Марина Быкова
Конспект НОД для детей 4–5 лет «Знакомство с фольклором»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей 4-5 лет
«Знакомство детей с фольклором»
Цель: развитие коммуникативных, творческих, познавательных, способностей детей при ознакомлении с русской культурой и фольклором.
Задачи:
1. Познакомить детей с малыми формами устного народного творчества.
2. Развивать познавательную деятельность воспитанников.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: игрушки Медведь, кроватка для кукол, одеяло, подушка, игрушечная посуда (кастрюля, тарелочка и ложка, демонстрационные картинки (арбуз, гриб, морковь, кот, ёжик, лиса, зима, аудиозапись колыбельной песни
Предварительная работа: отгадывание загадок о временах года, животных, птицах, овощах и фруктах; разучивание колыбельной песни «Баю-баюшки-баю».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем уже много сказок. И знаем, что есть сказки, которые сочинили писатели, и есть сказки, которые передаются от бабушек мамам, от мам детям?
(Ответы детей)
Воспитатель: В таких сказках заключена народная мудрость и красота нашего родного русского языка. Как называются такие сказки?
(Ответы детей)
Воспитатель: да, это русские народные сказки. Люди еще с древних времен подмечали приметы в изменениях природы, погоды,в поведении животных и метко отображали их в своей речи, музыке, игрушках… Все это называется народный фольклор.
Воспитатель: Сегодня мы вспомним и познакомимся с формами народного фольклора : считалками, закличками, загадками, колыбельными, потешками, сказками.
К нам сегодня в гости придёт герой многих народных сказок, а кто он – отгадайте!
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его…
(Медведь)
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, это медведь! Только спит наш Мишенька, давайте его разбудим. Только не просто так, а с прибауткой:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся, наш дружок,
Встань, наш Мишенька, дружок!
Воспитатель: Не сердись, Мишенька, что мы тебя разбудили. Просто ребята очень хотят с тобой поиграть! Только, Миша, давай мы тебя умоем.
Водичка, водичка,
Умой Мишутке личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: теперь давайте, ребята, накормим нашего дорогого гостя.
Люли, люли, люленьки
Прилетели гуленьки
Стали гули говорить
«Чем нам Мишеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком
И румяным пирожком».
Воспитатель: Мишутка, теперь ты сытый и довольный. А теперь давай играть, только нужно посчитать… кто водящим будет?
Раз, два, три, четыре.
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить,
тому и водить
Воспитатель: Выбрали водящего, молодцы!
Подвижная игра «У медведя во бору»
Воспитатель: Устали, ребята? Садитесь, послушайте сказку! А прежде присказка
Как не в море-океяне
Не на острове Буяне
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!»
Воспитатель: А теперь сама сказка
Русская народная сказка в обработке О. Капицы «Петушок и бобовое зёрнышко»
Жили-были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает: — Петя, не торопись, Петя, не торопись.
Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит.
Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:
— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица, петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зёрнышком.
— Беги скорей к коровушке, проси у неё молока, а я ужо собью маслица.
Бросилась курочка к корове:
— Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьёт маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.
— Ступай скорее к хозяину, пусть он принесёт мне свежей травы.
Бежит курочка к хозяину:
— Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьёт маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.
— Беги скорей к кузнецу за косой, — говорит хозяин.
Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:
— Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.
Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке.
Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зёрнышко и проскочило. Петушок вскочил и во всё горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!»
Воспитатель: Понравилась сказка?
(Ответы детей)
Воспитатель: А теперь пойдем гулять с Мишкой. Что-то солнышка не видно, давайте его позовем все вместе!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Воспитатель: : Вышло солнышко, народ, собирайся в хоровод!
Воспитатель: Да, ребята, мы совсем забыли, что нашему гостю Мишке уже пора ложиться спать. И проспит он до самой весны. Миша, пора тебе в свою берлогу возвращаться. А мы споём тебе колыбельную песню «Баю-баюшки-баю».
Исполнение колыбельной всеми детьми.
Воспитатель: Мишка маленький у нас,
спать уложим его сейчас!
Колыбельную послушай,
лапки под щекой сложи
и тихонечко усни!
Воспитатель: Вам понравился наш гость? Чем он для вас был интересен? Хотите, чтобы он снова пришел к нам в гости со своими друзьями? Всем было интересно познакомиться с русским народным фольклором? Теперь вы знаете, что обозначает это слово?
Воспитатель: Кончилось веселье. Пришло время угощенья. Не робейте, не стесняйтесь, угощайтесь!