Иван Иванов
Сценарий спектакля-концерта в честь Дня Победы для 7–11 классов «Письма с фронта»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий спектакля - концерта, посвященного Дню Победы
(7-11 классы)
Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ – победитель, воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны; повысить гражданское самосознание и патриотизм учащихся.
Задачи:
Публикация «Сценарий спектакля-концерта в честь Дня Победы для 7–11 классов „Письма с фронта“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Сценарии концертов к 9 мая
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- День Победы. Театрализованные представления, спектакли
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Средняя школа, 7 класс
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Театр. Театрализованная деятельность
- Треугольные письма с фронта
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- пробудить интерес к изучению истории Отечества, истории своего народа, развивать осознание ответственности за сохранение культурно-исторических ценностей страны.
- познакомить учащихся с произведениями художественной литературы, песнями, музыкальными произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне;
- развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, публичного выступления, выразительного чтения.
Слайд 1
«Письма с фронта»
Слайд 2
Звучит современная музыка.
Выходят ребята (кто-то отряхивается, кто-то осматривается) 7-8 класс
Девочка 1: Ты куда нас привел? Здесь какая-то разруха!
Мальчик 1: Да, это старый дом под снос! Может, что-нибудь на чердаке интересное найдем!
Девочка 2: Ага, сокровища пиратов!
Мальчик 2: Клад! Клад! Клад!
Девочка 3: Да тут кроме пыли и паутины, по-моему, ничего нет!
Мальчик 3: О! Смотрите! Какой-то старинный альбом!
Девочка 1: Да это старые фотографии, пожелтели все!
(из альбома выпадают конверты-треугольники)
Мальчик 1: Я же говорил, что-нибудь интересное найдем! Может, это старинные карты?
Девочка 3: Мемуары! Разбогатеем!
(собирают и открывают конверты)
Девочка 2: Ага, рецепты эликсира молодости.
Мальчик 2: Почитаем-почитаем (начинает читать с иронией)
В минуты редкой тишины,
Между кровавыми боями,
Пускай к тебе мои мечты
Летят, гонимые ветрами.
Мальчик 3: Ну-ка, ну-ка: (вырывает листок)
Пишу письмо тебе, родная,
Ночной безоблачной порой
И, от разлуки изнывая,
Болею всей своей душой.
Склонилась ива надо мною,
Ветвями нежно обнимая,
Под шелестящею листвою,
Уединение скрывая.
Мальчик 1: Подождите…. (берет листок)
И мне привиделись в ночи
Твои объятия и ласки,
Как будто нет лихой войны,
А мы с тобою в чудной сказке.
Жаль явь развеет чудеса
С лучами первого рассвета.
Целуй детишек за меня!
Я с нетерпеньем жду ответа!
У ребят меняется настроение и отношение к письмам. Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.
Девочка 1: Ребята, да это же фронтовые письма! Как они здесь оказались?
Мальчик 3:Может они не дошли до своих адресатов?
Девочка 2: А может, уже нет в живых тех, кто хранил эти письма?
Мальчик 2: Давайте прочитаем их сегодня. Это же наша история, наша память.
Слайд 3 (видео «Письма с фронта»)
Слайд 4
Отрывок «Трамвай на передовую» (ученица 10 класса)
Линия фронта была уже очень близко от Одессы. И наши ополченцы уезжали на передовою просто на трамвае. До конечной. Ну и я сына на трамвай провожать пошла.
Он когда маленький был, я его с этой же остановки в школу провожала. Я всегда ему заворачивала три бутерброда, его любимые. А он всегда один назад привозил. Маме.
В этот раз я ему тоже три с собой завернула. Только назад он мне ничего не привез. Да и сам не вернулся… (вой сирены) А я… долго ещё на ту остановку ходила.
Слайд 5
Песня «Память» (ср. группа вокальной студии)
Слайд 6 (видео «Маме»)
Отрывок письма «Дочка матери» (ученица 11 класса)
Дорогая мама, с первых строк хочу попросить у тебя прощения. Я без разрешения закончила курсы медсестер. Я не могла поступить иначе, ведь и мой папа, и младший брат, который даже не закончил школу, ушли на фронт. Просто не смогла остаться дома. Конечно, не ожидала, что так сразу попадем в передрягу. Еще на пути к передовым линиям на нас напал немецкий бомбардировщик. На машинах были красные кресты медицинской помощи, но они даже не посмотрели на это. Мы не знали, что делать, вокруг пустынная местность, ни леса, ни кустика. В этот момент я забыла всё, чему меня учили, я не могла сдвинуться с места. Может быть, это была контузия, ведь впервые я слышала взрывы. Вокруг, меня окружали воронки, горевшие машины и девушки, которые «корчились» от боли, а ведь только вчера они мечтали попасть на фронт. Когда взрывы прекратились, мы поехали в мед сан бат, отвезти раненых девушек.
