Наталья Сверлова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей 6–7 лет «Творческая мастерская «Русская матрешка»
Цель: формирование у детей представлений о русском сувенире, национальном символе – матрёшке.
Образовательные задачи:
1. Продолжать учить составлять узоры из знакомых элементов, характерных для росписи матрёшек.
2. Продолжать формировать графические приёмы передачи эмоционального состояния (настроения).
3. Закреплять технические приёмы рисования миниатюрных деталей.
Развивающие задачи :
1. Развивать память, словесно-логическое мышление, слуховое внимание.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей 6–7 лет „Творческая мастерская „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Конструирование, поделки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать творческое воображение, творческую активность.
3. Совершенствовать графомоторные навыки.
Воспитательные задачи:
1. Продолжать формировать интерес к традициям России, развивать у детей познавательный интерес к матрёшке как к сувениру, символу страны.
2. Воспитывать желание добиваться положительных результатов и адекватно оценивать свою работу и работу товарища.
Области интеграции: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа:
1. Знакомство с историей матрёшки.
2. Изготовление книжки «Русская матрёшка» совместно с родителями.
3. Разучивание народного фольклора про Матрёшку.
4. Организация выставки «Хоровод матрёшек»
5. Творческая мастерская «Пластилиновая матрёшка»
6. Творческая мастерская : коллективная аппликация «Нарядная матрёшка»
Материально-техническое оснащение:
1. Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия.
2. Медиа-ресурсы ( презентация: «Здравствуй, русская матрёшка»)
3. Наглядность: варианты составления узоров, алгоритм рисования цветов, графические варианты изображения эмоций, графический план составления синквейнов.
4. Фон «Солнышко»
Раздаточный материал: акварель, чёрные гелевые ручки, бумажные заготовки матрёшек, подставки, кисти №2, стаканчики с водой.
Организация детей : Свободное перемещение по ковру. На брёвнышках. За столами.
Психологический тренинг
Упражнение «Пульс»
Дети встают в круг. Определяют рукой стук сердечка. Прислушиваются. Затем делятся сердечным теплом, душевной добротой друг с другом (имитируют ладошками передачу сердечного тепла, а затем выпускают его в пространство).
- Теперь у нас дружная, сердечная обстановка. Мы поделились друг с другом хорошим настроением, добротой, душевным теплом.
Ход занятия
I ЧАСТЬ.
Сегодня у нас торжественный день – мы открываем мастерскую по росписи матрёшек.
- Как мы её назовём? ( варианты ответов: «Русская матрёшка», «Нарядная матрёшка», «Наша подружка – матрёшка» и т. д.).
А сейчас я предлагаю вспомнить, что мы знаем о матрёшке (краткий обзор знакомого материала).
(Воспитатель показывает картинки (слайды)
1. Появилась матрёшка давным-давно. Приехала к нам в Россию из какой далёкой страны? (Японии)
2. Выточили русские мастера фигурку матрёшки из дерева. Как это дерево называется? (липа, дуб)
3. Дело мастера боится.
Всякий мастер сам себе дивиться.
Как вы понимаете эти пословицы?
4. Стали матрёшек мастерить в разных городах России. В Сергиеве-Посаде – украшали золочёной соломкой и выжигали; в Полхове Майдане – матрёшка стройная и нарядная, а в селе Семёнове - держит в руках пышный букет или корзинку.
5. И вышла Матрёнушка ни в сказке сказать, ни пером описать.
А какая наша Матрёшка? ( варианты ответов: веселая, нарядная, смешливая, румяная, боевая и т. д.)
Прячутся в матрёшке… (дети продолжают предложение) сестрички мал-мала меньше.
6. Матрёшка – символ России. Она оберег в семье. Одета матрёшка в русский костюм. Расскажите про наряд матрёшки (голова у матрёшки покрыта платочком, рубаха с длинным рукавом, а поверх рубахи длинный сарафан, поэтому и ног у матрёшки не видно; рубаха и сарафан украшены узорами, иногда на матрёшке надет фартук). Какие цвета для матрёшки выбирают мастера? ( варианты ответов: яркие, весёлые, сочные, радостные и т. д.).
