Лях Валентина
Конспект НОД для подготовительной группы «Бойцы невидимого фронта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для подготовительной группы
«Бойцы невидимого фронта»
Пояснительная записка.
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу.
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы „Бойцы невидимого фронта“» размещена в разделах
К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед педагогом дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.
В рамках подготовки к празднованию великой даты – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа, и превращаться в «иванов, не помнящих родства». Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.
Цель: Формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне и обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Задачи:
• Развивать интерес к истории нашей страны.
• Стимулировать проявление речевой активности детей.
• Расширить знания об особенностях домашних животных- кошках.
• Способствовать развитию творческой активности детей.
• Воспитывать любовь к Родине и дух патриотизма.
• Прививать доброе и заботливое отношение к домашним животным.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми: чтение художественной литературы о ВОВ, рассматривание иллюстраций, заучивание физкультминутки и игры.
Словарная работа: памятник, Отечество, бомбоубежище, противовоздушная оборона, Ленинград, музей Эрмитаж,фронт, легенды.
Продолжительность: до 35 минут
Методы и приё мы: наглядный, словесный, вопросы к детям, использование художественной литературы, словарная работа, игра «Черный ящик», ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Демонстрационный материал: иллюстрации памятников; фотографии «животные на войне».
Оборудование: «волшебный ящик», фигура кота, проектор, клубок.
Группа оформлена иллюстрациями животных на войне. Дети становятся в полукруг. Воспитатель приносит волшебный ящик.
МОТИВАЦИЯ
Игра «Волшебный ящик» — задача игроков, задав 10 вопросов отгадать, что находится в «волшебном ящике».
Воспитатель:
Этот зверь живет лишь дома
С ним всегда мы все знакомы.
У него усы как спицы.
Мышка, та его боится.
Он мурлычет и поет,
Ну конечно, это (кот)
Воспитатель: Правильно ребята, это – кот. (воспитатель достает из «волшебного ящика» фигуру кота и иллюстрации памятников котам)
Воспитатель показывает фотографии памятников.
Кот Елисей, кошка Василиса, 12 кошек в различных позах
Воспитатель: Ребята, перед вами памятники: коту Елисею и кошке Василисе в Санкт- Петербурге и 12 кошек в различных позах в Тюмени «Сквер Сибирских кошек». Памятники воздвигают не только людям, но и животным, которые прославились своими поступками. Как вы думаете, почему простым котам воздвигли памятники и чем они заслужили к себе такое внимание? (ответы детей).
Давайте мы с вами попробуем перенестись в далекий 1941 год. Тяжёлое испытание выпало на долю нашего народа, когда началась Великая Отечественная война. Нужно было защищать своё Отечество от врагов. Во время войны были разгромлены многие поселения, погибали солдаты и мирные жители. Люди сражались за каждый город, квартал, дом. Рядом с людьми воевали и животные: лошади, олени, собаки, кошки. И сегодня я расскажу вам о кошках, которые участвовали в военных действиях.
В России люди любят это ласковое животное. Кошки живут с нами уже очень много лет. Пословица гласит: «Кошка – хозяйка в доме». На войне, благодаря своей природной чувствительности, кошки начинали метаться и мяукать еще задолго до того, как о подлетающих самолетах противника сообщали сирены противовоздушной обороны. Поэтому хозяева очень быстро усвоили, если кошка вдруг начинает проявлять беспокойство, лучше сразу же бежать в бомбоубежище.
Воспитатель предлагает присесть на стулья для просмотра презентации.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «Коты на фронте»
Воспитатель: История о коте по кличке Рыжик. Кота по кличке Рыжик подобрал солдат в разоренном селе. Кот быстро стал любимцем – он напоминал бойцам о мирной жизни, домашнем уюте. Но вскоре кота стали ценить и за другие качества. Еще до налета вражеской авиации кот начинал рычать и щериться в сторону, откуда должны были появиться самолеты неприятеля. Это быстро заметили солдаты и стали присматриваться к поведению кота. Однажды кот спас жизнь советскому летчику. Солдаты расположилась на привал, когда Рыжик вдруг стал привычно рычать и посматривать на небо. И вот появился советский самолет, а за ним немецкий. Солдаты быстро привели орудия в боевую готовность и сбили вражеский самолет, а советский самолет благополучно пошел на посадку. Так чутье кота спасло жизнь летчику. А на следующий день летчик появился с подарками. Каково же было удивление пилота, когда ему рассказали трогательную историю кота Рыжика. На следующий день летчик опять приехал в подразделение – на этот раз с излюбленным кошачьим лакомством.