9 сентября мы прибыли в Ленинград. Пути к «большой Земле» были перекрыты, потому что Ленинград был в блокаде, окруженный кольцом фашистов. Добирались туда через Ладожское озеро. В памяти осталась маленькая девочка, которую так и не удалось спасти, Таня Савичева. Она умерла по дороге к госпиталю. Её записная книжка – дневник стала символом ничтожно – горького положения Ленинграда.
В дальнейшем мы прибыли в Сталинград. Мне хотелось помочь всем, но бинты, которыми была набита моя сумка, малую помощь могли оказать солдатам. У кого-то была оторвана рука, половина ноги, размозжена голова, и все просили: «Сестра, помоги». Я перевязывала их раны и молила Бога помочь им выдержать. «Милый, потерпи, пожалуйста», - пытаясь успокоить, говорила я. В окопе почти засыпанный землей лежал солдат и пытался что-то вымолвить, но я не слышала, я начала раскапывать его. Его и моя кровь смешались, руки от земли были порезаны. Но у меня была цель – спасти, донести до госпиталя, я даже не спросила, как его имя, нужно было помогать другим. Я не считала, сколько было раненых в этот день и последующие. Просто нужно было сделать всё, чтобы помочь им. Самое больное сейчас для меня, что я ушла без разрешения, без твоего благословения, но я молю тебя простить, ведь я, как и ты, как и многие сотни других помогаю защищать Отчизну. Мы не пустим фашистов и не отдадим им Родину.
Я посылаю тебе эту ромашку, которая единственная осталась цела с поля боя моего первого боевого крещения. Я люблю тебя, мама.
Слайд 7
Песня «А закаты алые»
(ст. группа вокальной студии)
Слайд 8 (видео «19 лет»)
Отрывок письма «Николай 19 лет» (ученик 9 класса)
Дорогая мама! Пишу в надежде, что найду тебя и смогу низкий поклон тебе отдать за мое спасение. Было это в 1941.
Немногие оставались в живых, когда мы попали в окружение, и комбат дал приказ пробиваться по двое-трое к линии фронта. Мы с моим другом Николаем шли через лес, ночевали в копнах сена, кормились чем попало, пока не добрались до деревни Теляпкино. Там уже было десятка два наших однополчан. Передохнув, решили идти все вместе дальше. Но председатель колхоза отсоветовал: "Леса кругом прочесывают немцы, переждите, ребята. "
Но ночью деревню захватили немцы. Нас, безоружных, согнали на деревенскую площадь, поставили в ряд. Три фашистских автоматчика подошли к первому в шеренге - это был Николай, - отвели к стене сарая и дали очередь в упор. Мы стали прощаться друг с другом. Все меньше оставалось нас в ряду: по одному уводили солдат к сараю и расстреливали. Женщины, дети, старики, сбежавшиеся на площадь, кричали, плакали. Но палачи не обращали на них никакого внимания, хладнокровно и методично продолжая казнь пленных.
Я был тринадцатым в ряду, двенадцать моих товарищей уже лежали мертвыми у сарая. И вот наступила моя очередь. Меня повели. Вдруг страшный крик разрезал воздух: "Сын! Это мой сын! Не убивайте его!" Ко мне бросилась незнакомая женщина, за ее юбку цеплялись маленькие дети, одного она держала на руках. Фашисты и отталкивали прикладами автоматов, но женщина с пятью детьми не отступала, рвалась ко мне. Переводчик что-то сказал офицеру, руководившему казнью, и тот махнул перчаткой. Меня отвели в сторону. Вся площадь заходил ходуном. Женщины хватались за оставшихся в живых красноармейцев, кричали: "Это мой брат!", "Это мой сын!", "Мой жених!".
Казнь остановили «до выяснения». Ночью нам удалось бежать.
