Марина Анатольевна Барсукова
Конспект НОД для старшего дошкольного возраста на тему «Экскурсия в планетарий»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
для старшего дошкольного возраста
на тему: «Экскурсия в Планетарий»
Цель. Расширять представление о космосе (созвездиях, Солнечной системе, планетах).
Задачи.
Образовательные.
Продолжать формировать умение чётко и последовательно выражать свои мысли, оперировать имеющими знаниями, делать выводы.
Публикация «Конспект НОД для старшего дошкольного возраста на тему „Экскурсия в планетарий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Конспекты занятий
- Планетарий
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Активизировать словарь по теме.
Развивающие.
Развивать творческое воображение, мышление, память.
Совершенствовать умения выполнять правила подвижных игр, ориентироваться в пространстве.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материал и оборудование: Мольберт. Иллюстрации и фотографии по теме Космос. Макет Солнечной системы на металлическом листе. Плоскостные изображения планет на магнитах. Портреты Циолковского, Королёва, Гагарина. Обручи. Банка с водой, пластмассовый контейнер от киндер-сюрприза с небольшим грузом, палочка.
Предполагаемый результат:
- дети получат и расширят представления о планетах Солнечной системы, их форме, размере, движении вокруг Солнца. Узнают имя основоположника космонавтики, первого главного конструктора космических кораблей, первого космонавта Земли;
- у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, развиты творческие способности и коммуникативные навыки, желание творить и исследовать вместе со взрослыми;
- дети должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх.
Предварительная работа:
- Беседы и НОД на тему «Кто такие космонавты?», «Как человек учился летать», «Полет к звездам».
- Чтение художественной литературы о космосе, космонавтах: Н. Цветкова «Космос», В. Берестов «Луноход», О. Ахметова «В космосе так здорово!», В. Бороздин «Звездолётчики».
- Рассматривание и чтение энциклопедии о солнечной системе и созвездиях.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Космос».
- Слушание космической музыки, песни «Знаете, каким он парнем был…».
- Разучивание считалки, пальчиковой гимнастики, п/и «На космодроме».
Словарная работа: Солнечная система, планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; орбита, земное притяжение, невесомость, скафандр, космонавт, Планетарий, астроном, космодром, космический корабль, спутник, созвездие.
Ход НОД
I. Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, сегодня 12 апреля. Это необычный день. Вы знаете, какой сегодня праздник? (ответы детей).
- Да, верно, наша страна отмечает праздник - День космонавтики. А знаете ли вы, что такое планетарий? (ответы детей).
Планетарий – это учреждение, где можно узнать много интересного о планетах и звёздах, астрономии и космонавтике. Некоторые из наших ребят смогли с родителями посетить Планетарий. А сегодня я всех вас приглашаю на экскурсию в наш планетарий. (Дети садятся на стулья полукругом).
II. Основная часть
Воспитатель показывает модель солнечной системы. - Это модель солнечной системы. Давайте рассмотрим ее. Что находится в центре? (Солнце). Вокруг него вращаются планеты. Какие вы знаете? (ответы детей). Чтобы лучше запомнить названия планет, давайте вспомним считалочку «Планеты». (Дети вместе с воспитателем повторяют стихотворение).
На луне жил Звездочёт,
Он планетам вёл учет.
Раз Меркурий, два Венера,
Три Земля, четыре Марс,
Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, за ним Нептун.
- Вы вспомнили названия планет, а сейчас я предлагаю вам разложить их вокруг Солнца на свои орбиты. Что такое орбита? (ответы детей). Да, это путь, по которому планета движется вокруг Солнца.
Проводится игра «Выложи планеты на орбиты».
Дети выкладывают на модели солнечной системы – металлическом листе - планеты, начиная от Солнца.
Воспитатель. – Оказывается, была еще девятая планета солнечной системы - Плутон. Но ученые пришли к выводу, что Плутон больше похож на комету, он очень маленький. И его исключили из состава планет Солнечной системы.
