Антощук Светлана
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия по малому Иерусалиму»
Цель: расширять знания о достопримечательностях родного города Евпатории – об экскурсионных объектах маршрута Малый Иерусалим.
Задачи:
Образовательные: продолжать работу по ознакомлению детей с достопримечательностями Евпатории, обогащать словарный запас, формировать образную речь (подбирать сравнения, прилагательные)
Развивающие:развивать внимание и память, быстротумышления и воображение детей,развивать диалогическую речь, слуховое внимание.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Экскурсия по малому Иерусалиму“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Воспитательные: воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы.
Словарь:Керкинитида, Гезлёв, многонациональный, памятник, храм, мечеть, собор, синагога, витражи, презентация, разрезные картинки с изображением мечети Джума-Джами.
Оборудование:шляпа Знатока, картинки с правилами дорожного движения и сюжетные картинки с изображением детей на экскурсии, карточки с изображением изучаемых объектов экскурсионного маршрута, смайлики с изображением разного настроения.
Предварительнаяработа: экскурсии, рассматривание иллюстраций; беседы, наблюдения; чтение стихотворений, рассказов о родном городе. Д/игра «Счёт предметов».
Ход непосредственной образовательной деятельности
Занятие начинается на традиционном месте общего сбора группы (на ковре, у доски и т. д., дети с воспитателем стоят в кругу:
Воспитатель: Ребята, я вас приветствую и желаю хорошего настроения и только положительных эмоций. Предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». В руках у меня шляпа Знатока, тот, на кого я одену эту шляпу, должен быстро ответить на вопрос. Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Как называется страна, где мы живём?
Ребё нок: Наша страна называется Россия. Воспитатель: Как называется столица России?
Ребё нок: Столица России называется Москва!
Воспитатель: Как называется наш полуостров?
Ребё нок: Наш полуостров называется Крым! Воспитатель: Какой город является столицей Крыма?
Ребё нок: Столица Крыма – Симферополь. Воспитатель: Люди каких национальностей живут в Крыму?
Ребё нок: В Крыму живут русские, украинцы, татары, евреи, греки. Воспитатель: Как называется страна, в которой живут люди многих национальностей?
Ребё нок:Многонациональная.
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живём?
Ребё нок: Наш город называется Евпатория.
Воспитатель: Отлично поиграли!
Воспитатель ( автор стихотворения: Антощук С. Н.) :
Путешествовать мы любим,
Мир чудесный познавать!
И сегодня по родным дорожкам
Предлагаю пошагать.
По улицам нашего города –
Где память веков и история.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие по нашему замечательному городу – совершим познавательную экскурсию. Но прежде чем отправиться в путь, нужно обязательно вспомнить правила поведения на улице и правила перехода через дорогу.
Дети по очереди отвечают, воспитатель подкрепляет ответы наглядностью, располагает на доске картинки с правилами дорожного движения и сюжетные картинки с изображением детей на экскурсии :
- Нужно идти строго за воспитателем.
- Не отставать, не кричать, не прыгать.
- Идти спокойно и соблюдать дистанцию.
- Не разговаривать с незнакомыми людьми.
- Улицу можно переходить по сигналу воспитателя и только на зелёный свет и строго по пешеходному переходу.
Воспитатель: Наше путешествие начинается и мы отправляемся по маршруту «Малый Иерусалим».
Ребята наш город очень древний - ему более 2500 лет. Когда-то давным-давно город имел другие названия: в античное время - Керкинитида, в средневековье - Гезлев, в новое время – Евпатория. А сегодня мы с вами отправимся по старинным улочкам нашего города - по Малому Иерусалиму. Этот пешеходный маршрут по старой части города имеет протяженность чуть менее километра. На этом маршруте выделено 12 основных экскурсионных точек. Но мы с вами посетим лишь некоторые из них.
На нашем пути мы увидим храмы сразу нескольких религий: мечеть Джума – Джами, Свято-Николаевская церковь, cинагоги- Купеческая и «Егия-Капай». У каждой национальности свои храмы, мечети, соборы, церкви.
Первая остановка – этаМечеть Джума-Джами (Ханская мечеть)- памятник архитектуры национального значения. Она была построена в XVI веке, автором проекта здания был выдающийся турецкий архитектор Ходжи Синан. Именно в соборной мечети Джума-Джами крымский хан сразу после прибытия из Стамбула оповещал своих поданных о законном вступлении на крымский престол. Посмотрите какая она величественная и красивая. Окна в мечете называются витражи и каждый витраж несё т название времени года: это весна, лето, осень и зима. С восточной и западной стороны стремятся ввысь 35-метровые минареты. Чтобы подняться наверх, надо преодолеть 105 ступеней. Вверху минарета — балкон (шерфе, оттуда муэдзин созывал верующих на молитву. Над шерфе возвышается более тонкая башенка со шпилем, на конце которого — религиозная эмблема (алем) — полумесяц. Рядом – сквер имени известного классика восточной поэзии АшикаОмера. Скажите ребята мечеть какая?