Пишу тебе, мамочка, в надежде, что ты отзовешься. Свою настоящую мать я не знаю, но ты, которая спасла мне жизнь и стала для меня самой родной. Мама, те ужасы, которая приносит война, скоро закончатся. Я надеюсь, что встречусь с тобой и Танюшкой, ведь мы победим, мы обязательно победим! Рядовой 61-го кавалерийского полка Созин С. В.
Слайд 9
Песня «Десятый наш десантный батальон»
(дуэт ст. группы вокальной студии)
Слайд 10 (видео «Черноморцы»)
Отрывок «Черноморцы» (ученик 10 класса)
Группа моряков-черноморцев, взятых гитлеровцами в плен после падения Одессы и Севастополя, была заключена в один из бараков лагеря военнопленных в городе Чистяково Донецкой области. По свидетельству очевидцев, особенно жестоко гитлеровцы пытали моряков. Военнопленный танкист в записке, спрятанной в печи одного из бараков, писал: «. их пытали, терзали, прокалывали раскаленным железом, вывертывали руки, а они пели песни да нам говорили: смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать там, на воле, что моряк — это сталь и нас не согнет никакая сила. За Родину! Эти слова моряки произносили во время пыток. А пытали их на глазах у всех военнопленных, чтобы другие не думали противиться. Потом мы узнали, что моряки задушили двух немецких часовых, но убежать им не пришлось».
Братишки! Черноморцы дорогие!
Не думайте, что я попал в плен здоровым. Я был тяжело ранен, но подлечили, сволочи, чтобы использовать как рабочего. Не иду. Сегодня били, отбили все до селезенки, прощайте.
Ваш, Михаил Л.
Сегодня меня не будет, но останетесь вы, моряки-черноморцы. За меня, братишки, пошлите несколько пуль — пусть помнят, что мы не сдаемся, что меня нет, но есть вы.
Ваш Николай Г.
Прощайте все, кто был дорог мне, а море, Черное море, тебя хотя бы посмотреть один раз.
П. Т. Черноморец умрет, но с песней.
Юрий.
Братишка Колька, балтиец дорогой! Помни меня, береги мать.
Твой брат Олег.
Слайд 11
Минута молчания (метроном)
Слайд 12
«Майор привез мальчишку….» (ученик 9 класса)
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой.
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой.
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
Слайд 13
Танец «Я прошу хоть …»
(солистка хореографической студии)
Слайд 14 (видео «Лариса»)
Отрывок из письма «Андрюша» (ученица 10 класса)
Здравствуй, дорогой мой Андрюша. Вот уже полгода как я не получаю от тебя писем. Это очень трудно так долго не получать писем. Вот сейчас: перед боем, под грохот орудий, треск пулеметов, под вой юнкеров, в огне, в пороховом дыму, пишу тебе эти строки и думаю, думаю о тебе. Дорогой мой Андрюшенька, какая же великая сила любовь в бою. Идешь в бой и знаешь, что впереди, после победы, красочная и творческая жизнь. И тебе вдруг становится легче на душе в эти страшные часы, потому что каждое завтра приближает тебя к радостной встречи с любимым. Я помню тяжелые и грозные бои за Москву. Мне было тогда вдвойне тяжелее: я узнала, что фашисты растерзали мою маму и братишку. Было очень сложно и страшно. Мы пережили 2 этапа наступления. К зиме становилось очень холодно. Я очень переживала за своих родных. Горе давило мне, но я не плакала, нет, я мстила фашистам, но все мне было мало. Мои чувства сохранили свою силу, и ненависть к врагу сберегла свою остроту. Но твое письмо согрело мою душу, мне стало легче дышать, как будто твои ласковые руки обняли и прижали меня к себе. А завтра, на рассвете, бой. Любовь к жизни не бывает так сильна, как перед боем. Внезапно узнаешь, что небо чертовски глупое, что лес прекрасен, задумчивы и тихий. Деревня, хаты с соломенными крышами, дым над трубами, напоминают об уютной семейной жизни. Хочется жить. Очень хочется жить. Но жить свободно. Вот за такую жизнь мы и деремся: на разных полюсах ползаем по полям, мокнем до костей. Бывает трудно, очень трудно, когда силы иссекают, и даже смерть кажется желанным избавителем от мучительной боли, но вспомнишь, что впереди целая жизнь и становится легче дышать. Я далеко от тебя, Андрюша, но я не одна, и ты, не один… нас много. Сквозь ночь мы смотрим вперед и видим… победу. Мы идем по трупам фашистов, шагая через потоки крови, через муки страданий, через грязь и ужас войны. Мы выстрадали свою победу, мы ее завоевали. И я так хочу вернуться домой, рассказать тебе и прижаться щекой к твоей шершавой шинели. Милый мой Андрей, до начала боя остался час. Целую тебя. Твоя Лариса.
