Елена Жданько
Конспект НОД для детей 5–6 лет «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: «Познание»
В интеграции: «Коммуникация», «Социализация» «Художественное творчество».
Главные слова: род, родители, любовь, послушание, забота, благодарность.
Цель: обогатить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга.
Задачи:
Образовательные:
1. Подвести детей к умению строить элементарные родственные связи;
2. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о семье
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД для детей 5–6 лет „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
1. Продолжать воспитывать любящее, заботливое отношение ко всем членам семьи.
2. Воспитывать в детях уважение к семенным традициям.
Предварительная работа:
Чтение рассказов Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», Л. Толстой «Старый дед и внучек»;
Рассматривание иллюстраций, семейных фотографий;
Сюжетно-ролевая игра «Семья»;
Рассказывание пословиц о семье, обсуждение их смысла;
Знакомство с семейными традициями
Утренние и вечерние беседы на тему «Будни семьи», «Семейные праздники», «Забота о ближних».
Материалы к занятию: стихи и поговорки, иллюстрации, семейные фото, принадлежности для худ. творчества.
Ход занятия:
Дети сидят за столами.
Воспитатель:
Семья – это то, что мы делим на всех
Всего понемногу: и слезы и смех,
Взлет и паденья, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда,
Пусть мчатся секунды, недели, года.
И степы родные,
И отчий твой дом
Сердце навеки останется в нем.
Сегодня, ребята, мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме, о семье. Произнесите слово «семья» по слогам: «семь-я». Как вы думаете, что это значит?
Ответы детей.
Воспитатель: Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Вы на кого-то в семье похожи, кто-то похож на вас. И сходства бывают не только внешними. Многие из вас унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу. Ведь семья – это группа живущих вместе близких родственников. Сейчас я вам расскажу, какими были семьи в России в старину, когда были маленькими ваши бабушки и дедушки.
В старину Россия была в основном крестьянской страной. Городов – немного, все они небольшие, а основное население жило в селах и деревнях. Деревенские семьи были большими и многодетными. Детей у матери рождалось не два, три, о порой и десять и пятнадцать! Трудно вырастить и вскормить столько малышей, да зато недаром сложили в русском народе пословицы: «Изба детьми весела», «Есть дети – будут и радости». Говорили и так: «Дети – божья благодать» или так: «Хоть тесно, да лучше вместе».
Дети в деревенских семьях быстро взрослели и становились помощниками отцу с матерью. Дочери учились всему у бабушки и мамы: и шить, и вязать, и прясть, и ткать, и печь топить, обед варить, да и нянчили младшеньких сестренок и братишек.
А мальчики от отца не отходили – всему у него учились: и коней запрягать, и в поле работать. В старину ребенок 7-8 лет уже становился в семье помощником!
Пословица русская примечает: «Мальчик – утеха отцу, а девочка – матери».
Чтобы жить такой большой семьей, и дом нужно иметь соответствующий. В те времена деревьев повсюду росло много, кругом были непроходимые леса. Поэтому и дома строили деревянные. Да какие красивые! Деревянной узорчатой резьбой покрывали и оконца, и ставенки, и наличники, и двери. В домах устраивали подпол. Здесь хранили всю зиму до весны дары земли, что выросло на грядках и в огороде.
В избе главная хозяйка – русская печь! Она и дом согревала в зимние холода, в ней и еду варили. На теплой печке бабушка внукам и сказки долгими вечерами при свете лучинки рассказывала.
Дети подрастали и о своих семьях задумывались. Девицы хороводы водили. Недаром ведь говорится: «Девица красна в хороводе, как маков цвет в огороде» (красна – значит, красива)
Парно себе невест выбирали, потом с согласия родителей свадьбу играли, а там и свой дом строили неподалеку от родительского.
Возникала новая семья. Потом и другие дети свои семьи создавали.
Воспитатель: Как вы думаете, почему же на Руси семьи были такие большие?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Чтобы землю обработать, поля засеять, урожай собрать, много рабочих рук нужно! Часто старики говаривали: «Нам и старость не страшна, у нас детей много, они нас не бросят, когда мы уж работать не сможем». Так оно и было.
В городах семьи, конечно, поменьше. Жить здесь теснее, ребенка вырастить сложнее, чем среди живой природы. Но и тогда у многих по пять-семь ребятишек подрастало, ведь недаром говорится: «Человек без сестер и братьев одинокое дерево».
Воспитатель: А сейчас ребята, мы поговорим о ваших семьях.
-Расскажите, сколько членов в вашей семье.
-Назовите по имени, отчеству, фамилии ваших папу, маму, дедушку, бабушку.
- Есть ли у вас в семье братья и сестры? Как их зовут? Кто у вас в семье старший, кто младший?
-Есть ли у вас дяди, тети? Кем они приходятся вашим родителям?
- Расскажите о традициях в вашей семье.
Рассказы детей с использованием семейных фото.
Воспитатель: А теперь ребята выходите на семейную зарядку.
Физкультминутка:
Осенью, весной, летом и зимой,
Мы во двор выходи
Дружною семьей.
Встали в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, (поднять руки вверх – опустить)
Папа бодро приседает. (приседание)
Повороты вправо – влево (руки на поясе, повороты в стороны)
Делает мой братик Сева,
Я и сам бегу трусцой (бег на месте, наклоны головой из
И качаю головой. стороны в сторону)
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу о семье : «Вся семья вместе, так и душа на месте».
- «Душа на месте», где место души человека? (Внутри)
- Какая должна быть душа? (Добрая)
- Если человек обижает своих близких, что происходит с душой? (Она болит)
- Как можно вылечить заболевшую душу? (Надо научить ее любить близких, заботиться о них)
- Дружная семья – какая она? (Это та семья, где царит любовь, дружба, послушание, забота друг о друге)
- Какие еще поговорки и пословицы о семье вы знаете?
Дети называют, воспитатель дополняет:
«Согласие да лад – в семье клад»
«Семья сильна, когда в ней крыша одна»
«В семье все согласно, так и дело идет прекрасно»
Воспитатель: Недаром в народе говорят: «Согласная семья – самая счастливая». Послушайте стихотворение о счастливой семье.
Ребенок:
«Мой дом, моя семья»
Дом, в котором мы живем –
Это очень добрый дом.
В нем живут мои игрушки,
Мама, папа, брат, сестра,
Дед и баба… .Ну, и я!
- А у Саши в доме кот… Серый.
- А у Маши – пес – Барбос… Белый.
А у вас кто в доме есть?
Можешь всех назвать и счесть?
Нарисуй свой добрый дом
И своих любимых в нем.
Воспитатель предлагает нарисовать свою семью, или самые интересные события из жизни семьи. Дети самостоятельно выбирают тему рисунка и материал для работы.
В конце занятия организуется выставка для родителей «Моя семья».