Арина Печенина
«В мире насекомых». Конспект НОД по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи.
Пояснительная записка
Тема: «В мире насекомых»
Цель: расширить представления детей о насекомых.
Задачи:
1. Познавательное развитие :
- закрепить и уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках;
- уточнить знания детей о жизни насекомых.
2. Физическое развитие :
- развивать умение ходьбы с высоким подниманием колена;
- выполнять имитационные движения;
Публикация «„В мире насекомых“, Конспект НОД по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать желание сохранять свое здоровье.
3. Художественно-эстетическое развитие :
- закрепить умение различать и выбирать цвета по заданию педагога.
4. Речевое развитие :
- развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок;
- формировать умение выслушивать других детей, при формировании какой-либо проблемной ситуации;
- формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы.
5. Социально-коммуникативное развитие :
- воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе;
- воспитывать навык культуры поведения;
- воспитывать желание заботиться о природе.
Место мероприятия: группа детского сада/подготовительная группа/МБДОУ №19.
Вид мероприятия: НОД познание.
Оборудование и материалы: презентация, магнитофон, резиновая игрушка (лягушка, бабочка на палочке, тазик с водой и лилиями, трава, картинки: кузнечик, комар, лягушка, цветы-картинки, нитки-паутина, карандаши, карточки-раскраски.
Ход НОД:
I.Вхождение
1. Организационный момент.
(Воспитатель включает музыку с песней про весну. Дети подходят к воспитателю.)
Воспитатель: Ребята, скажите про какое время года эта весёлая песенка.
Дети: про весну.
Воспитатель: Совершенно верно. Сейчас какое время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, как вы догадались, что сейчас время года весна? Какие приметы весны?
Дети: Снег растаял, солнышко светит, на улице тепло, птицы прилетели, цветы появляются и насекомые.
Воспитатель: Молодцы!
2. Мотивация
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам загадать друг другу загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка) (слайд 2)
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
(кузнечик) (слайд 3)
Всем она надоедает
И по комнатам летает,
Пристаёт и вновь резвится,
Ей спокойно не сидится.
Всё летает и жужжит,
На стекле окна сидит,
Позолоченное брюхо,
Догадались? Это.
(муха) (слайд 4)
Это вовсе не пчела,
Нос - точёная игла,
Писк его всех раздражает,
Очень больно он кусает!
(комар) (слайд 5)
Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый…
(жук) (слайд 6)
1. Целпологание
Воспитатель: Ребята, как можно назвать их одним словом?
Дети: это насекомые.
Воспитатель: Молодцы ребята, каких насекомых вы ещё знаете? (ответы детей). Правильно.
- А как вы думаете в какой волшебной стране живут насекомые? (ответы детей).
- Ребята вы почти угадали. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомию», чтобы найти самых красивых и ярких насекомых – бабочек. Отправляемся в путь. (шаг с высоким подниманием колен) (звучит песня «Вместе весело шагать»)
II. Основная часть.
1. Беседа о насекомых
Воспитатель: Посмотрите, кто это спрятался под деревом?
Дети: это…. (жук)
Воспитатель: Ребята составьте предложение со словом жук? Где спрятался жук?
Дети: Жук спрятался под деревом.
Воспитатель: Давайте подойдем к нему поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать его и рассмотрим его повнимательней.
Воспитатель: Посмотрите, какие у жука крылышки – сейчас они сложены, потому что он не летает. А еще у жука есть усики, голова, брюшко, лапки.
Воспитатель: это общие признаки насекомых. У всех насекомых есть голова, брюшко, усики
Воспитатель: Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?
Дети: (перечисляют)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.
(Картинки выставляются перед детьми.) (слайд 7)
Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?
Дети: чтобы летать с одного места на другое.
Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, назовите насекомых, которые летают? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, но у них также есть и лапки, которые помогают им прыгать. Вы знаете насекомых, которые прыгают? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а я в траве вижу о ком мы с вами говорим, посмотрите внимательно, это же кузнечик. Почему мы его сразу не заметили? Дайте ответ полным предложением, где сидит кузнечик? (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, он зелёного цвета, как и трава. Кузнечик сидит в траве. Ребята нам надо торопиться к бабочкам, прыгаем, как кузнечики за мной дальше по тропинке.
Воспитатель: На нашем пути волшебный пруд.
Воспитатель: Ребята, а скажите пожалуйста, вода нужна насекомым для жизни?
Дети: Да.
Воспитатель: А кроме воды?
Дети: воздух, солнце, трава, цветы.
Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.
Воспитатель: Некоторые из них бывают вредные. Какое вредное насекомое сидит около воды?
Дети: комар.
Воспитатель: Составьте предложение со словом комар.
Дети: Около воды сидит комар.
Воспитатель: а ещё каких вредных насекомых вы знаете?
Дети: мухи
Воспитатель: правильно, а чем вредны комары и мухи, дайте полный ответ?
Дети: Комары и мухи переносят инфекции, и кусают людей.
Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами? Кто это сидит рядом с кувшинкой и поглядывает на комара?
Дети: лягушка.
Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие. вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.
Воспитатель: Ой, ребята, а что это за звуки? Кто это к нам летит, как вы думаете?
Дети: К нам летит пчела. (слайд 8)
Воспитатель: Да, это пчела. Посмотрите, какая за прудом цветочная поляна. Пчелы, ребята очень любят трудится, они собирают пыльцу и нектар с цветов. А сейчас они хотят отдохнуть и поиграть с нами.
4. Физминутка. «Пчелки»
Утром пчёлки проснулись, (Встают и протирают глазки.)
Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются)
Раз - росой они умылись. (Умываются)
Два - изящно покружились. (Кружатся)
Три нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают.)
На четыре – полетели. (Летают и жужжат).
Гимнастика для глаз «Бабочка»
Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, кто к нам прилетел?
Дети: Прилетела бабочка.
Воспитатель: Ребята, но почему она одна, ведь мы с вами отправились в страну «насекомию», чтобы увидеть много красивых бабочек. (воспитатель подносит бабочку к своему уху и сообщает ребятам, что злой паук поймал всех остальных бабочек в свою паутину и заколдовал их так, что они потеряли свой цвет, но бабочка готова показать ребятам дорогу к пауку.) Следите глазами за бабочкой. Бабочка летает повсюду. Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, вверх, вниз и назад спешит».
5. Активизация словарного запаса
(воспитатель с детьми подходят к паутине на которой висят карточки бабочек)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что злой паук сделал с прекрасными бабочками. Но мы поможем им с помощью волшебных карандашей. Садитесь за столы. Каждый внимательно рассматривает свою бабочку и раскрашивает её тем цветом, какого цвета у неё брюшко.
(Каждый ребёнок по очереди называет каким цветом раскрасил крылья бабочки)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, спасли бабочек от злого паука и расколдовали их. Но нам пора возвращаться обратно в садик. Но чудесных бабочек мы возьмем с собой. Встаем со стульчиков и идем за мной. (возвращение под музыку «Вместе весело шагать», дети шагают за воспитателем высоко поднимая колени)
III Заключительная часть
7. Рефлексия
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, в какой стране мы сегодня с вами побывали. Что вам больше всего понравилось? Что было трудно для вас? Каких насекомых вы встретили в стране «Насекомия»? Кто заколдовал бабочек? Ребята, на память о нашем путешествии возьмите этих красивых бабочек.