Слайд 15
Песня «Смуглянка»
(ср. группа вокальной студии)
Слайд 16 (видео «Брату»)
Отрывок письма «Близка победа» (ученик 9 класса)
Здорово брат.
Пишу тебе я с армии, служу я в танковой дивизии №353. У меня все хорошо. Пули над головой летают, танки горят, самолеты падают. Выехали мы на войну фрицев долбить. Погода туманная, ничего не видно, заехали мы на немецкую территорию. Нас заметили и стали по нам стрелять. Первый раз по нам не попали, второй раз нам попали по гусеницам, но мы их убили. Вылезли мы из танка, и пошли в лесную чащу, там попали мы в болото, один человек утонул. Осталось нас трое. Есть охота, съели последнюю еду, запасов больше не осталось. Перешли через лес, и попали на немецкий бункер. Убили мы семь человек. Сидели мы в бункере пили, курили, ели. Захватили мы их шифры и коды, пошли мы в штаб. По пути мы наткнулись на фрицев. Один побежал с шифрами и кодами, но его подстрелили, а нас взяли в плен. Мучили, избивали, смеялись над нами. Просидели мы в муках пятнадцать дней. На шестнадцатый день мы убежали оттуда, пришли мы в штаб. Наградили нас орденом мужества.
Буду бить врага беспощадно, до победы. Мы гоним немцев так, что они бегут и всe бросают.
Вот так брат. Передавай маме и папе привет. Ждите меня, я скоро вернусь. Целую. Боев Михаил.
Слайд 17
Песня «Пой, солдат, пой»
(солистка вокальной студии и ст. группа хореографической студии)
Слайд 18 (видео «Победа»)
Письмо «Победа» (ученик 9 класса)
11 мая 1945 г г. Прага
Здравствуй, дорогая Клавочка! С пламенным приветом к тебе твой Василий. Клавочка! Сегодня решил написать тебе письмо, может быть, последнее до нашей встречи. Войну закончили 8 мая, 9 мая праздновали победу. Радости, конечно, нет предела. Сейчас ведь Родина стала совсем близка. Скоро, конечно, будем в России. В нашей любимой Родине. И справлять Победу. Все прожитые невзгоды уже позади. Сейчас можно справедливо отдохнуть. Гнет войны мы сбросили с плеч. Сейчас счастливая мирная трудовая жизнь – жизнь еще неувядшей молодости, полной всевозможных желаний во всех отношениях. На этом заканчиваю и передаю привет мамаше, Галочке, Наденьке.
Пока до скорого свидания. Целую. Твой Василий
Слайд 19
Песня «Казаки в берлине»
(мл. группа вокальной студии)
Слайд 20
Ученик 4 класса :
Приходят к дедушке друзья,
Приходят в день Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.
Я не прошу их повторять
Рассказов откровенных,
Ведь повторять —
Опять терять
Товарищей военных,
Которых ищут до сих пор
Награды боевые,
Один — сержант, другой — майор,
А больше — рядовые.
Я знаю: трудно каждый год
Рассказывать сначала
О том, как армия вперед
С потерями шагала.
О том, какая там пальба,
Как в сердце метят пули.
— Судьба, — вздохнут они, —
Судьба!
А помнишь, как в июле?.
Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Все меньше их.
Но верю я —Они придут, приедут.
Слайд 21
Песня «Вальс победы»
(солистка вокальной студии)
Слайд 22
Танец «Бескозырка белая»
(хореографическая студия)
Слайд 23
Девочка 1: Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек.
Мальчик 1: Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон.
Девочка 2: Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.
Мальчик 2: Для нас война — история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвятили сегодняшний концерт.
Девочка 3: Ребята, а что делать с письмами?
Мальчик 3:Давайте передадим их в музей воинской славы, будем читать и помнить!
Слайды 24-26
Песня «9 мая – цветы»
(все группы вокальной студии и участники концерта).