Инна Гудкова
Конспект НОД для подготовительной группы «Чудо дыхания» (органы дыхания)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №117»
г. Воронеж
Конспект НОД для подготовительной группы
«Чудо дыхания»
воспитателя Гудковой И. А.
Цель: систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания.
Задачи:
- расширить представления о строении и функционировании дыхательной системы;
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы „Чудо дыхания“ (органы дыхания)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- выработать осознанное отношение к выполнению упражнений на дыхание;
- закрепить знания о влиянии физкультуры и спорта на здоровье и укрепление дыхательной системы;
- поддерживать интерес к проведению опытов и экспериментов.
- воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Методы обучения.
Словесные: беседа, высказывание предположений, составление рассказа.
Наглядные: рассматривание схематических картинок, просмотр отрывков из мультфильмов.
Практические: проведение исследований и опытов, рисование
Словарь: легкие, трахея, бронхи, альвеолы, гемоглобин.
Оборудование.
Щётка для одежды, ролик для одежды, картинка сплит системы, различные трубки (прямые и гофрированные, розовые поролоновые губки, трубочки с пакетами, воздушные фломастеры, трафареты, бумага, телевизор, схематические картинки, отрывки из мультфильмов о дыхательной системе.
Предварительная работа.
Просматривание мультфильмов «Сердце и кровеносная система», «Осанка» и беседа по данным темам, освоение упражнений дыхательной гимнастики, подсчёт частоты дыхания в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
-Какое у вас сегодня настроение?
-А какое у вас сейчас дыхание?
-Вспомните, какое у вас бывает дыхание после физкультуры, зарядки или другой физической нагрузки?
-Хотите узнать, почему это происходит? Предлагаю вам исследовать дыхательную систему и выяснить, что происходит с воздухом в нашем организме и почему после физической нагрузки дыхание учащается? -Сначала рассмотрим схему дыхательной системы.
С чего мы начнём наше исследование? (Нос, рот) Чем лучше вдыхать воздух? Почему?
-Чтобы в этом убедиться, подойдите, пожалуйста, к столу. (Выкладываю слова «нос», «рот»; показываю по очереди щётку, ролик для одежды, картинку сплит системы)
-Что общего между щёткой и носом? (В носу есть волоски, которые задерживают пыль, и воздух очищается. Во рту такой защиты нет.)
-Что общего между роликом для одежды и носом? (Слизь задерживает не только пыль, но и вредные микробы, содержит вещества, которые убивают бактерии. Во рту такой слизи нет)
-Что потом происходит с пылью и микробами? (Нос их выбросит наружу при чихании, тогда готовь носовой платок)
-Что общего между носом и сплит системой? (В извилистых носовых ходах воздух увлажняется, согревается в холодную погоду и охлаждается в жаркую, т. е. становится благоприятным для дыхания)
-Какой вывод можно сделать? Чем лучше вдыхать воздух и почему?
-Для того, чтобы нос хорошо дышал, мы умеем делать дыхательную гимнастику. (Вдыхаем одной ноздрёй, а выдыхаем другой. По 6 раз каждой ноздрёй)
(Рассматриваем схему дыхательной системы)
-Куда воздух попадает из носа? (В горло.) В горле пересекаются две дороги: по первой воздух идёт в лёгкие, а по второй пища идёт в желудок. Как же пища и воздух находят свою дорогу? Об этом мы узнаем из мультфильма «Горло. Строение горла».
-Что нужно делать, чтобы пища не попала в дыхательные пути? (Есть молча, не спеша)
Мы продолжаем исследовать дыхательную систему. Из горла воздух попадает в специальную трубку, которая называется трахея. Чтобы представить себе, как устроена трахея, давайте рассмотрим несколько разных трубок.
- Как вы думаете, на какую из них похожа трахея? (Делаем вывод, что трахея похожа на гибкую пластиковую трубку, состоящую из колец)
-От трахеи, как от ствола дерева, отходят более мелкие трубки – бронхи. А на бронхах гроздьями, похожими на виноград, крепятся воздушные пузырьки – альвеолы. Они очень маленькие, но их 300 миллионов. Вот здесь и происходит главное чудо дыхания. Именно в лёгких полезный для жизни кислород обменивается на вредный для организма углекислый газ.
