Вероника Пичужкина
Конспект НОД по исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Волшебная снежинка, или Как появляется снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для подготовительной группы (6-7 лет).
Тема: «Волшебная снежинка или где рождается снег».
Цель – сформировать у детей представление об образовании снежинок.
Задачи: формировать умение различать строение и формы снежинок; формировать знания о происхождении снежинок; способствовать воспитанию чувственной сферы, эмоциональной чуткости; развивать доказательную речь; развивать память, внимаение, воображение.
Публикация «Конспект НОД по исследовательской деятельности для детей 6–7 лет „Волшебная снежинка, или Как появляется снег“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снежинка. Все о снежинках
- Темочки
Материалы: «телеграмма», репродукции картин русских художников (зимний пейзаж); картинки с изображениями снежинок, заготовленная спокойная музыка, сборник стихов «Круглый год» С. Я. Маршака, счетные палочки.
Ход занятия:
1. Воспитатель предлагает детям решить задачу:
Арифметика простая.
Так считаем, так считаем,
Вычитаем, вычитаем мы листву,
Дождик, радугу, траву.
А декабрь настаёт –
Прибавляем звонкий лёд,
Злой мороз, колючий ветер,
Снегирей, в снегу дома.
И тогда у нас в ответе
Получается … (зима!
Воспитатель: «Какое время сейчас на улице? (Ответы детей. ) Перечислите, пожалуйста, что исчезает зимой в природе? (Ответы детей.) А что, наоборот, прибавляется зимой? (Ответы детей.) Дети! Новость есть у нас! Расскажу о ней сейчас. Спят в снегу тополя и берёзы, вьюга стежки замела. А нам от зимушки-зимы телеграмму принесли. В телеграмме загадка:
Белый, мягкий, серебристый,
Он холодный и пушистый.
Он летит на землю с неба,
Называется он … (снегом).
Ребята, а что такое снег? (Ответы детей. ) Конечно – это много-много снежинок. Подойдите все к окну. Назовите предметы, что покрыты снегом. (Ответы детей.) выделите в зимнем пейзаже места, которые очень вам понравились. Расскажите, чем? (Ответы детей. ) а теперь обратите внимание на красоту зимы в произведениях художников. Показ картин на доске. Вглядитесь в картину. Включается музыка. Найдите себе то место в картине, в котором вам будет хорошо. Теперь вообразите, чем бы вы занимались в этот зимний день в выбранном вами месте. Расскажите о ваших впечатлениях, занятиях, любви к природе. (Ответы детей. ) Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Ответы детей. ) У известного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака есть цикл произведений «Круглый год», и в нем также есть стихотворения о зимних месяцах. Послушайте, пожалуйста. А потом кто-то из вас расскажет это стихотворение, но не словами, а жестами, мимикой и движениями». Читаются стихотворения, затем вызываются несколько детей для обыгрывания стихов.
Воспитатель: «Ребята, из чего состоит снег? (Ответы детей. ) Рассмотрите, пожалуйста, снежинки на рисунках. На что они похожи? (Ответы детей.) Откуда появляются»? (Ответы детей.)
«Сейчас я расскажу вам сказку о маленькой Капельке, и вы узнаете, как рождается снежинка и почему много снежинок падает на землю.
2. Сказка «Жила-была Капелька».
«Жила-была Капелька. Там, где она родилась, было тепло. Но Капелька не любила солнышко и пряталась от него всё время в тени. Но однажды она так устала, что не заметила, как крепко уснула на стебельке белой розы. А когда проснулась, оказалось, что солнышко уже переместилось на небе и очень пригрело красивую розу, её листья и стебелёк, на котором пряталась Капелька. Жаркие солнечные лучи стали жечь Капельку, и она превратилась в пар. Стала лёгкой, как воздух, невидимой, как он, и вместе с ветром умчалась в небо. Туда же попали и другие капельки, не успевшие спрятаться от солнца. Собрались они вместе, и получилось облако. Но вдруг налетел ветер. Он ни секунды не сидит без дела. Погнал облако по небу и гнал его до тех пор, пока не повстречались другие облака. Капелька попросила все облака объединиться, чтобы стать сильной грозной тучей. Так появилась туча. Но она стала такой тяжелой, что не выдержала в себе миллионы мелких капельки рассыпала их в воздухе. Понеслись все маленькие капельки вместе с своей главной Капелькой вниз, но зимой по дороге к земле замёрзли и превратились в крохотные льдинки – кристаллики. Однако, в природе есть своё «ледяное» правило. По этому правилу, к каждому кристаллику стали приклеиваться другие кристаллики и как только образовался кристалл с шестью углами, к нему уже не могут приклеиться другие кристаллики. Кто не успел присоединиться к одной «компании», ищет себе другую. Так Капелька после ледяных преобразований снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки. И имела шесть лучиков, потому что в той стране, где она приземлилась, наступила холодная… зима».
Физкультминутка «Снежинки».
Кружатся снежинки (дети кружатся на носочках)
В воздухе морозном (медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)
Падают на землю (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)
Кружевные звёзды
Вот одна упала
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, (бережно прикрывают снежинку)
Подожди немножко. (на ладони другой ладошкой)
Воспитатель: «Ученые разгадали тайну рождения снежинок. Они тоже падают из туч, как и дождь. Водяные пары поднимаются очень высоко над землёй, где царит сильный холод. Здесь, из водяных паров образуются крохотные льдинки – кристаллики. Это ещё не снежинки, которые падают на землю. Они ещё очень маленькие. Но шестиугольный кристаллик всё время растёт и наконец становится снежинкой. Так рождается снег. Снежинка – это другое состояние воды. И снежинка имеет только шесть лучей, не больше и не меньше».
«Итак, ответьте мне теперь на вопросы:
• Во что превратилась Капелька, когда её пригрело солнце?
• Откуда взялись другие пары в воздухе?
• Как образовалось облако?
• Как образовалась туча?
• Во что превратилась капелька, когда её заморозил мороз?
• Как образовалась снежинка?
• Сколько лучиков имеет каждая снежинка?
«А задачку мою сможете теперь решить»?
Логическая задача «Где снежинки»? (по рассказу Н. Калининой).
Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: «Смотрите, какие красивые»! а на рукавицах блестят капельки воды.
«Куда делись снежинки? (Ответы детей. ) Во что превратится капелька воды в комнате? (Ответы детей. ) Как капелька воды попадёт на улицу? (Ответы детей.)
3. Воспитатель предлагает детям сконструировать снежинку из счетных палочек или палочек Кюизенера.