Екатерина Максимчук
Конспект НОД детей подготовительной к школе группы коррекционной направленности «В некотором царстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для обогащения знаний детей о русском народном фольклоре.
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие» предметная дисциплина «Приобщение к социокультурным ценностям»:
- сформировать представления о характерных чертах русского народного фольклора;
- познакомить с видами и жанрами русского народного фольклора.
Задачи ОО в интеграции:
образовательной области «Речевое развитие»:
- расширять кругозор, обогащать словарь детей;
- чтение стихотворения, проговаривание стичалочки, чистоговорки;
- развивать речевые умения.
Публикация «Конспект НОД детей подготовительной к школе группы коррекционной направленности „В некотором царстве“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Темочки
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, культуру общения и взаимодействие с взрослыми и сверстниками;
- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа;
- прививать любовь к русскому фольклору.
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- формировать элементарные представления о видах и жанрах русского народного фольклора.
образовательной области «Физическое развитие»:
- развивать общую моторику;
- совершенствовать рече-двигательные способности и умения.
Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений создание оптимальных условий реализации Образовательной программы МДОБУ с учетом психолого-физиологических особенностей воспитанников подготовительной (логопедической) группы
Целевые ориентиры: проявляют любознательность, интересуются и пытаются самостоятельно установить причинно-следственные связи, придумать объяснения явлениям природы и функциям предметов окружающего мира
Предполагаемый результат: к концу занятия дети имеют представления:
- о характерных чертах русского народного фольклора;
- о видах и жанрах русского народного фольклора.
Предпосылки универсальных учебных действий:
- устанавливают причинно-следственные связи;
- сформированы произвольные формы общения со взрослым.
Предварительная работа: беседы о фольклоре, жанрах фольклора; картин по устному народному творчеству
Словарная работа: Обогащение словаря (фольклор, небылица, поговорка, частушки). Активизация словаря: сказка, загадка, пословица, считалка, потешка, дразнилка, закличка
Педагогические технологии: словесные; практические и социо-игровой методы; чтение художественной литературы
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, практическая и игра
Оборудование для педагога: сундук, платок, волшебная коробочка с записками, аудио проигрыватель для музыки
Оборудование для детей: картинки по сказкам
Воспитатель: Здравствуйте, гости добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Будьте, как дома! А пригласила я вас на посиделки. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. Давайте потихоньку сядем на скамеечку. Вы обратили внимание на мой наряд? В далёкие времена, когда жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы–красавицы.
(раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)
Воспитатель: Ребята, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он. (открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие внучата! Я приглашаю вас в царство Фольклора! Ваш дедушка Фольклор». Интересное послание, и имя странное - Фольклор. А что такое фольклор? (ответы детей)
Воспитатель: Да, из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры и хороводы, частушки, шутливые потешки, пословицы, поговорки, небылицы, считалочки, скороговорки, песенки, сказки, заклички и дразнилки.
Воспитатель: А кто их сочинил?
Дети: Народ.
Воспитатель: Молодцы, отправляемся в царство Фольклора. Ребята, нам дедушка Фольклор в сундук положил какую-то коробочку! Какая она красивая! Наверное, волшебная! Как вы думаете, что в ней лежит? (ответы детей).
Воспитатель: Хотите узнать, что в ней? Демид открой коробочку. (достает записку).
«Поспешишь - людей насмешишь».
Ребята, что это такое? (пословица).
- А что это означает, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята пословицы есть и про смех, шутку, веселье, труд, работу и про дом.
- Сейчас поиграем! Я говорю начало пословицы, а вы продолжите.
Игра «Закончи пословицу»
«Делу время -…», «Кончил дело - …», «Хлеб - …всему голова», «Хорошо в гостях, а….», «Что посеешь, ….»
Дети достают следующую записку.
Воспитатель: «Крепкую дружбу топором не разрубишь». А это что? (поговорка).
- Правильно, поговорка - это короткое народное выражение, которое характеризует какое-то явление. Поговорка, в отличие от пословицы, не несет в себе поучения.
Дети достают еще одну записку.
Воспитатель: «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (Весной)
- Что это я прочитала? (загадка).
- Как догадались, что это загадка? (ответы детей)
Воспитатель: Еще одна загадка:
«Зеленая, но не огурчик
Прыгает, но не кузнечик» (лягушка).
- Чем загадка отличается от пословицы? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, кто сочиняет загадки? (ответы детей)
- Да, тоже народ, но есть загадки, которые пишут писатели.
Дети достают следующую записку.
Воспитатель: «Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть
К нам сорока прилетела и тебе водить велела».
А это что? (считалка)
- Как вы догадались, что это считалка?
- Для чего нужны считалки?
- Чем отличается считалка от загадки? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, считалка - это короткий стишок, который произносится ритмично. Вот мы сейчас и попробуем.
Произносим считалку, сопровождая хлопками.
«Я решил ворон считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть - ворона на столбе,
Семь - ворона на трубе,
Восемь - села на плакат,
Девять - кормит воронят…
Ну, а десять - это галка.
Вот и кончилась считалка!»
Воспитатель: Поиграем в игру.
Игра р/н «Карусели»
Дети достают следующую записку.
«Берёза, моя берёзонька!
Берёза раскудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки!
На тебе, березонька, листья зелёные!
Близ тебя, березонька, красны девицы,
Да добры молодцы хоровод ведут!
Воспитатель: В далекие времена все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поводим хоровод
Исполняется хоровод «Земелюшка – чернозём»
Дети достают еще одну записку.
Воспитатель: Загадки про сказки.
1. В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь») (показ отгадки)
2. Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок расчудесный … (Теремок) (показ отгадки)
3. В какой сказке девочка за своё трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством? («Морозко») (показ отгадки)
Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали. Молодцы!
Дети достают записку.
Воспитатель: «Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны»
Воспитатель: Ребята, а это что, частушка или песня? (частушка)
Воспитатель: Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Частушки исполняли на гулянках, посиделках.
Воспитатель: Ребята, здесь еще одна записка, последняя.
«Около кола колокола». (скороговорка)
- Ребята, а это что, кто скажет? Всех скороговорок не переговоришь, а мы, давайте, попробуем ее сказать.
Воспитатель: Молодцы!
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дел или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
Воспитатель: Я думаю, что нам это сегодня удалось. Мы познакомились со всеми видами и жанрами фольклора, и хочу, чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали. А где же мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали? С какими жанрами фольклора познакомились? Как в народе говорят «Кончил дело - гуляй смело!».
Молодцы ребята!