ирина шеша
Конспект НОД «Что такое права человека. Твои и Мои права» правовое воспитание для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
- формировать основы правового сознания дошкольников;
- знакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;
Учить любознательности и стремлению к постоянному приобретению знаний
Публикация «Конспект НОД „Что такое права человека, Твои и Мои права“ правовое воспитание для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Воспитательные :
• воспитывать гуманное отношение друг к другу, к своим родителям, пожилым людям;
• формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым;
• воспитывать положительные качества и уважение к правам других людей.
Развивающие:
• развивать наглядно-образное и абстрактное мышление, творческое воображение, внимание и память;
• развивать социально - коммуникативные навыки, умение работать в группе, слушать и высказывать своё мнение:
• активизировать речь детей;
• Развивать интерес к познанию нового.
Методы и приемы:
Наглядные:
- сюрпризный момент
- рассматривание иллюстраций к сказкам
- рассматривание документов (свидетельство о рождении, паспорт)
Практические:
- Дидактические игры: «Для чего этот предмет», «Найди героя сказки, чьи права нарушены», «Фармацевты», «Ласковое имя», «Найди слово», «Где мы были – не скажем, что делали – покажем» (имитация)
Словесные:
- беседа воспитателя с детьми о правах, о семье
- чтение стихотворений о маме, о детстве, К. Чуковский «Скрюченная песня»
- отгадывание загадок о жилье
- пословицы о семье
- обсуждение проблемных ситуаций
- речевая игра «Школа»
Музыкальное сопровождение:
- медленная музыка
- «Птица счастья»
- «Солнечный круг»
Элементы здоровьесберегающих технологий:
- психогимнастика
- физкультурная минутка
Материалы для занятия
Конвенция ООН о правах ребенка
Декларация прав и свобод человека и гражданина
Шляпа
Макет Жар – птицы, символы: ребенок, скорая помощь, имя, семья, ученик, дом
Картинки из сказок «Колобок», «Красная шапочка», «Петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белоснежка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»
Мяч
Свидетельство о рождении, паспорт
Дидактическая карта к игре «Найди слово»
Иллюстративный материал к загадкам («Дупло», «Скворечник», «Муравейник»)
Дидактическая игра «Права ребенка»
Ход занятия
1. Психогимнастика
Дети под музыку (веселую) входят в группу. Беседуем о настроении. «Дарим» друг другу улыбки и воздушные поцелуи.
Дети садятся на ковер
2. Беседа
Воспитатель : Вы знаете, что люди появились на Земле давным – давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы: «Что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?
Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу – «Конвенция о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о ваших правах. Чтобы стать полноценным членом общества, нужно знать свои права.
Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать. Они принадлежат вам просто потому, что вы люди.
3. Дидактическая игра «Для чего этот предмет»
Дети садятся в круг. По кругу пускается какой – либо предмет (например шляпа). Каждый ребенок предлагает вариант использования этого предмета (домик для котенка и др.)
- дети, в этой игре вы все использовали свое воображение, фантазию. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно также мы все с момента рождения обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям.
4. Сюрпризный момент
У русского народа символом счастья всегда была Жар – птица – волшебная птица, одно перо которой может принести человеку счастье. Вот такая птица залетела к нам в детский сад.
«Птица счастья» (А. Пахмутова)
Дети рассматривают перья Жар – птицы (на каждом пере написано право и нарисован символ, обозначающий данное право)
5. 1 перо – право на жизнь – важнейшее право, которое дети имеют на планете
(Символ ребенок).
- Кто подарил вам жизнь?
- Мама
- Да. Это особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме много написано рассказов, стихов, песен. – Стихотворение о маме
5а. Дидактическая игра «Найди героев сказок, чьи права были нарушены»
Дети рассматривают иллюстрации к сказкам:
«Колобок», «Красная шапочка», «Петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белоснежка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят» и обсуждают поставленный вопрос.
6. 2 перо – право на охрану здоровья, а дети – инвалиды имеют право на особенную защиту и помощь.
(символ «Скорая помощь»)
Стихотворение «Скрюченная песня»
- из – за чего жители стали скрюченными?
(спали на скрюченной кровати, жили в скрюченном доме и т. д.
- мы можем превратиться в таких же?
(да если не следить за осанкой, не делать зарядку)
6а. Физкультурная минутка.
Каждый день у нас, ребятки,
Начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз,
Все присели, поднялись.
И девчонки, и мальчишки
Побежали все в припрыжку.
И, конечно, очень важно,
Чтоб зарядку делал каждый!
- Если вы вдруг заболеете, кто вам поможет?
(врач)
- Скорая помощь 03 – если ….
