Наталья Долгополова
Конспект НОД для старшей группы «Лунный гость» в образовательной области «Коммуникация»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащать круг познавательных представлений у детей, расширять словарный запас.
Задачи:
Образовательная
Побуждать детей самостоятельно придумывать загадки.
Развивающая
Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления, памяти, воображения у детей.
Воспитательная
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание участвовать в совместных играх.
Форма проведения: игровая.
Оборудование:
Публикация «Конспект НОД для старшей группы „Лунный гость“ в образовательной области „Коммуникация“» размещена в разделах
Игрушка Лунтик; чудесный мешочек; предметные картинки: самовар, мёд, ромашка; силуэт черный домик, белый домик; на каждого ребенка гуашь, белые листы бумаги, модель для придумывания загадок.
Интеграция образовательных областей:
• «Музыка»
• «Познание»
Предварительная работа:
Рассматривание предметных картинок, предметов, выделение признаков и действий; составление загадок с помощью модулей.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня присутствует необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это? А отгадать нам поможет игра "Да-нет-ка”. Подсказка для Вас будет такая: этот гость не является человеком.
Дети: Это птица?
Воспитатель: Нет, это не птица.
Дети: Может, это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое.
Дети: Может, это какой-то зверек?
Воспитатель: Да, но зверек необычный, а волшебный. (Воспитатель загадывает загадку)
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
Дети: Лунтик!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. А как вы думаете, как он у нас появился?
Дети: Упал с луны.
Воспитатель: А каким образом еще мог у нас появиться?
Дети: Прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки и. т. д.
Воспитатель: А если прилететь, то на чем?
Дети: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.
Воспитатель: Лунтик говорит, что он пришел попросить у нас помощи. Дело в том, что Дядя Шер решил организовать конкурс загадок. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Лунтик слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Поможем ему? Лунтик принес с собой картинки с изображенными на них предметами, о которых он бы хотел придумать загадку (самовар, мед, цветок ромашка).
Дети: Да!
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о самоваре. Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Модель
Какой? Что бывает таким же?
1. Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - желтый.
Воспитатель записывает слово желтый в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по свойству, когда его согреют? -горячий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? / Что бывает таким же?
Желтый / Цыплёнок
Горячий / Печка
Круглый / Солнце
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "как".
Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Желтый как цыплёнок. Горячий, как печка. Круглый, как солнце. Что это?".
Воспитатель записывает результат для Лунтика.
2. Для составления загадки выбран объект (ромашка). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какая ромашка по цвету? - белая.
Воспитатель записывает слово белая в первой строчке левой части таблицы.
- Какая ромашка по форме? - круглая (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Как называется ромашка, которую используют для лечения?- лечебная (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какая? /Что бывает таким же?
Белая / Снег
Круглая / Мяч
Лечебная / Лекарства
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "как".
Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про ромашку: "Белая, как снег. Круглая, как мяч. Лечебная, как лекарство. Что это?".
Воспитатель записывает результат для Лунтика.
3. Для составления загадки выбран объект (мёд). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой мёд по вкусу? - сладкий.
Воспитатель записывает слово сладкий в первой строчке левой части таблицы.
- Какой мёд по запаху? - душистый (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой мёд по качеству? - липкий (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какая? /Что бывает таким же?
Сладкий / Конфета
Душистый / Цветок
Липкий / Клей
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "как".
Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про мёд: " Сладкий, как конфета. Душистый, как цветок. Липкий, как клей. Что это?".
Воспитатель записывает результат для Лунтика.
Воспитатель: Ребята, Лунтик благодарит вас за помощь и предлагает поиграть в игру «Чёрное - белое». Для вас он приготовил карточки с двумя одинаковыми предметами. На карточке, где изображен черный кружок, вы называете отрицательный признак предмета, белый кружок — положительный признак предмета.
Правила игры:
На столе два домика: белый и чёрный. На ковре лежит обруч с картинками: солнце(2, костёр(2, снег(2, мороженое(2).Дети двигаются под музыку вокруг обруча, выполняя разные движения. Когда музыка перестает играть, те дети, которые быстрее возьмут картинку, называют признак предмета. Положительный – белый домик, отрицательный — чёрный домик.
Игрушка Лунтик тоже принимает участи в игре и выполняет соответствующие команды. Игра проводится в быстром темпе, на выбывание.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием, ну а Лунтику пора возвращаться. Давайте подарим ему загадки для участия в конкурсе, который придумал Дядя Шер.
Дети прощаются с гостем, дарят Лунтику придуманные ими загадки.