Зилия Байгужина
Конспект НОД для детей старшей группы «Деревья родного края»
Подготовил: воспитатель, МБДОУ «ДС № 244 г. Челябинска»,
Байгужина З. Р.
Цель: Расширять и закреплять знания детей о лиственных и хвойных деревьях, растущих в наших лесах, парках, скверах.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Деревья родного края“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
1. Познакомить детей с новыми для них деревьями : осиной, тополем. Формировать умение дифференцировать и сравнивать хвойные и лиственные породы деревьев по внешним признакам (цвету и особенностям коры, листьям, плодам).
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательный интерес, внимание, мышление.
2. Развивать логические операции сравнения, группировки и классификации.
3. Развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес и бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа:
1. Наблюдение и рассматривание деревьев на прогулках.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Разучивание стихов о природе, деревьях.
5. Чтение литературы природоведческого характера.
Материалы к занятию:
1. Иллюстрации деревьев.
2. Карточки с изображением плодов и листьев.
3. Трафареты листьев, ствол дерева
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям угадать, о чем будет идти речь на занятии и загадывает загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Дерево)
Давайте вспомним, что есть у дерева и для чего это нужно.
Ответы детей : - Корень, с его помощью дерево добывает питательные вещества, воду из земли, и он служит якорем для дерева.
- Ствол держит крону и по нему движутся питательные вещества от корней и листьев.
- Ветки и листья помогают дереву дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.
- Плоды нужны для размножения, а некоторые употребляют в пищу люди или животные.
Воспитатель: А можно ли сказать, что деревья живые?
Дети: Да, потому что они растут, питаются, дышат, размножаются.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут в наших лесах и парках.
Я загадаю загадку, а вы попробуйте угадать, о каком дереве в ней говорится.
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Рассказ воспитателя об осине. Кора тонкая, гладкая серо-зеленого цвета.
С возрастом на ней образуются чечевички, напоминающие черный ромб.
Правильно высушенная древесина по прочности уступает только дубу и сосне, поэтому из нее делают лодки и лыжи.
- А вы знаете, как называется лесок, в котором растут одни осины?
Давайте запомним это слово – «осинник».
А теперь послушайте следующую загадку:
Признавайся нам петух, почему повсюду пух?
Ты - известный забияка! Здесь была, наверно, драка?
- Не дерусь я восемь дней! Пух летит от (тополей).
Рассказ воспитателя о тополе. Кора гладкая, зеленовато-серая. Древесина
мягкая и легкая. Из нее делают фанеру, бумагу.
Следующая загадка: Ствол белеет,
шапочка зеленеет,
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки. (берёза)
Ранней весной, когда на деревьях набухают почки, на березе появляются цветы — малоприметные сережки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. В каждой созревшей сережке содержится несколько сотен мелких семян. Белая кора березы — береста — отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. Из ее древесины изготавливают мебель. Березовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.
Как мы можем назвать эти деревья?
Дети: лиственные. Так называют деревья, у которых листья в виде пластинок.
Следующая загадка: Листьев нет на ней, есть хвоя.
И зимой, и в летнем зное
весела и зелена,
шишек длинненьких полна! (ель)
Рассказ воспитателя о ели. Ель – это хвойное вечнозеленое дерево Ель приносит большую пользу зверям и птицам, обитающим в лесу. Из еловых шишек птицы достают семена, которыми они питаются в суровое зимнее время. Прямой ствол ели имеет круглую форму и серую кору, расслаивающуюся на тонкие пластинки.
- Ребята, а чем похожи и чем отличаются эти деревья? Чем отличается ель от других деревьев?
Ответы детей.
А сейчас, давайте превратимся в деревья. Физ. минутка «Выросли деревья…»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (руки в стороны, потянуться)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется (потягивание, руки вверх).
Вот подул веселый ветер – закачались тут же ветки (дети машут руками,
Даже толстые стволы наклонились до земли (наклоны вперед).
Вправо, влево, взад, вперед – так деревья ветер гнет (наклоны в стороны).
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращения туловищем)
Ветер стих, взошла луна,
Наступила тишина (дети садятся).
Ребята, посмотрите, ветер сорвал с деревьев листья и плоды (дети подходят к ширме, на которой находятся изображения деревьев и карточки с изображением листьев и плодов). Давайте вернем каждому дереву его плоды и листья.
Проводится игра «С какой ветки детки?». Дети выбирают карточку и отвечают на вопрос: «Как называется лист с березы? (тополя, клена и т. д.).
Ребята, а зачем нужны деревья, какую они приносят пользу?
Ответы детей : Очищают воздух, дают людям плоды, они радуют глаз, летом дают тень, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, изготавливают бумагу. А еще, деревья – это дом для птиц, некоторых животных, насекомых.
- Правильно ребята. И от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в наших лесах и парках.
Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Вы деревья берегите,
Без нужды их не губите.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам, сделать «Волшебное дерево». Каждый из вас выберет трафарет листика, обрисует его, вырежет и на клеет его на пустой ствол дерева. У нас с вами получится наше волшебное дерево (коллективная работа детей).