6б. Игра «Фармацевты» (с мячом)
Дети встают в круг и передают друг другу мяч по цепочке, отвечая на поставленный вопрос.
Например:
1. если простудились? (горло, голова болит, кашель, чихание) …
2. как помочь? (горчичник – горло полоскать – капли – чай с малиной – таблетки – витамины) ….
- Самим таблетки не пить.
3. чтобы не болеть (тепло одеваться – делать зарядку – правильно питаться – делать прививки – снег не есть – не сосать сосульки)
7. 3 перо – ребенок имеет право на имя и гражданство.
(символ «ребенок»)
7а. Показ свидетельства о рождении
- после рождения вы получили свой первый документ – свидетельство о рождении. Там …
Задание: дома с родителями его рассмотреть подробнее.
- к человеку можно обращаться по имени или имени, отчеству (если старшие люди) называя так, вы проявляете уважение.
А вот не знать имени родных, друзей – это неуважение. Если ты здороваешься, прощаешься или обращаешься к кому – либо – не ленись, назови его имя.
Обращаться можно по разному: Лена – Елена – Леночка – и др.
Чтобы гости знали, как нас зовут:
7б. Дидактическая игра «Ласковое слово»
Дети встают рядом и называют друг друга ласковыми именами
- в какой стране мы живем?
- мы живем с вами в России, поэтому мы – россияне – граждане своей страны
8. 4 перо – право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи.
(символ семья)
- пофантазируем
Какую семью хотели бы иметь?
Игра (слоги соединить стрелками)
Па ка
Доч ма
Сы па
МА нок
Бабуш ка
Пословицы:
Дружная семья гору сдвинет
В гостях хорошо, а дома лучше
Жалей отца с матерью – других не найдешь
Без семьи нет счастья
При солнышке тепло, при матушке добро
9. 5 перо - Дети имеют право на образование
(символ ученик)
- вы скоро пойдете в школу, после ее окончания будете учиться будущей профессии.
Сейчас трудно представить человека, который не умеет читать и писать. Какие знания еще необходимы? В детском саду мы занимаемся? Чем?
9а. Речевая игра «Школа».
Дети, встав в круг, отвечают на вопросы воспитателя :
- Кто учит детей в школе? (учитель)
- Как называется занятие в школе? (урок)
- Как называются книги, по которым занимаются ученики? (учебники)
- С какого сигнала начинается и заканчивается урок в школе? (звонок)
-Когда школьники отдыхают? (перемена)
- В чем носят книги и тетради? (портфель)
- Какие оценки будете получать?
10. 6 перо - Право на жилье и его неприкосновенность.
(символ дом)
- во все времена дом очень много значил для человека. был его крепостью, защитой, любимым местом отдыха. Люди делали так, чтобы дома было всегда чисто, уютно, комфортно. У всех должен быть свой дом.
10а. Загадки:
Воспитатель загадывает детям загадки и после того, как они их отгадают, демонстрирует иллюстративный материал.
Знают все мои соседи: лисы, волки и медведи,
Что живу я на сосне в уютном маленьком …. (дупле)
Между веток новый дом, нету двери в доме том.
Только круглое окошко, не пролезет даже кошка …. (скворечник)
В лесу у пня суета, беготня.
Работяги – муравьи строить дом себе пришли.
Вы, ребята, не зевайте.
Их жилище называйте … (муравейник)
- О чем загадки? Про жилища зверей и насекомых.
- Какие вы знаете сказки, в которых нарушается право на жилье?
«Три поросенка»
«Заюшкина изба» права нарушены
«Теремок»
Правило : если один дома! Не открывать! «Волк и семеро козлят»
(сладкий голос, обещания)
- Никто не имеет права входить в чужой дом без разрешения хозяина, нарушать его неприкосновенность. Никогда не открывайте чужим дверь.
10б. Дидактическая игра: «Где мы были – не скажем, что делали – покажем»
Дети садятся на ковер и по очереди молча имитируют движения (любимое дело в любимом месте своей квартиры – лепят, рисуют, спят, едят). Остальные дети смотрят и отгадывают.
11. ИТОГ:
Воспитатель :
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло,
Пропала беда,
Чтобы яркое солнце
Светило всегда
- Сегодня Жар – птица познакомила Вас с важными правами. Если они нарушаются – дети несчастны. Поэтому взрослые стараются сделать все, чтобы обеспечить вам безопасную жизнь и здоровье, дать возможность учиться и быть счастливыми.
- О каких правах говорили?
-Для чего они нужны?
- Что бывает, если права нарушить?
Наш сад – ваш второй дом. Давайте будем делать все для того, чтобы жить здесь дружно.
В подарок – игра «Права детей»
Музыка «Пусть всегда будет солнце».