Анастасия Саутина
Конспект НОД «История часов» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. История часов
Образовательная область. Познавательное развитие
Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, технология «река времени»
Возраст. Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)
Уровень подготовленности детей:
– имеют элементарные представления о часах и их назначении
Цель: Развитие познавательных интересов у детей.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „История часов“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
– Продолжать знакомить детей с историей появления часов;
– Обогащать и расширять знания о различных видах часов, их особенностях.
Развивающие:
– Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
– Учить беречь время.
Ресурсное обеспечение:
Программно-методическое:
– Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга» – Т. Н. Доронова, С. Т. Якобсон, Е. В. Соловьева, Т. И. Гризик, В. В. Гербова. – Просвещение, 2016.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Демонстрационный материал: картинки с изображением часов разного вида, песочные часы, механические часы, панно «река времени»
Раздаточный материал: маленькие картинки с часами для наклеивания, клей, макеты часов
Словарная работа:
Обогащение словаря: циферблат, шкала, сила притяжения
Активизация словаря: история, сосуд, сутки
Пассивный словарь: механизм
Формы образовательной деятельности вне занятия: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Предварительная работа: рассматривание альбомов «Какие бывают часы», отгадывание загадок о часах
Педагогические эффекты:
– расширяется кругозор детей;
– развивается познавательная активность, любознательность, наблюдательность, внимательность;
– приобретаются практические навыки при изучении свойств предметов;
– обогащается словарь детей.
Структура занятия
Вводная часть.
– Эмоциональное вхождение в занятие;
– Сообщение темы.
Основная часть.
Заключительная часть.
Содержание формы работы Деятельность педагога Деятельность
детей
Вводная часть.
Воспитатель:
Дети, сегодня я хочу рассказать нам интересную историю о предмете, который нужен был всем людям во все времена. Что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку.
На руке и на стене
И на башне в вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом –
От восхода до захода.
Воспитатель:
– Для чего нужны часы?
– Как вы думаете, какими были первые часы и как они появились?
Ответы детей
Эмоциональное вхождение в занятие
Диалоговое общение
Приветствует детей
Загадывает загадку
Слушают
Отгадывают
Отвечают на вопросы
Основная часть.
Воспитатель: А теперь послушайте, пожалуйста, как произошли часы. В древние времена люди захотели узнать, когда приходит ночь, а когда наступает утро, и время стали отсчитывать с помощью солнца. Кто из вас знает, как они это делали?
Ответы детей: Узнавали по тени.
Воспитатель: Люди заметили, что палка, воткнутая в землю на открытом пространстве, освещенном солнцем, отбрасывает тень (показ картинку). Движется вперед время, перемещается по небу солнце – и передвигается по земле тень от палки, перемещаясь с одного места на другое, описывая своим концом дугу. На поверхности проводят линии, которые соответствуют направлению тени в тот или иной час дня, а на линиях отмечают соответствующие цифры. Лучи от солнца падают на палку, тень от палки падает на циферблат и указывает время. (показ картинки)
Дети, как вы думаете, удобно ли было пользоваться солнечными часами?
Ответы детей: Нет, потому что ночью нет тени от солнца.
Воспитатель: А чем еще они были неудобны?
Ответы детей: в пасмурную погоду нет тени от солнца.
Воспитатель: В какую погоду и в какое время суток можно пользоваться солнечными часами?
Ответы детей: Днем и только в солнечную погоду.
Воспитатель: Правильно. Беда в том, что для их работы необходимо, чтобы светило солнце. И люди вскоре поняли, что необходимо найти способ измерять время и в тех случаях, когда солнце отсутствует, и то солнца обратились к земле. Они стали использовать силу притяжения земли и создали водяные и песочные часы. (показ картинки)
По использованию водяные часы занимали второе место после солнечных часов. Первые водяные часы были созданы в Греции. Дети, как вы думаете, почему часы назывались водяными?
Ответы детей: Потому, что в них вода.
Воспитатель: Правильно, они показывают время с использованием воды, протекающей из одного сосуда в другой, на который нанесена временная шкала. Промежуток времени измеряется количеством воды, вытекшей капля за каплей из маленького отверстия, сделанного на дне сосуда.
Чем водяные часы были лучше солнечных?
Ответы детей: Их можно было использовать днем и ночью, в любую погоду.
Воспитатель: Правильно, водяные часы пригодны для непрерывного измерения времени и днем и ночью. Ребята, а вы знаете часы, похожи на водяные?
Ответы детей : Песочные
Воспитатель: Конечно, песочные часы являются родственниками водяных часов, обе разновидности зависят от материала или жидкости, проходящих через отверстие. (показывает картинку)
Воспитатель: Скажите, из чего состоят песочные часы?
Ответы детей: Из песка
Воспитатель: Давайте проведем опыт и сравним 1 минуту в песочных часах и в механических часах. (проводится сравнение)
Воспитатель: Как вы думаете, какого размера должны быть песочные часы, чтобы измерить целый день – сутки?
Ответы детей: Очень большие, огромные.
Воспитатель: Удобно ли пользоваться такими часами?
Ответы детей: Нет, потому что они не поместятся в доме.
Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся.
Физкультминутка «А часы идут, идут»
Тик – так, тик – так,
В доме кто умеет так?
Отбивает каждый так (наклоны влево – вправо)
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка. (Дети приседают)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью (Приседания)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой (Вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте)
Иногда и отстают. (Замедление темпа ходьбы)
А бывает и спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются).
Воспитатель: Теперь, покажите мне, пожалуйста, глазами часики – посмотрите вправо, посмотрите влево (зарядка для глаз) А сейчас покажите мне часики языком (артикуляционная гимнастика)
Воспитатель: Наряду с водяными и солнечными часами появились так называемые свечные часы. Как вы думает, из чего они были сделаны? (показ картинки)
Ответы детей: Из свечки
Воспитатель: Правильно, это очень простые часы. Они мели вид тонкой свечи с нанесенной по всей длине шкалой, а ночное время они служили «лампочкой» для жилища. Иногда к бокам свечи крепили металлические штыри, которые по мер сгорания свечи, падали и, ударяясь по металлической чашке подсвечника, издавали звук – своеобразный сигнал времени. Как вы думаете, чем эти часы были хороши, а чем плохи?
Ответы детей: Они работали днем и ночью, но от них мог произойти пожар.
Воспитатель: Позже появились механические часы. Они были напольными, настенными. Также интересными были часы с кукушкой (показ картинок)
Воспитатель: В наше время уже существуют электронные часы. (показ картинок) Часы бывают разных видов и форм (показ картинок)
Диалоговое общение
Рассказывает и показывает картинки
Задает вопрос
Слушают
Рассматривают картинки
Отвечают на вопрос
Слушают
Отвечают на вопросы
Заключительная часть
Воспитатель:
– Ребята, какие виды часов вы сегодня узнали?
– Какие часы были самыми первыми?
– Какие часы появились позже?
– Какие часы существуют сейчас?
Сейчас я предлагаю вам подойти к столам и расположить на «реке времени» виды часов по мере их появления в истории человечества.
Воспитатель:
– Понравилось ли вам наше занятие?
– Что нового вы узнали?
Ответы детей
Воспитатель: А сейчас я хочу вам показать макеты часов, с которыми мы будем заниматься на занятиях по математике и учиться определять время.
Диалоговое общение Задает вопросы
Объясняет, как нужно выполнить задание
Раздает детям макеты часов
Отвечают на вопросы
Дети располагают картинки на «реке времени»
Дети рассматривают макеты