Ольга Татаринова
Конспект НОД для детей старшего возраста. «Путешествие по основным стихиям. Почва, вода, воздух».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего возраста.
«Путешествие по основным стихиям. Почва, вода, воздух».
Задачи:
Закрепить знания детей о таких стихиях как : вода, земля, воздух. Их основных свойствах и ролью в жизни человека. Познакомить детей с таким природным явлением как «землетрясение», причинами его возникновения.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего возраста, „Путешествие по основным стихиям, Почва, вода, воздух“,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе.
Ход занятия:
На столе у воспитателя глобус.
Воспитатель: Ребята! Что это?
Дети: Это глобус, модель нашей планеты Земля, на которой мы живём. Планета Земля красива и многоцветна.
Вот Земля, наш светлый дом.
Много есть соседей в нё м:
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И конечно я и ты.
Воспитатель: Сама она и всё на ней называется природой. В древности философы выделяли такие природные стихии как : вода, воздух, почва.
На планете в природе человек взаимодействует с этими стихиями. Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по всем 3 этим стихиям.
Дети: А что такое стихия?
Воспитатель: Слово «стихия» придумали греки, то есть жители Древней Греции и в переводе на русский язык означает «первооснова природы» или «начало от всех начал» – это и есть Земля, Вода, Воздух.
Я предлагаю вам сначала отправиться в пестрое царство – «земное государство».
Когда космонавты летали на Луну, то они видели Землю с большой высоты.
Она и впрямь разноцветная! Пролетаешь над полюсом – все белым-бело от снега и льда; мчишься над тайгой – сплошное зеленое море расстилается внизу; над горной цепью – кругом все коричневое; над пустыней – сплошь желтое; над морем синь до самого горизонта… вот и получается пестрое оно, наше Земное царство – государство.
-Ребята, а как вы думаете, почва важна для людей и для всего живого? (ответы)
А какая она, наша почва? Давайте посмотрим на нее!
Дети подходят к столу, где расположены камни, песок, земля. Через увеличительное стекло рассматривают почву, делают выводы.
-Ребята! На Земле бывает землетрясение.
-А вы знаете, что такое землетрясение?
Землетрясение - это природное явление, обладающее разрушительной силой, это непредсказуемое стихийное бедствие, происходящее внезапно и неожиданно.
Землетрясение-это подземные толчки, вызванные процессами, происходящими внутри земли, это колебания земной поверхности, которые возникают в результате внезапных разрывов и смещений участков земной коры. Землетрясения происходят в любой точке земного шара, в любое время года, определить, где и когда, и какой силы будет землетрясение фактически невозможно.
Оно не только разрушает наши дома и изменяет природный ландшафт, но и сносит с лица Земли города и уничтожает целые цивилизации, оно приносит людям страх, горе и смерть.
Давайте вместе с вами попробуем на опыте посмотреть, что такое землетрясение. Для этого мне нужна ваша помощь.
На натянутую ткань ставят домики, фигурки животных, людей, деревьев. Воспитатель двигает ткань. Все рушится. Стены домов, падают кирпичи, стекла, дорожные знаки. Повреждается водопровод, отопление в домах и т. д.
Воспитатель включает видеозапись с журчащей водой.
- В какое царство-государство мы теперь попали? В синее царство – «морское государство».
Дети: А что это?
Это Мировой океан - все на свете моря, реки, озера, ручьи. Государство это раскинулось широко.
Теперь я предлагаю вам вспомнить, какая вода, каковы же ее свойства.
1. Вода - жидкая.
2. У воды нет цвета.
3. Вода без вкуса и без запаха.
-Ребята, представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему?
Дети высказывают догадки.
И так мы знаем, что без воды жизнь человека была бы не возможна.
Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня. Затем он погибает.
-Скажите мне, а какую воду нужно употреблять людям. Животным и растениям? (чистую). Для очистки воды люди придумали специальные фильтры. Давайте на опыте посмотрим, как это происходит!
Опыт «Фильтрование воды»
Физкультминутка.
«Вы, наверно, немного устали и я предлагаю вам размяться»
На болоте.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет! (Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)
А теперь нас ждет путешествие в Голубое царство – «Воздушное государство».
Это необычайный голубой океан, который не значится ни на одной карте мира, называется воздушным океаном.
-Что бы вы, ребята, могли о нём рассказать? А для рассказа о воздухе нам опять помогут опыты.
Дети подходят к третьему столику и проводят опыты с воздухом.
1. Воздух нам необходим.
2. Воздух может принимать любую форму.
3. Как мы ощущаем воздух.
-А что будет, если воздух исчезнет? Каким воздухом полезнее дышать чистым или загрязненным? А как вы думаете, что нужно делать людям, чтобы воздух не загрязнялся? (ответы)
Без толстой воздушной оболочки, окружающей Землю, всё вокруг скуёт ужасный космический холод. Без неё космос примется бомбардировать нас бесчисленными космическими камнями - метеоритами. Без этой защиты, без этого голубого бронежилета космос обрушил бы на нас свои вредоносные лучи, от которых гибнет всё живое.
- Ну, вот и все, ребята, путешествие наше подошло к концу.
Вы отлично справились со всеми заданиями и ответили на все вопросы.