Рассказ 2. История про кота Максима. О возможно, единственном выжившем в блокадном городе Ленинграде коте – Максиме – ходили легенды. Жил кот Максим в семье Володиных вместе с попугаем Жаком. В хорошие времена Жак пел, разговаривал. А с голоду весь облез и притих. Однажды кот Максим проник в клетку к попугаю, но не съел птицу, а улегся спать рядом, стараясь согреться. Попугаю все же пережить суровые условия блокады не удалось – он умер, а кот Максим не только дожил до окончания блокады и до Победы, но прожил двадцать лет – весьма почтенный для кота возраст. В дом его хозяев в послевоенное время водили целые экскурсии – все хотели посмотреть на это чудо.
Рассказ 3: «Мяукающая дивизия» — так назвали котов, которые прибыли в поезде из Сибирских городов. Во время блокады Ленинграда развелось множество крыс, которые съедали последние запасы еды. Известно, что эти грызуны являются переносчиками опаснейших заболеваний, особенно, когда люди голодные и больные. Бороться с вредителями поручили котам, которые справилась со своей задачей. Коты не только ловили крыс, но и взяли под свой контроль Эрмитаж и другие ленинградские дворцы и музеи, которые имели огромную историческую ценность для всей страны. До сих пор коты «работают» в этих музеях.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дети образуют круг.
То прогнет, то выгнет спинку (спину округлить).
Лапки вытянет вперед (руки от плеча вытянуть вперед).
Это делает зарядку наш Рыжик — пушистый кот (сжимать – разжимать пальцы).
Чешет он себя за ушком, жмурится, урчит («почесать у себя за ушком 2 руками).
У Рыжика все в порядке: когти, шерсть и аппетит (показать большими пальцами).
Творческая интерпретация произведения (придумывание альтернативной концовки). Задание можно выполнять в подгруппах.
Воспитатель: Ребята, послушайте еще один рассказ про летчика и придумайте концовку.
В годы Великой Отечественной войны летчик-истребитель был сбит в воздушном бою. Самолет загорелся, пилот был ранен. Летчику удалось прыгнуть с парашютом, но приземлился он на территории, захваченной фашистами. Из последних сил он добрался до старой мельницы и, совсем обессиленный потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные передвигающиеся точки. Сперва лётчик подумал, что это от слабости ему что-то мерещится, а приглядевшись, понял, что это кошки. Двое суток провел раненый на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса, обрадовался: подумал, что это жители села. Но это были немцы. Затаившись, в щель между досками летчик наблюдал за немцами. Один немец зашел на мельницу и вдруг… (дети придумывают концовку). Воспитатель помогает детям, подсказывает варианты развития событий, поощряет интересные концовки. После опроса нескольких детей воспитатель предлагает дослушать:
И вдруг раздался дикий кошачий вопль. Немец испугался. Вожак кошек – черный кот – в мгновенье ока свалился на голову немцу и стал раздирать когтями лицо и голову. Немцы ушли. А на утро пришли советские партизаны. Они сделали носилки, уложили на них раненого. А когда собрались уходить, то по просьбе летчика оставили его спасителям- кошкам кусочки сала.
ПОДВИЖНОЕ ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ХИТРЮГА КОТ»
Выбирается ведущий-кот. Остальные дети –мыши располагаются врассыпную.
Хитрый кот по дому рыщет, (кот ходит по коврику)
Мышку маленькую ищет. (дети стоят на коврике)
Мышка в подполе живёт,
Тихо досочки скребёт. (дети присаживаются на корточки и «скребут» по коврику)
Не поймает котик (дети встают на ноги)
Мышеньку за хвостик! (грозят коту и убегают, а кот догоняет).
Воспитатель: История Великой Отечественной войны знает немало «солдатских баек» про котов и кошек. В основе большинства из них лежали реальные события, которые передавались от одних людей к другим, превращаясь в легенды- красивые и мотивирующие человека на добрые поступки и уважительное отношение к «братьям меньшим». Мирная жизнь, хлеба в полях, играющие во дворе дети и мурлыкающая на печке кошка — такая картина согревала душу. За неё имело смысл сражаться!
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Коты любят играть в клубочки, гоняя их по комнате. Я предлагаю тоже поиграть. Садитесь по-турецки в круг. Я вам катаю клубок и задаю вопрос. Вы катаете его другим детям, отвечая друг за другом.
• Ребята, за какие заслуги поставили памятники котам в Санкт- Петербурге и открыли «Сквер Сибирских кошек»?
• Как кот Рыжик помог русскому пилоту?
• Для чего привезли «Мяукающую дивизию» в Ленинград?
• Согласны ли вы, что кошки делают жизнь человека более интересной и считают ее признаком домашнего уюта и благополучия?
• Чья концовка рассказа была самая интересная для тебя?
ЛИТЕРАТУРА:
• Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников 5-7 лет / М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.
• Рассказы о легендарных кошках, переживших блокаду Ленинграда