Ксения Степанова
Конспект НОД «Что таит в себе огонь?» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬОНЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №17 комбинированного вида»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Что таит в себе огонь?»
(открытый просмотр для воспитателей детского сада)
Воспитатель Степанова К. Б.
Цель: Формирование у детей основ пожарной безопасности.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Что таит в себе огонь?“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Образовательные: Познакомить детей со свойствами огня. Уточнить и закрепить знания детей о назначении огня, об источниках пожара, о правилах пожарной безопасности.
Развивающие: Развивать связную речь детей. Учить детей отвечать на вопросы полными и развёрнутыми предложениями. Развивать зрительную и слуховую память детей.
Воспитательные: Воспитывать у детей ответственность и понимание о необходимости соблюдать правила пожарной безопасности.
Оборудование:
Презентация к НОД; необходимое оборудование для опытов (железный поднос, свеча, банка, спички, бумага); письмо от пожарного; коробки со спичками;
Предварительная работа:
Показ презентации по данной теме. Беседы с детьми по теме. Чтение сказки «Кошкин дом», «Пожарные собаки» с обсуждением поступков героев.
Последовательность действий
1. Организационный момент.
(Дети заходят в группу).
Воспитатель: К нам сегодня в группу пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Спасибо. Садитесь на стульчики и приготовьтесь слушать меня внимательно. Посмотрите на экран. Итак, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем с вами говорить, вам необходимо отгадать загадку. Отгадаете?
Дети: Да.
Воспитатель: (Слайд)
Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен.
Он даёт тепло и свет,
Но с ним шутить не стоит, нет!
Что это?
Дети: Это огонь.
Воспитатель: Правильно, это огонь. (Слайд).
Сегодня мы с вами поговорим об огне. На огонь можно смотреть очень долго. Он завораживает, успокаивает. Наверное это осталось у нас от наших предков. (Слайд). Наши предки использовали огонь, который возник естественным путём (от удара молнии, от извержения вулкана, поэтому очень бережно относились к огню. Они считали его божеством, поклонялись ему, оберегали его, не давая огню погаснуть. Позже люди научились добывать огонь самостоятельно. С тех пор огонь служит людям. Скажите мне ребята, в каких случаях говорят, что огонь - верный помощник. Как огонь помогает людям?
Дети: Предлагают свои варианты.
Воспитатель: Молодцы, правильно. (Слайд).
Но также говорят, что огонь наш злейший враг. В каких случаях огонь становится врагом?
Дети: Когда дети балуются со спичками; когда поджигают траву около дома, на полях; в лесу не тушат за собой костёр.
Воспитатель: Если надо дополняет ответы детей. А какую опасность таит в себе огонь?
Дети: Предлагают свои варианты (может начаться пожар в квартире, в доме, в лесу. Могут погибнуть люди, животные, насекомые).
Воспитатель: Хорошо, сейчас посмотрим правильно вы назвали или нет (Слайд).
Молодцы, всё правильно назвали. Давайте с вами повторим ещё раз и назовём причины пожаров, чтобы хорошенько их запомнить.
Дети: Называют причины.
Воспитатель: Правильно, я с вами полностью согласна. (Слайд).
2. Основная часть.
Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон с письмом в руках и говорит : «Это группа №9?»
Воспитатель: Да, это гр. №9.
Почтальон: Тогда для вас письмо.
Воспитатель: Спасибо (забирает письмо и обращается к детям) Дети, на конверте написано, что это письмо пришло к нам из пожарной части. Хотите узнать, что в самом письме на писано?
Дети: ДА.
Вопрос №1
Воспитатель: (открывает письмо и читает) :
Здравствуйте ув. Дети гр. №9. Пишет вам пожарный. Мне очень хочется узнать, что вы знаете об огне, о правилах пожарной безопасности. Для этого я высылаю вам в этом письме несколько вопросов, которые я приготовил для вас. Ответив на все мой задания вы получите небольшой подарок. Желаю удачи.
Вот такое интересное письмо пришло нам. Хотите получить подарок от пожарного?
Дети: ДА.
Воспитатель: Готовы отвечать на его вопросы?
Дети: ДА.
Воспитатель: Тогда слушайте первое задание (достаёт из конверта задание и зачитывает его детям).
Ув. Дети. Вот для вас первое задание. В этом задании я предлагаю вам немножко поиграть. Слушайте правила. Вам будут задавать вопросы, а вы должны на них отвечать. Если вас спрашивают и это верно, то вы хором отвечаете: «Это я, это я, это все мори друзья» и хлопаете в ладоши. А если вас спрашивают и это не верно, то вы молчите и просто топаете ногами. Всем понятно, что нужно делать?
Дети: Да, понятно.
Воспитатель: Тогда начнём. Вставайте около своих стульчиков и слушайте внимательно.
Признавайтесь ребятишки, кто берёт без спроса спички?
Чирк беспечно и на спичке- огонёчек аленький,
Смотришь- спичка невеличка, А пожар не маленький?
Дети молчат и топают ногами.
Воспитатель: Хорошо, слушайте дальше.
Кто из вас заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»
Дети: Это я, это я, это все мои друзья! И хлопают в ладоши.
Воспитатель: Слушаем дальше.
Кто из вас шалит с огнём, утром, вечером и днём?
Дети молча топают ногами.
Воспитатель: Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья! Хлопают в ладоши.
Воспитатель: Всё знаете!
Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный ссор,
А сгорел гараж знакомых и строительный забор?
Дети молча топают ногами.
Воспитатель: И последнее.
Кто завидев сильный дым, набирает «01» ?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья! Хлопают в ладоши.
Воспитатель: Молодцы, слушали меня внимательно и напервый вопрос вы ответили правильно. Молодцы.
Вопрос №2.
Воспитатель: Пришло время следующего вопроса. Готовы?
Дети: ДА.
Воспитатель: Слушайте (достаёт вопрос из конверта).
Пожарный спрашивает: «Ребята, как вы считаете, у огня есть невидимое пламя?»
Дети: предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Чтобы нам узнать правильный ответ на этот вопрос, я вам сейчас покажу один очень интересный опыт. Для него мне понадобится свеча, железный поднос, лист бумаги, спички.
На металлический поднос ставлю свечу и зажигаю её. Ребята, скажите мне пожалуйста, когда я зажгла свечу, что мы увидели у свечи?
Дети: Огонь, пламя свечи.
Воспитатель: Правильно. Опишите мне пламя, какое оно?
Дети: Яркое, красивое, горячее (другие ответы детей).
Воспитатель: Скажите мне, а можно пламя потрогать?
Дети: Нет, можно обжечься.
Воспитатель: Правильно. Смотрите, что я сейчас сделаю. Беру лист бумаги и подношу его к пламени. Немного держу и даю потрогать вам. Что произошло с бумагой?
Дети: Бумага нагрелась. Она стала горячей.
Воспитатель: Да, лист бумаги нагрелся, так как у огня есть невидимое пламя и поэтому к огню близко не подойдёшь.
ВЫВОД: У огня есть невидимое пламя.
Воспитатель: Я- огонь! Я - друг ребят! Помогать я людям рад!
Но когда со мной шалят, всегда помните о том,
Становлюсь тогда врагом и сжигаю всё кругом!
Давайте вспомним, о чём нас спрашивал пожарный во втором вопросе? Есть ли у огня невидимое пламя? Как мы ответим на этот вопрос?
Дети: У огня есть невидимое пламя.
Вопрос №3.
Воспитатель: Правильно. Вот мы уже ответили и на второй вопрос пожарного.
Итак, каким будет следующий вопрос. Посмотрим (достаёт из конверта задание и читает).
«Ребята,к вам в группу пробрался непослушный-огонёк и подложил к вам в игрушки опасные предметы. Чтобы их отыскать, вам нужно разгадать зашифрованную фразу, которая прячется в этих таблицах, и понять о каком запрещённом предмете в этой фразе говорится. Только отгадав фразу, вы сможете найти, что подложил вам непослушный- огонёк.»
Воспитатель вывешивает на доску три мнемотаблици. На первой изображены спички, на второй изображены дети и на третей изображены детские игрушки, которые перечёркнуты.
Дети разгадывают зашифрованную фразу при помощи наводящих вопросов воспитателя, если это нужно.
Воспитатель: Молодцы, правильно разгадали. Здесь зашифрованно «Спички детям не игрушки!». О каком запрещённом предмете говорит нам эта фраза? С чем детям нельзя играть?
Дети: Со спичками.
Воспитатель: Конечно, значит, что вы должны найти в нашей группе?
Дети: Спички.
Воспитатель: Ваша задача отыскать спички. Всего спрятано 4 коробка. По моей команде вы спокойно встаёте и шагом отправляетесь на поиски. Кто найдёт коробок молча подходит ко мне и отдаёт мне его в руки. Потом садится на свой стульчик. Ребята, времени на это задание у вас не много, пока сыпется песок в песочных часах. Всем всё понятно?
Дети: ДА.
Воспитатель: Тогда раз, два, три поиски спичек начни! (переворачивает песочные часы, а дети выполняют задание).
Заключительная часть.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, о чём мы с вами сегодня говорили на нашем занятии?.
Дети: Мы сегодня говорили об огне.
Воспитатель: Правильно. Скажите мне, огонь мы можем считать нашим другом?
Дети: Да, можем.
Воспитатель: А какую пользу приносит нам огонь?
Дети: С помощью огня мы греемся, готовим на огне пищу, сжигаем мусор, огонь отпугивает диких животных.
Воспитатель: Молодцы. А кто мне скажет, что вы сегодня нового узнали? О чём вы сегодня дома расскажите своим родителям?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А чем интересным вы сегодня занимались на занятии и что вам понравилось больше всего?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Знают взрослые, знают дети
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли,
Ведь издревле до нашего века -
Он помощник и друг человека.
Поутру, чтобы все были сыты,
Ставим пищу в духовки и плиты.
Хлеб и булки огонь выпекает
И от холода нас защищает.
Дорогие дети. Всегда помните о том, что такая маленькая на первый взгляд спичка может много принести пользы. Но она так же может и много принести горя. Она может отнять у вас ваш дом, она может отнять дом у животных и насекомых, тогда когда горят леса. А самое главное она может лишить вас жизни, вас и ваших родных. Никогда не играйте с опасными предметами, которые могут привести к несчастью. Запомнили?
Дети: ДА.
Воспитатель: Хорошо. Вы на все вопросы пожарного ответили?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит вы заработали подарок. Пойду посмотрю, наверное он в раздевалке остался. (Уходит в раздевалку и возвращается с подарком, который вручает детям).
Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за внимание.