Дети: Красивая, старинная, древняя, величественная, высокая.
Воспитатель: Предлагаю вам собрать пазл с изображением мечети Джума-Джами. Разделимся на 2 команды (мальчики / девочки, по считалочке или другим способом). В конверте части пазла, необходимо собрать их, чтобы получилась цельная картина.
Отлично поработали!Отправляемся дальше.
Это вторая наша остановказамечательный памятник архитектуры XIX века и величественный по очертаниям православный Свято-Николаевский собор. Храм - второй в Крыму по высоте, площади и вместимости. В далёкие времена здание церкви использовалось для хранения зерна, позже в нем разместили художественную мастерскую. Собор чудом выстоял во время Великой Отечественной войны, практически не пострадав в ходе боевых действий. Внутри церковь такая же величественная, как и снаружи: великолепные фрески, огромное количество окон и витражей. 16 мая 1916 года собор посетила Царская семья.
Продолжаем наше путешествие.
Физминутка «Город»
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Храмы и мечети (поворот головы вправо)
Скверы, улицы, площадки (руки поднимаем вверх, хлопок)
Будет все у нас в порядке (повороты вправо / влево, показываем «класс»)
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели).
Вместе все мы молодцы! (прыжок вверх)
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Но прежде, отгадайте загадки:
1. Чтоб не зашел незваный гость,
И не шагнул через порог,
Чтобы спокойно всем жилось,
На мне повесили замок! (Дверь)
2. Ночью крепко на засове,
Не залезут в мой дом воры!
Хоть совсем они не лают,
Как собака, охраняют!
Заезжает к нам машина –
Половинки разойдутся.
А задвижку кто накинет –
В одно целое сойдутся! (Ворота)
Воспитатель: Ну вот мы с вами и подошли к воротам которые называются Одун-базар капусы. В переводе с крымско-татарского, Одун-базар капусы – это «ворота дровяного базара». Эти ворота располагались с восточной стороны и были главным входом в город-крепость, какой являлась средневековая Евпатория (тогда город назывался Гезлев). Восточные ворота – один из наиболее знаменитых памятников архитектуры средневековой Евпатории и всего Крымского полуострова. Посмотрите какие они величественные и старинные.
Логоритмика: Этот город, словно чайка, над волнами распростёрт. Он красив необычайно и приветлив круглый год. Вторит песни волна Черномория, Евпатория, Евпатория. Даже если здесь ты будешь лишь проездом и тогда, Этот город не забудешь, не разлюбишь никогда.
Воспитатель: Следующая точка нашего маршрута – Синагога Егия-Капай. Здание построено в 1912 году по проекту архитектора Адама Генриха. Является памятником архитектуры. «Ремесленная» синагога, построенная для представителей еврейских ремесленных объединений. Это действующая синагога — духовный центр, где проводят различные выставки, семинары.
Синагога Егия-Капайвыстроена в виде базилики из желтого известняка, строго по мотивам классической синагоги. Современный центр духовной жизни еврейской общины Евпатории построен в 1911 году на средства городской думы и членов церкви. Ее еще называют Ремесленной, потому что среди прихожан того времени было много ремесленников, возможно этот смысл заключен и в названии Егия-Капай. После Великой Отечественной войны здание пришло в упадок, но силами общины удалось не только предотвратить снос, но и восстановить его.
Воспитатель: Сегодня, ребята, вы узнали интересную информацию о некоторых достопримечательностях Евпатории. Давайте закрепим полученные знания. Предлагаю снова разделиться на команды. Каждой команде даю карточки с изображением достопримечательностей маршрута Малый Иерусалим. Я вам говорю описание объекта, который мы сегодня видели, а вы посоветовавшись друг с другом, поднимаете карточку с правильным ответом.
- Эти ворота располагались с восточной стороны и были главным входом в город-крепость, какой являлась средневековая Евпатория (Одун-базар капусы)
- Окна называются витражи и каждый витраж несё т название времени года: это весна, лето, осень и зима. Рядом – сквер имени известного классика восточной поэзии АшикаОмера. (мечеть Джума-Джами)
- Внутри здание такое же величественное, как и снаружи: великолепные фрески, огромное количество окон и витражей. 16 мая 1916 года собор посетила Царская семья. (Свято-Николаевский собор)
- Выстроена из базилики из желтого известняка. Ее еще называют Ремесленной, потому что среди прихожан раньше было много ремесленников. (Синагога Егия-Капай)
Итог:
Воспитатель: На этом наша увлекательная экскурсия по городу подошла к концу. Предлагаю вам разместить на экране настроения свои эмоции от нашей прогулки.
Дети оставляют смайлики в зависимости от своего настроения, по желанию рассказывают о своих впечатлениях.
Воспитатель: Предлагаю вам сегодня после тихого часа нарисовать то, что больше всего понравилось на маршруте Малый Иерусалим.
Дети во второй половине дня рисуют. После – устраивают выставку работ.