятельности во второй младшей группе «Деревья как люди» Конспект занятия по познавательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «Деревья как люди». Пр. сод. Формировать представления о.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как жили первые люди» (первобытные люди) Цель: Дать детям знания о том, как жили первые люди на Земле, где они жили, чем питались, как добывали огонь, пищу, какую носили одежду,.

Конспект НОД «Богатыри на Руси» Цель: развивать творческое воображение детей. Задачи приоритетных образовательных областей: «Речевое развитие» - учить детей составлять.

НОД совместно с родителями в старшей группе. Тема: «Как мы помогали Весне Зиму побороть» (традиции встречи Весны на Руси) Цель: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через приобщение.

План-конспект занятия «Как жили наши предки» План-конспект занятия по теме «Как жили наши предки» Цель: формировать элементарные представления о жизни наших предков (жилище, предметы.

Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа) Цель занятия: Формировать представление о жизни древних славян. Воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Как люди на Руси жили»
Опубликовано: 6 июля 2017 в 18:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Как люди на Руси жили»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Деринг в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД