Ольга Гекк
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Знакомство детей с русским календарно-обрядовым праздником «Кузьминки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к истории и традициям русского народа, через
знакомство с календарно - обрядовыми праздниками.
Программные задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания осенних месяцев и осенних календарных праздников.
- Знакомить детей с малыми фольклорными жанрами: пословицами и поговорками.
- Рассказать о старинном, обрядовом празднике «Кузьминки».
- Познакомить с традициями, связанными с этим праздником.
Развивающие:
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
- Развивать сообразительность, фантазию, умение мыслить логически.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы, Знакомство детей с русским календарно-обрядовым праздником „Кузьминки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- Учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивая товарища.
- Воспитывать любовь к русским традициям.
- Обогащение словарного запаса: рябинник, листобой, грудень, бессеребренник.
Предварительная работа:
- Беседа на тему «Осенние изменения в природе».
- Рассматривание иллюстраций в альбоме «Осень».
- Разучивание пословиц, поговорок, примет об осени.
- Знакомство с предметами традиционного женского рукоделия.
- Посещение музея «Русская изба».
- Беседа о семейных праздниках и традициях.
Демонстрационный материал:
- Традиционная тряпичная кукла «Кузьма и Демьян».
- Картинки с изображением инструментов.
- Музыкальное оформление: фонограмма с русской народной музыкой.
Раздаточный материал:
- картонная заготовка подковы, дощечки, тесто, стеки, крупа (гречка, горох).
Форма проведения: Совместная деятельность.
Форма организации: Подготовительная группа.
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
(Тихо звучит русская народная музыка, дети входят в зал, который украшен декорациями под русскую избу).
Хозяйка (педагог) встречает детей в русском народном костюме.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Как в старину говорили:«Здравствуйте, гости дорогие да желанные! (Дети приветствуют поклоном ). Проходите гости дорогие! Места всем хватит. Спасибо вам, что зашли ко мне в гости. Тепло ли Вам, уютно? А за окном гуляет холодный ветер. Уже поздняя осень. Давайте, вспомним все осенние месяцы и осенние календарно –обрядовые праздники. - Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей). - Как в старину называли сентябрь? А октябрь?
Педагог: В старину сентябрь называли рябинник, а октябрь –листобой. - Ребята! Скажите, а почему их так назвали? (ответы детей ). В сентябре поспевает рябина, а в октябре опадает листва. - А какой сейчас месяц? (ответы детей). - Как в народе называли этот месяц? (ответы детей). Грудень. Правильно, ноябрь, месяц студеный (очень холодный с долгими темными вечерами, да грудами замершей земли, не зря его в народе прозвали – «Грудень». Русский народ поговорки о ноябре придумал, вы знаете их? (ответы детей).
«Не сковать реку зиме без ноября –кузнеца».
«Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит».
Педагог: Осень–это пора русских народных праздников. - Какой русский народный праздник в сентябре? (Ответы детей).14 сентября - начало бабьего лета! (Рано утром, женщины выходили к берегам рек, встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Хлеб делали для всех и скармливали домашним животным, в дар матушке Осенине).
27 сентября –праздник Воздвижения. Это начало холодов. -Какой русский народный праздник в октябре? (ответы детей). 14 октября –Покров Пресвятой Богородицы! В этот день девушки вымаливали себе жениха, да семейного счастья. – Какой русский народный праздник в ноябре? (ответы детей). 14 ноября - Праздник «Кузьминки».
Педагог: Правильно, праздник «Кузьминки» или осенние посиделки. -А вы знаете, что он означает? (ответы детей). Праздник «Кузьминки» - проводы осени и встречу зимы. Педагог: Сегодня о «Кузьминках» мы с вами поговорим. В старину, наши бабушки и прабабушки дедушки и прадедушки в это время отмечали окончание работ в поле и огороде и приступали к делам домашним. Долгими осенними вечерами они собирались, водили хороводы, разговаривали и шутили. А называли эти вечера – посиделками.
-Какие работы завершали на поле и в огороде? (Ответы детей). Собирали капусту, морковь, вспахивали поля.
Педагог: На Руси считалось, что с «Кузьминок»начинаются первые морозы. Об этом морозе сохранилось много народных примет. -А вы знаете какие? (Ответы детей).
-Снежный день14ноября обещает будущей весной большой разлив.
-Демьянов путь-не путь, а только перепутье.
-Кузьма закует а, лишь Михайло раскует (на 21 ноября бывает оттепель).
