Анна Сизова
Конспект НОД «Где ночует Солнце» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 3. Где ночует Солнце.
Составитель:
Сизова Анна Дмитриевна
Цель: Сформировать у дошкольников представление о явлениях неживой природы. учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями. Развивать интерес к природе. Расширять словарный запас детей. дать детям представление о том, что Солнце является источником света и тепла.
Задачи.
Обучающие:
-формировать элементарные представления о строении Солнечной системы;
-закрепить представления о взаимосвязях поведения живых организмов со сменой дня и ночи;
Публикация «Конспект НОД „Где ночует Солнце“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
-пополнить словарный запас словами -Солнечная система, планета, орбита, глобус, свет, тень, образ жизни;
- формировать навыки совместной деятельности.
Развивающие:
- развивать память, воображение, наблюдательность, творческие способности, логическое и ассоциативное мышление;
-развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;
- расширять кругозор детей.
Воспитывающие:
- воспитывать экологическую культуру, любовь к родной природе;
- самостоятельность, любознательность;
-умение видеть красоту природы.
Погодные условия: ясный тёплый солнечный день.
Материалы и оборудование: глобус, лампа, бумажные флажки (2 шт,видеоролики, презентация, краски, альбомные листы, картина о строении Солнечной системы.
Ход занятия
1. Организационно-мотивационный этап.
Встреча с Незнайкой. Незнайка пришел с глобусом и лампой.
Ребята, к нам на занятие пришел Незнайка. Он недавно летал на Луну. Ему это так понравилось, что он решил отправиться еще в одно путешествие.
Как вы думаете, куда? (ответы детей)
Педагог :
На Солнце. Да вот беда: Незнайка ничего не знает о Солнце. Особенно ему интересно узнать, где же Солнце ночует. Поможем ему узнать о том, что Солнце является источником света и тепла.
Дети:
Да!
2. Основной этап.
Педагог :
Звучит тихая, плавная музыка. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его слайдовым показом на электронном носителе (ноутбук, интерактивная доска) :
-Ты только посмотри вокруг!
Тут – речка, там зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь.
А где–то снег лежит горой,
А где–то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы, и моря –
Всё называется – Земля.
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой –
Любимую планету!
Наш дом родной –
Наш общий дом!
Земля, где мы с тобой живем!
Педагог :
- Какое красивое произведение! Ребята, о чем автор рассказывает нам в стихотворении?
Дети:
- О нашей планете, о Земле.
Педагог :
- Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но только люди могут мечтать, желают знать, как устроен окружающий их мир, отправляются в путешествия за новыми впечатлениями и знаниями. Я приглашаю вас в маленькое путешествие, и мы узнаем ещё немного о том, как устроен мир, в котором мы живём.
Представьте, что вы – команда космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сожмите в кулачках штурвал, нажмите ступнями на педали. Держите, держите! Глубокий вдох, выдох. Наш корабль оторвался от Земли, поднимается в небо все выше и выше в космическое пространство… Отпустите штурвалы, включаем автопилот… Посмотрите, какую картину мы видим в иллюминаторе нашего корабля (обратить внимание детей на плакат с изображением модели солнечной системы).
Как вы думаете, что мы видим? (ответы детей)
Педагог :
Это модель солнечной системы.
Давайте рассмотрим её подробнее. Как устроена Солнечная система?
Примерные ответы детей (обсуждение идё т в форме: вопрос – ответ)
В центре Солнечной системы находится Солнце. Это большая звезда, огромный огненный шар, который имеет очень высокую температуру и дарит свет и тепло всему, что находится вокруг него. Вокруг Солнца вращаются планеты.
Педагог :
Названия, каких планет вы знаете?
(Ответы детей)
Все планеты разные по размеру, но значительно меньше Солнца. Их девять, и каждая из них вращается вокруг Солнца по своей «дорожке». Кто знает, как она называется?
Дети:
Орбита.
Педагог :
Да, каждая планета вращается по своей орбите. Найдите, пожалуйста, нашу планету. Вот она, небольшой голубой шар, Земля. Какая она по счёту от Солнца?
Дети:
Третья.
Педагог :
Вот так она выглядит с высоты космического полета. (показать иллюстрацию)
Давайте вернёмся на нашу любимую планету. Зажмите в кулачки штурвал, нажимаем педали, глубоко вдохнули и плавно с выдохом опускаемся на Землю. Здесь нас ждут интересные открытия. Но для начала отгадайте такую загадку:
Друг за другом чередой
Мимо ходят брат с сестрой,
Братец будит весь народ,
А сестра – наоборот,
Спать немедленно зовёт.
(Солнце и Луна)
Наблюдая за Солнцем, вы уже узнали, что оно целый день обогревает Землю. Посмотрите на эти «живые» картинки. (Рассмотреть картинки)
Что же происходит с Солнцем?
Солнце восходит утром на Востоке, поднимается днем на небосклоне, а затем опускается на Западе за горизонт. Небо постепенно темнеет, появляются звёзды и Луна на небе. (Рассказ сопровождается показом).
Педагог :
А вы задумывались, где ночует Солнце? Куда оно прячется ночью? (Ответы детей)
Чтобы узнать, какое из предположений верное, мы немного поэкспериментируем.
Для этого нам понадобится обычная настольная лампа – это Солнце и глобус – модель нашей планеты Земля. (Рассмотреть глобус). Давайте найдем на глобусе место, где мы с вами живем (это материк Евразия, и поселим туда вот этого «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг Солнца по своей орбите, она постоянно вращается вокруг своей оси. (Моделируем соответствующую ситуацию) Земля вращается и вместе с ней всё, что на ней находится – горы, моря, города.
А мы с вами вращаемся?
Да, но сами этого не замечаем. Во время вращения Земля проходит через солнечные лучи, а затем через тёмное пространство. Наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте. На ту часть Земли, которую освещает Солнце, приходит день, а на противоположную – ночь. У нас наступает восход, когда тот участок Земли, где мы живём, поворачивается к Солнцу. А на закате, когда кажется, что Солнце тонет за линией горизонта, наш участок поворачивается от Солнца. Так где же ночует Солнце? (Ответы детей)
Педагог :
Ребята, а вы знаете, как называют день и ночь вместе, одним словом?
Дети:
Сутки.
Педагог :
Правильно. Есть такая пословица: «День и ночь – сутки прочь». А какие еще части суток не названы в этой пословице? Расположите их в порядке наступления.
Дети:
Утро, день, вечер, ночь.
Педагог :
Одинаково ли освещение в разное время суток? Чем оно отличается?
(Ответы детей)
Педагог :
Давайте поиграем «Исправь ошибку».
Один художник вот так изобразил сутки. Это квадрат, он разделил его на четыре части, и закрасил эти части, по освещенности в разное время суток. В каждой из этих частей он поместил картинки, соответствующие этой части суток. Посмотрите внимательно, всё ли верно он сделал? (Дети исправляют ошибки, объясняя своё решение)
3. Оценочно-рефлексивный этап.
Педагог :
Ну что же, ребята, давайте расскажем, что же мы сегодня узнали в нашем путешествии за новыми знаниями? (Ответы детей)
Педагог :
Мы рассмотрели, как устроена Солнечная Система, узнали, как происходит смена дня и ночи на планете Земля, смоделировали это с помощью простой настольной лампы и глобуса. Исправили ошибки на модели частей суток. Помогли Незнайке узнать, где ночует Солнце. Я думаю, мы славно сегодня потрудились. Хочу завершить наше путешествие словами: «Пройдет ночь, Солнце снова встанет, осветит все своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем друг другу и всем на нашей планете: «Доброе утро!»
3. Оценочно-рефлексивный этап.
4. Список информационных источников.
1. Баряева Л. ,Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. «Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии», Санкт-Петербург, «Союз», 2001г
2. Майорова Г. «Игры и рассказы о космосе», Москва, 1999г, «Лист»
3. https://kopilkaurokov.ru
4.https://mirznanii.com/a/180816-7/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-4-7
5.https://studwood.ru/1063986/pedagogika/literatura