7. Перечислите элементы для составления узора. (листочки разного размера, лепестки разной формы, ягодки, завитки). В разных сочетаниях эти элементы превращаются в разнообразные узоры.
8. У каждой матрёшки свой характер и своё настроение. Каким может быть выражение личика матрёшки? (задумчивое, весёлое, грустное, смешливое, кокетливое, мечтательное и т. д.).
Но всегда она красавица – губки алые, румянец на щёчках яблочками лёг. Прикрывает голову платочек, свесилась из-под него толстая коса.
9. Если печалится русская матрёшка, то с какими русскими символами её можно сравнить? (белоствольная берёзка, русская песня, гжель).
10. А весёлая если и боевая, то похожа она на… (дети продолжают предложение) на задорную частушку, русскую гармошку, хохломской самовар.
А теперь подумайте, что можно будет сделать с готовой матрёшкой? ( варианты ответов: подарить, украсить комнату, сделать закладку для любимой книжки).
А можно создать целую картину, чтобы все радовались, глядя на неё. Мы можем отпустить погулять наших матрёшек возле солнышка, получится удивительная картина!
Физкультминутка
Мы матрёшки, вот такие крошки
(руки на поясе, приседания вправо-влево)
Посмотрите: вот у нас красные сапожки.
(руки на поясе, ножки на пяточку, завершить двумя притопами)
Мы матрёшки, вот такие крошки
(руки на поясе, приседания вправо-влево)
Посмотрите, вот у нас розовые щёчки.
(растирание руками щёк)
Мы матрёшки, вот такие крошки
(руки на поясе, приседания вправо-влево)
Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(повороты головы вправо-влево, взявшись за кончики платочков).
II ЧАСТЬ. Практическая.
А теперь выберите заготовку матрёшки. Подумайте: какого размера взять матрёшку : чем она меньше, тем изящней, миниатюрней должна быть на ней роспись. А помогут вам музыка, творчество и ваша фантазия. Приступайте к работе с хорошим настроением.
Дети подходят к рабочим местам. Слушают звонок, хлопают в ладоши (массаж рук) и садятся.
Прежде, чем приступить к работе обратите внимание на подсказки:
1. Порядок работы (графический алгоритм выполнения работы)
2. Схемы эмоций
3. Элементы для составления узора.
4. Карточки с вариантами узоров (используются при затруднении в работе индивидуально).
Комментарии педагога во время работы:
1. Работу выполняем аккуратно, постарайтесь, чтобы рисунок получался миниатюрным (значит каким).
2. Кисточку держим за железную юбочку, работаем пальчиками, направляя, кисть в нужном направлении.
3. Помним, когда нужно нарисовать что-нибудь миниатюрное, берём на кисть мало воды и много краски.
4. Подбирать цвет для элементов узора необходимо, чтобы рисунок был хорошо виден на фоне.
5. Дополнительную декоративность можно придать с помощью чёрной гелевой ручки.
III ЧАСТЬ. Рефлексия.
1. Игра «Как мне повезло, что я матрёшка…» (оценка своей работы)
- я (какая) … - я могу… - я умею… - у меня…
Варианты ответов детей. Каждый ребёнок отвечает за свою матрёшку.
2. Оценка педагога и детей
- Пришло время отпустить наших матрёшек в рощу погулять.
Педагог подбирает эпитеты к матрёшкам, а дети помогают определить к чьей матрё шке подходит названная характеристика: у кого самая весёлая, печальная, кокетливая, в самом ярком сарафане, нарядном платке, с самой длинной косой, самая аккуратная и т. д.
Дети совместно с педагогом располагают своих матрёшек на фоне.
Совместное составление синквейнов про матрёшку. (нерифмованное стихотворение из 5строк (см приложение).
Список литературы
1. Лыкова И. А. «Наш вернисаж» №1.09. 2008 г., «Румяные матрёшки» Издательский дом «Карапуз»
2. Любимцева Ю. «Дом высокий, семь окошек». - Издательство: «Малыш», М., 1980 г.
3. Шайдурова Н. В. «Весёлые матрёшки». Учебно-методическое пособие., Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2008 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Синквейн
Матрешка.
Румяная, нарядная.
Пляшет, кружится, улыбается.
Русская красавица.