Нина Александровна Волкова
Беседа с детьми 5–6 лет «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа «Дымковская игрушка».
Задачи. Расширять представления детей о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России. Обогащать представления детей о сфере человеческой деятельности – искусство. Знакомить с трудом мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать детям результаты их труда: глиняные игрушки. Закрепить знания детей о дымковской игрушке и дымковской росписи. Формировать интерес детей и эстетическое отношение к предметам народного декоративно – прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение детей к народным мастерам. Поощрять желание детей бережно относится к тому, что сделано руками человека. Совершенствовать умение детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Публикация «Беседа с детьми 5–6 лет „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Материалы к деятельности. Дымковские игрушки. Презентация «Дымковская игрушка», оборудование для демонстрации презентации.
Беседа.
Беседа проводится в художественном центре группы, где на столах и стендах размещены дымковские игрушки.
— Дети, в страну Чудес приглашаю, с Прекрасным познакомить обещаю.
Дети рассматривают дымковские игрушки.
— Дети, кто помнит, кто знает, как игрушки эти мы называем?
— Интересно, где рождается такая красота? Дети, а вам бы хотелось узнать, откуда родом дымковская игрушка?
— Как нам осуществить свою мечту? Дети предлагают свои варианты.
— К сожалению, мы с вами не сможем побывать в городе Кирове и посмотреть на рождение дымковской игрушки. Но можно отправиться в виртуальное путешествие. Как вы думаете, что для этого необходимо? (предложения детей).
— Дети, вы не возражаете, если я буду экскурсоводом?
Путешествие. Презентация «Дымковская игрушка».
— Есть в России удивительная места, ожидают нас там чудеса. Дорогие друзья, в Кировскую область вас приглашаю, Дымковскую слободу посетить предлагаю. По городу Кирову гуляем, необычные дома замечаем. Круги и кольца дома украшают, дымковскую роспись напоминают. Вот скульптурная композиция «Семья», дымковские игрушки напоминает она.
По реке времени в прошлое плывём, в давние-давние годы попадём. Красива природа в тех местах, рождает сказки в людских сердцах. Река Вятка здесь протекает, удивительную глину в себе скрывает. Красная глина для лепки хороша, весной добывают её мастера. Глину с речным песком мешали, водой разбавляли, глиняное тесто получали. Из глины мастера посуду создавали, да на ярмарках её продавали.
А мамы детишкам свистульки лепили, детей своих веселили. Мастерицы для детей чудо создали, дымковской игрушкой чудо назвали. В дымковской сказке живут петушки да индюки с пышными разноцветными хвостами, скромные уточки; барашки круторогие, важные козлики, да весёлые свинки; коровки-кормилицы, лошадки-помощницы, да лесной олень.
В дымковской сказке хозяюшки в расписных юбках, фартуках с оборочками и кокошниках хлеб пекут, воду несут, детей нянчат. Барышни в нарядных платьях да модных шляпках гуляют. Всадники на конях разъезжают. Есть в дымковской сказке и дамы с кавалерами, и родители с детьми. В Дымковской слободе хлеба пекут, чай пьют. Любят ярмарки да карусели.
— Время шло, время бежало, что-то в жизни людей меняло. Интерес к дымковской игрушке затухал, промысел дымковский угасал. Анна Афанасьевна Мезрина очень-очень давно жила, чудо сохранила она. Тайны дымковской игрушки изучала, ученицам передала. Каждая дымковская игрушка необычна, мастерицей создана лично.
Дети, тайны дымковской лепки открываем, о рождении игрушки узнаем. Дымковская игрушка из глиняного теста создана, искусными мастерицами слеплена она. Мастерица детали игрушки слепила, жидкой глиной детали соединила. Глиняная игрушка мягка, легко сломается она. Что же делать? (предположения детей).
— На лавке игрушки долго сушили, в русской печке огнём закалили, стали игрушки крепки, но больно они темны. В давние времена мастерицы мел в молоке разводили да игрушки белили. Ныне белила в магазине покупают, в два – три слоя игрушки покрывают. Вот мастерица волшебство начинает, игрушки узорами украшает. Краски яркие, сочные берёт, кисточкой узор ведёт. Дымковская игрушка хороша, сочными красками удивляет она. Белый фон основу создаёт, всем цветам яркость придаёт. Элементы дымковской росписи просты, для росписи игрушек хороши. Полосы, волны, кольца, круги, листочки и точки, словно волшебные строчки. Символы природы обозначают, здоровья, счастья, добра желают. Круг – это солнце, теплотой нас согревает. Волнистая линия – это вода, свежесть приносит она. Линии прямые пересекаем, землю-кормилицу прославляем. Мастерица ритмично узор располагает, элементы узора повторяет. Золотые квадратики украшение завершают, все игрушки они украшают.
Так рождается чудо–расчудесное, чудо сказочное – Дымковская игрушка. Дымковская игрушка – игрушка русская, народная. Игрушка из глины, игрушка персонаж, быт народа отражает, поиграть приглашает. Дети, игрушки не ломайте, труд мастериц уважайте.
— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Дымковская игрушка».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Чудо-расчудесное в Дымково живёт. Руки в стороны.
По улицам гуляет, всех удивляет. Ходьба на месте.
Вот козлик рогатый бородой трясёт,
Руки на пояс, наклон головы вперёд – назад.
А за ним дымковский конь идёт.
Ходьба на месте с высоким подниманием колена
Вот бежит собачка Жучка,
Хвостик закорючка. Бег на месте.
А у барана крутые рога, Наклон, пальцами рук оказать рога.
Ими он ловко бодает врага. Повороты головы влево – вправо.
Барышни и кавалеры гуляют,
Дымковскую роспись представляют.
Руки на пояс, повороты туловища, влево-вправо.
Дети с педагогом возвращаются в художественны центр группы. Дети рассматривают дымковские игрушки.
Вопросы к детям.
— Дети, вам понравилось путешествие по городу Кирову?
— Чем знаменит этот город?
— Есть в городе Дымковская слобода, где рождаются чудеса. Дети, на какой реке стоит город Киров?
— Что подарила река Вятка жителям Дымковской слободы?
— Дети, кто назовёт этапы изготовления дымковской игрушки?
Педагог обобщает ответы детей.
1. Подготовка теста для лепки (смешать глину, песок и воду).
2. Лепка игрушки из деталей.
3. Сушка игрушки.
4. Обжиг игрушки в печи.
5. Беление игрушки.
6. Роспись красками.
7. Украшение игрушки золотыми квадратиками.
— Дети, какие цвета используют мастерицы для росписи игрушек?
— Мастерицы яркие, сочные краски берут, узор кисточкой ведут. Дети, назовите, пожалуйста, элементы дымковской росписи.
— Элементы дымковской росписи просты, для росписи игрушек хороши. Полосы, волны, кольца, круги, листочки и точки, словно волшебные строчки. Дети, почему каждая дымковская игрушка неповторима?
— Каждая дымковская игрушка необычна, мастерицей создана лично. Дети, труд мастериц уважайте, игрушки не ломайте. Дети, у вас есть вопросы о дымковской игрушке?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Очаровательно! Спасибо, дети! Мне было приятно с вами путешествовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.