-Не заковать реку зиме без Кузьмодемьяна.
Педагог: В честь кого назван праздник «Кузьминки»? (Ответы детей).
Да, это были два брата Кузьма и Демьян. Братья старательно учились кузнечному ремеслу и стали умелыми кузнецами, они ходили по селам и помогали людям.
- Скажите, а деньги за свою работу они брали(Ответы детей).
-Как вы думаете, почему их стали называть бессеребренниками?
Денег (серебра) за свою работу не брали, делали просто так от души, люди стали называть их бессеребренниками.
Педагог: За добрые дела Кузьму и Демьяна стали считать покровителями кузнечного дела, они охраняли дом от всякой беды.
-Ребята, чем занимались кузницы? А что ковали кузнецы? (Ответы детей).
Правильно ковали: подковы, гвозди, опоры, косы, мечи.
А загадки про инструменты, вы знаете(Ответы детей). Дети находят отгадки на картинках. Один загадывает, другой находит.
-Сам худ, голова с пуд, на работу вышел каждый услышал. (молоток).
-Бьют Ермолку по затылку, он не плачет только носик прячет. (гвоздь).
-Всех на свете обшивает, что сошьет и надевает. (игла).
-Два кольца два конца, по середине гвоздик. (ножницы).
-Кланяется, кланяется, придет домой растянется. (топор).
-Принялась она за дело: завизжала и запела, ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила)
Педагог: А сейчас давайте поиграем в игру «Ремесленники». Вставайте в круг. Я вам буду называть ремесло, а вы показывайте, что они делали. (плотник, портной, кузнец). Ребята, давайте мы с вами побудем кузнецами и сделаем подкову-сувенир, на счастье. Проходите, садитесь, давайте украсим подкову кто, как хочет. (под спокойную русскую народную музыку, дети проходят за столы и украшают подкову).
На фото, подковы, украшенные детьми.
Педагог: Ребята, вы закончили? Давайте, ваши подковки на поднос и мы их подсушим. Красивые подковы получились. На празднике занимались не только ремеслом,но и пели, водили хороводы. Я вас приглашаю завести хоровод «На горе то калина».А сейчас, проходите, отдохните. (дети садятся на стулья).
Кузьма и Демьян были покровителями не только кузнечного дела, но и женского рукоделия. Одним из видов рукоделия является изготовление тряпичных кукол.
Есть кукла и на праздник «Кузьминки» (педагог показывает куклу «Кузьма и Демьян»).Она так и называется -Кузьма и Демьян. Ещё их называют «Неразлучники».
Этой куклой не играли, а располагали над рабочим местом и оставляли на весь год до следующего праздника.
А сейчас не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте.
Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:
-Какие труды (такие плоды).
-Семь раз отмерь (один раз отрежь).
-Землю красит солнце (а человека труд).
-Красна птица перьями (а человек уменьями).
-Под лежачий камень (вода не потечёт).
-На печи заседать (хлеба не видать).
-Труд человека кормит … (а лень портит).
-Скучен день до вечера … (коли делать нечего).
Дети продолжают русские пословицы
На «Кузьминках» обязательными блюдами на праздничном столе были :каша с кусочками курицы, куриная лапша и пирог из курицы, назывался он «курник». Все блюда готовили с добавлением куриного мяса. Ведь недаром говорили «На Кузьму Демьяна курицу на стол».
За столом гости шутили, угощались, посиделки продолжались. Ну что, ребята не устали?
Есть у меня одна шуточная игра, под названьем «Он -она!».И пускай играет то, кто игру мою поймёт.
-Он слон, она?. (слониха).
-Он лось, она?. (лосиха).
-Он ёж, она?. (ежиха).
-Он заяц, она (зайчиха).
-Он кот, она?.
Ну конечно, это кошка (Ну, ошиблись вы немножко).
Вот так, незаметно проходило время, посиделки заканчивались.
Итог занятия (Вопросы к детям).
- С какой обрядовой куклой вы познакомились(«Кузьма и Демьян»).
-К какому календарно - обрядовому празднику эта кукла? («Кузьминки»)
-Кто были Кузьма и Демьян (кузнецами).
-Чем они занимались? (помогали людям).
-Как назывался праздник,когда вечерами люди в гостях играли,шутили, угощались (посиделки).
Вот и наши посиделки закончились. Вот вам ребята, за ваши труды угощение. Проходите, мойте руки и угощайтесь. До свидания! Гости дорогие! (Под тихую, русскую, народную музыку дети выходят).