Вера Ревина
Конспект НОД «Что есть в доме моём?» по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Что есть в доме моём» (посуда, мебель.)
Цель: Познакомить с историей посуды (ложки, кувшина, мебели (кресла, называть внешние особенности, учить понимать назначение предметов домашнего обихода, активизировать словарь.
Предварительная работа:
- экскурсия в музей «Красна изба»
-отгадывание загадок по теме,
- чтение «Федорено горе»
- настольно-печатные игры по теме.
Ход НОД:
1. История кресла.
Публикация «Конспект НОД „Что есть в доме моём?“ по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Сегодня мы пришли в необычный музей. Все вещи в этом музее волшебные. Они могут рассказать о своём происхождении, о том, что было до того, как они появились. Мы начнём наше путешествие по музею с этого кресла. Ребята, как вы думаете, зачем человек создал кресло? Неужели это так необходимо? Если сесть в это кресло, можно узнать, на чём сидели люди до того, как оно появилось. Попробуем?
Воспитатель садится в кресло. Все дети закрывают глаза и попадают в прошлое.
- Мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах, ели сырое мясо и носили шкуры зверей вместо одежды. Посмотрите, в пещере есть предметы, на которых человек мог сидеть? (Нет.) На чём же он сидел? (На земле.) Давайте попробуем так сесть.
Дети садятся на корточки, на колени и т. д.
- Удобно так сидеть? Почему?
Дети отвечают на вопросы.
- Наше волшебное кресло поможет нам найти предмет, на котором удобно сидеть.
Воспитатель предлагает сесть в кресло кому-нибудь из детей, остальные закрывают глаза, а когда открывают, видят бревно.
- Что это, ребята? (Бревно.) Правильно. Человек нашёл бревно, чтобы сидеть на нём, а не на земле. Давайте сядем на это бревно и посмотрим, удобно ли нам будет.
Дети садятся на бревно.
- Удобно вам, ребята? (Нет! Бревно шатается, оно тяжёлое, низкое) Давайте отправимся дальше в нашем кресле.
Снова в кресло садится один из детей, остальные закрывают глаза, а когда открывают, видят пенёк.
- Как из бревна человек мог сделать пенёк? (Распилить.) Давайте попробуем посидеть на нём.
Дети по очереди садятся на пенёк.
- Удобно? Что же вам мешает? (Пенёк тяжёлый, неустойчивый, шершавый.)
- Как вы думаете, какой предмет придумал человек, чтобы было удобно сидеть? (Табурет.) Давайте отправимся на его поиски.
Другой ребёнок садится в кресло, все закрывают глаза, а когда открывают их, видят табурет.
- Посидите по очереди на табурете. На чё м удобнее сидеть: на пеньке или на табурете? (На табурете.) Почему? (Он устойчивый, прочный, гладкий.) Из каких частей состоит табурет? (У табурета четыре ножки и сиденье.) Если долго сидеть на табурете, устаёт спина, поэтому человек решил приделать к табурету спинку, и получился стул.
Снова все дети отправляются в путешествие в кресле.
- Посмотрите на стул. Какой он? Какие бывают стулья? Что у них общего? Чем отличается стул от табурета? На чём удобнее сидеть? Попробуйте.
Дети отвечают на вопросы.
- Для чего человек сделал пенёк, табурет, стул? (Чтобы сидеть.) Зачем же ему понадобилось кресло? Чем оно удобнее? (Оно мягкое, большое, широкое.)
- Давайте скажем «спасибо» нашему мягкому удобному креслу за то, что оно помогло нам узнать историю своего рождения.
Воспитатель предлагает детям сложить разрезные картинки (бревно, стул, пенёк, табурет, кресло) и указать последовательность происхождения этих предметов.
2. История ложки и кувшина.
Снова в кресло садится один из детей, остальные закрывают глаза, а когда открывают, видят много предметов.
Воспитатель спрашивает у детей, кто создал все окружающие их предметы.
- Правильно, все предметы сделали взрослые, они всё умеют.
- Здесь есть и очень старые предметы, их сделали очень давно. Посмотрите на эти предметы. Каким одним словом их можно назвать? (Посуда.) Правильно, это посуда. А сейчас отгадайте загадку:
Если есть за стол садятся,
То её берут с собой. (Ложка.)
- Правильно, ребята, конечно ложка.
- Да, ложка, оказывается, очень важная вещь.
-Все люди знают ложку, а как вы думаете, почему? (Ложкой можно есть кашу, суп, лапшу.) Правильно, ложка нужна для того, чтобы есть, мешать суп в кастрюле. Как вы думаете, чем ели люди, когда на свете ещё не было ложки?
Дети отвечают на вопрос.
- Послушайте, что я вам расскажу про ложку. В это время человек жил в пещере. На огне варил обед, ну а чем же он ел?
Человек пищу ел руками.
Вы представьте сами.
Как же трудно было
Есть жидкий суп руками.
Но, подумав, выход есть!
Сделал ложку человек.
Вот так появилась ложка. Конечно, сначала её сделали из камня. Это было очень давно. Потом человек переехал из пещеры в хижину. Тогда ложку стали делать из дерева. Давайте сравним каменную ложку и деревянную. Как вы думаете, какая лучше и почему?
Дети отвечают на вопрос.
- Правильно, каменная ложка тяжёлая, неудобная, а деревянная - лёгкая, удобная. А ещё, посмотрите, какие расписные деревянные ложки есть. Их украсили разными узорами, поэтому они такие красивые.
- Да, у деревянной ложки есть сестрёнки, мы до сих пор едим… … металлическими ложками, потому что они прочные, удобные, не ломаются). Теперь мы много узнали о ложке. Послушайте, какую песенку сочинил Карлсон про ложку:
Я летаю по планете, много стран уже повидал,
И все взрослые и дети знают ложку тут и там.
Каждый бережно лелеет этот дорогой предмет.
Если ложка заболеет, её дают медикамент.
Если вкусный суп и каша, ложке сразу хорошо.
И не верится мне даже, столько лет с тех пор прошло.
Снова в кресло садится один из детей, остальные закрывают глаза, а когда открывают, видят кувшин.
- Ой, а это кто? Такой важный, пузатый, полосатый господин?
-Ребята, а вы догадались, кто это? (Кувшин.) А кувшин для чего нужен?
Дети отвечают на вопрос. Воспитатель рассказывает о гончаре, который сделал кувшин.
- Да, люди сделали ещё много-много разной посуды, чтобы она служила человеку. Мы с вами познакомились со многими предметами. Какой из них важнее?
Предмет, который собирает больше функциональных характеристик, - самый важный.
3. Рисование «Ложка для музея».
Воспитатель предлагает детям украсить ложки для музея. В конце работы все рассматривают работы, отмечается разнообразие рисунков, поощряется аккуратность в работе, фантазия детей.