-Кислород мы вдыхаем с воздухом. А откуда берётся углекислый газ? (Каждая клеточка нашего организма во время своей деятельности постоянно нуждается в кислороде и выделяет углекислый газ)
-Как же доставить клеткам кислород и забрать у них углекислый газ? Эту работу выполняет кровь. В крови есть специальное вещество – гемоглобин, который содержит железо.
Просмотр отрывка из фильма «Чудо дыхания. Гемоглобин»
(Гемоглобин, как магнит, захватывает в лёгких кислород и несёт его по всему телу, отдаёт клеткам, а у них забирает углекислый газ и несёт его к альвеолам и мы его выдыхаем.)
-Когда вы сдавали кровь на анализ, доктор проверял достаточно ли у вас гемоглобина. –Что произойдёт, если мало гемоглобина? (Клеткам не хватит кислорода, они будут хуже работать, человек станет вялым, будет быстро уставать)
-Лёгкие не могут сами втягивать воздух. В этом им помогает грудная клетка: рёбра, межрёберные мышцы и диафрагма – мышца, которая находится внизу грудной клетки и отделяет грудную клетку от других органов.
-Положите руки на рёбра и сделайте глубокий вдох. Что вы почувствовали? (Грудная клетка расширилась)
-Не лёгкие раздвигают грудную клетку, а грудная клетка расширяется, в лёгких появляется свободное место и его заполняет воздух. При выдохе грудная клетка уменьшается и выталкивает воздух.
-Сейчас мы сделаем модель лёгких. Возьмите по две губки. Они заполнены воздухом.
Представьте, что это лёгкие, а ваши пальчики – рёбра. «Рёбра» сжимают «лёгкие» - это выдох, «рёбра» разжимаются – это вдох.
-На нашей модели «рёбра» сжимали все «лёгкие» или нет? (Верхняя и нижняя часть лёгких не работала) .
Так же и в наших лёгких при спокойном дыхании заполняются воздухом не все отделы. Мы сейчас проведё м эксперимент: выдохнем воздух в два пакета. В первый пакет выдохнем без глубокого вдоха. Перед выдохом во второй пакет постараемся вдохнуть как можно глубже, чтобы заполнить все лёгкие, а потом сделаем полный выдох в пакет.
(На остове опыта устанавливаем, что в первом пакете намного меньше воздуха, чем во втором)
-Хорошо ли, что не все отделы лёгких заполняются воздухом при спокойном дыхании? (Нет, они не тренируются, становятся вялыми)
Чтобы работали все отделы лёгких, нужно делать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика (сидя на стульях, спина прямая)
1. Для нижнего отдела лёгких. И. п. руки на живот. Вдох – надуваем живот, задерживаем дыхание. Длинный выдох – втягиваем живот. (По 5-6 раз)
2. Для среднего отдела лёгких. И. п. руки на рёбрах. Вдох – рёбра поднимаются, задерживаем дыхание. Длинный выдох – рёбра опускаются.
3. Для верхнего отдела лёгких. И. п. рука между ключицами. Вдох – плечи поднимаем, задерживаем дыхание. Длинный выдох – плечи расслабляются.
4. Полное дыхание. Вдох: живот – рёбра – плечи. Выдох: живот – рёбра – плечи.
С помощью дыхательной гимнастики мы можем укрепить свою дыхательную систему, повысить иммунитет и даже вылечить некоторые болезни.
-Что ещё полезно для дыхательной системы? (прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений, занятия физкультурой и спортом, хорошая осанка)
-Что вредно для дыхательной системы? (простуда, дым, плохая осанка, малоподвижный образ жизни)
-Сегодня мы исследовали дыхательную систему, а теперь предлагаю вам поиграть в игру «Хвастунишка». Хвастаться будут части дыхательной системы. (Дети составляют рассказ от имени любой части дыхательной системы, подчёркивая её функции и необходимость)
Я хочу подарить вам воздушные фломастеры. С их помощью можно не только рисовать, но и тренировать свою дыхательную систему. (Дети рисуют изображения с помощью трафаретов и воздушных фломастеров. Мелкие детали дорисовывают обычным фломастером. Оформляем выставку картин.)
Рефлексия. Игра «Продолжи предложение».
Сегодня я узнал …. Меня удивило … .Мне было сложно …. Мне понравилось … .