- Ребята, а вы знаете, кто такие астрономы? (ответы детей). Правильно, это ученые, которые изучают звезды и планеты. Чтобы изучать звезды и планеты, а так же наблюдать за землей из Космоса, люди придумали и построили космические корабли.
Воспитатель показывает картинку с космическим кораблем. - Космический корабль - это очень сложная конструкция. Они запускаются на орбиту со специальных стартовых площадок. Как называются такие площадки? (космодромы). Как называют людей, отправляющихся в космос на космическом корабле? (ответы детей).
Воспитатель обращает внимание на расставленные на мольберте портреты (Циолковский, Королёв, Гагарин).
- Как звать первого космонавта нашей планеты? Откуда он? (ответы детей). Покажите его портрет. Кого еще вы узнали на портретах (ответы детей).
- А кто из вас знает, как называется состояние, в котором находятся космонавты во время полёта? (ответы детей). В состоянии невесомости люди и предметы «плавают» в пространстве, потому что нет земного притяжения. А чтобы уснуть, космонавтам приходится залезать в спальный мешок и пристегиваться ремнями к стенам или потолку корабля. Вам испытать состояние невесомости можно, если подпрыгнуть.
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «На космодроме».
Дети встают между разложенных обручей - «ракет» (их меньше, чем детей, идут по кругу и произносят:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим, на такую полетим!
Воспитатель: Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!
По сигналу воспитателя (показывает карточку с цифрой) дети встают по двое (трое, четверо) в обруч. Кому не хватило места в обруче - выбывают из игры. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель предлагает детям занять свои места. – Внимание! Отправляемся в главный зал планетария!
- Если вечером вы посмотрите на небо, то увидите множество звёзд. Почему они кажутся нам маленькими сверкающими точками? (ответы детей). На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Звёзд очень много. Ни одна звезда не похожа на другую. Огромные большие звёзды называют Звёзды – гиганты, а маленькие Звёзды – карлики. Каждая звезда имеет свое название.
Воспитатель показывает картину с изображением звёздного неба. - Посмотрите внимательно на звёздное небо. Некоторые звезды соединены линиями. Это созвездия. Самое известное созвездие Большая Медведица. Вот она, посмотрите. Но оно похоже не на медведицу, а на ковш с длинной ручкой. Рядом с Большой Медведицей находится созвездие Малой Медведицы, которое тоже похоже на ковш, только поменьше. А на самом конце ручки сияет Полярная Звезда. Почему созвездия назвали Медведицами? Просто так легче было запомнить. В ковш соединены самые яркие звезды. Если другие звезды вокруг ковша тоже соединить линиями, то контур очень напоминает силуэт медведя.
Воспитатель показывает картинку с изображением Земли и Луны. – Ребята, а что это за маленький шарик крутится вокруг Земли? (ответы детей). Да, это Луна – спутник Земли. Луна идет вместе с нашей Землей по одному пути. Это путь вокруг Солнца.
Кроме Луны, вокруг Земли вращаются искусственные спутники (показывает картинку).
- Ребята, а вы хотели бы побывать космонавтами? А кто знает, как называется костюм космонавта? (ответы детей). Почему он белый? (ответы детей). Правильно, в космосе очень темно, и, чтобы космонавта было видно, его скафандр белого цвета со светоотражателями. А отражается в нем свет звёзд. Я вам раздам силуэты космонавтов, а вы нарисуете им лица. Как будто это вы! А вечером мы наклеим с вами ваших космонавтов на большой темный лист. Представим, что это космос. Вот вы там и побываете! Понарошку.
Воспитатель приглашает детей за столы для рисования.
III. Заключительная часть
- Наша экскурсия в планетарий подошла к концу. Что вы сегодня узнали нового? Вам было интересно? Саша, что ты запомнил? А ты, Настя? Илья, тебе понравилось выполнять задание? Сможете назвать планеты? Аня, Ева попробуйте. (Ответы детей). На память хочу подарить вам раскраски про Космос.