капустина ольга
Конспект интегрированной НОД «Жаворонки несут нам весну» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД (интегрированное занятие) на тему: «Жаворонки несут нам Весну» в подготовительной группе
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
-продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, русские народные игры;
продолжать учить разгадывать загадки о весне;
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Жаворонки несут нам весну“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Подготовительная группа
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
-познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения); -обобщать знания о перелетных птицах;
-развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности;
-учить лепить птиц, делать надрезы на дискообразной форме, соединять края в форме крыльев
-воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам;
-воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.
Материалы и оборудование: магнитная доска, предметные картинки по теме "Птицы"; аудиозапись "Песня жаворонка"; портрет композитора П. И. Чайковского; деревянные палочки; заборчик (плетень) из конструктора; пластилин коричневого, черного цвета; стека; салфетка для рук.
Ход НОД:
Звучит народная музыка.
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребятушки: встаньте в круг, подайте друг другу руки. Весна на пороге, она нас всех собрала и слова такие сказала:
«Здравствуй, Солнце,
Здравствуй, Земля,
Здравствуйте все мои друзья» (дети повторяют за воспитателем с разными интонациями).
Воспитатель загадывает детям загадку:
«Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Птичка-невеличка прилетает.
Что это за время? Кто узнает?»
Дети:
-Весна
Воспитатель:
-А давайте вспомним, какие вы знаете приметы весны?
Дети:
-День стал длиннее, солнце стало теплее, поднимается выше, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из теплых стран (краев).
Воспитатель:
-Весна! Пришла благодатная, долгожданная весна с теплом, с первой капелью, с первыми проталинами. По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. А чтобы весна-красна пришла скорее, ее зазывали песнями-веснянками, закличками.
Давайте разучим веселую закличку и позовем весну :
Дети проговаривают закличку:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью,
С радостью великою.
Воспитатель:
-Чтобы приблизить тепло и весну, давным-давно на Руси люди придумали обряд, что обозначает слово «обряд»?
-Это действие в честь праздника. Это то, что делают люди в честь праздника: как танцуют, что поют, в какие игры играют, с чем играют, что готовят.
Воспитатель:
-Ребята, а какие большие праздники имеют свой обряд? (ответы детей)
Воспитатель помогает вспомнить:
-Рождественские колядки; на масленицу делают чучело масленицы, поют песни, водят хороводы, пекут блины; осенью проводят ярмарку; на пасху красят яйца, пекут куличи.
А знаете ли вы, что 22 марта в народе считается днем прилета перелетных птиц? Прилетающих птиц люди встречают радостно, надеются на скорую весну. Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран. Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?
Дети:
-Грачи, скворцы, ласточки, соловьи, жаворонки….
Воспитатель:
-А как мы назовем их одним словом?
Дети:
-Перелетные.
Воспитатель:
-Прилет птиц возвещал приход весны. Какие приметы прихода весны, связанные с прилетом птиц, вы знаете?
Вспомнить пословицы:
«Грач на горе – весна на дворе»,
«Сколько проталин, столько и жаворонков»,
«Увидел скворца – знай, весна у крыльца»,
«Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает»,
«Прилетела бы чайка, и весна будет».
Дидактическая игра «Назови ласково».
Скворец-скворушка, жаворонок-жаворонушка, кукушка-кукушечка, сова-совушка и т. д.
Физкультминутка «Живая природа».
- Мы природу уважаем (дети ходят по кругу, взявшись за руки,
Бережем и понимаем.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению, (руками изображают взмахи крыльев, «чик-чирик»)
Паучки терпению, (перебирают пальчиками в воздухе)
Пчелы в поле и в саду (полетели врассыпную)
Обучают нас труду. (жужжат «з-з-з»)
Отражение в воде учит справедливости (выполняют на месте движение «пружинка»).
Нас деревья всех пород (показывают широкие, тонкие стволы)
Учат крепкой дружбе (сжимают ладошки в рукопожатии)
У природы целый год обучаться нужно (хлопки в ладоши).
Воспитатель:
-С прилетом птиц начинается весна. День 22 марта считался у русского народа большим праздником, отмечали его весело и торжественно – ведь он открывал весну. Назывался этот день «Сорок сороков». По народному обычаю в этот день пекли печенье жаворонки. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх, разбрасывали крошки и кричали:
«Жаворонки прилетите,
Красное лето принесите,
Зима надоела,
Весь хлебушек поела».
«Жаворонков» прикрепляли к веткам деревьев.
Воспитатель:
-Птицы жаворонки – это певчие птицы, которые в числе первых птиц прилетают с юга. Птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны.
Звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского «Песня жаворонка».
Воспитатель предлагает выбрать из нескольких иллюстраций птиц картинку с изображением жаворонка.
Дети рассматривают иллюстрации птицы в воздухе, на гнезде. Описывают птицу.
Практическая часть-лепка.
Воспитатель:
-Дети, сегодня мы будем лепить из пластилина жаворонков.
Воспитатель объясняет процесс лепки птицы.
Воспитатель:
-Разделим кусочек пластилина на две части.
Из большого куска раскатаем лепешку. В ней сделаем четыре надреза. Там, где будет голова, соединим края. Два крыла свернем трубочкой. Хвост надрежем веером. Стекой прорисуем как-бы пёрышки.
Воспитатель:
Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любят этих птиц за их звонкое, чистое пение, поэтому украшали фигурки птиц цветными фантиками, пёрышками, ленточками. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна, изюм»
Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц.
Во время работы воспитатель предлагает украсить птиц зернами гречихи, риса, горохом, цветными фантиками, пёрышками. Птичек дети насаживают на длинные деревянные палочки.
По окончании работ воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек.
Итог:
Воспитатель:
Дети, возьмите жаворонков и давайте позовем весну песней.
Дети исполняют песню - закличку:
«Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну-красну».
Воспитатель:
-Дети, вы все постарались и у вас появились замечательные птички. Они будут вам напоминать, что весна уже не за горами и скоро придёт тепло, будет ярче светить солнышко.